Новости здоровья. Лучшие статьи о здоровье.

Методика профессора Макото Шичида день за днем набирает всё большую популярность, что неудивительно. Ведь автор метода считает возможности детей безграничными, а обучение – приятным процессом, который должен происходить в расслабленной обстановке. Как же организовать занятия по Шичиде дома?

 

1. Подготовка к занятиям по Шичиде

Первоочередная задача родителей перед началом занятий – создать у ребенка нужный настрой. Выберите время, когда у малыша хорошее настроение, он сыт и не капризничает. Включите музыку с альфа-волнами (например, в обработке Джеффри Томпсона) – она кажется успокаивающей, но на самом деле активизирует работу правого полушария мозга.

Дыхательные упражнения

Выполнение дыхательных упражнений является частью подготовки к занятиям по методу Шичида. Глубокие вдохи и выдохи помогают расслабиться, что очень важно для работы правого полушария. Время на выполнение дыхательных упражнений – 5 минут.

Вы можете вместе с ребенком:

  • дуть через трубочку в стакан воды;
  • пускать мыльные пузыри;
  • задувать свечи;
  • дуть на подвешенные на веревочке легкие предметы (перышки, бумажные фигурки, помпоны), заставляя их взлетать, кружиться и качаться;
  • дышать на воображаемый предмет.

Дети старшего возраста могут выполнить такое упражнение. Сначала нужно закрыть глаза и подышать медленно и глубоко некоторое время. Затем сделать 8-секундный вдох, задержать дыхание на 8 секунд и сделать 8-секундный выдох. После трехкратного повторения этого упражнения ребенок расслабится.

Упражнение «Шар энергии» по методу Шичида

Данное упражнение кому-то может показаться мистическим, поскольку смысл его в том, чтобы ребенок ощутил, что он может привлекать и получать положительную энергию из окружающего мира. В любом случае, это, как минимум, позитивная и развивающая воображение игра.

Для выполнения упражнения вы с малышом должны сесть друг напротив друга и потирать ладошки одна об другую, говоря о том, как сейчас вы собираете из окружающего пространства положительную энергию. Постепенно вы «замечаете», как у вас в руках возникает уже маленький энергетический шарик, который становится всё больше и больше. Представьте, как будто вы скатываете снежок зимой. Шар энергии по аналогии увеличивается в ваших руках, и, наконец, становится таким большим, что удержать его уже тяжело – теперь можно «облить» себя этой положительной энергией, окунуться в нее. Другой вариант – с силой сжимать, утрамбовывать шарик, и когда он станет маленьким, «съесть» этот кусочек высококонцентрированной положительной энергии. Если малышу пока сложно повторять движения взрослого, можно выполнять движения вместе с ним, создавая один, общий шар энергии.

Позитивные установки

Вам нужно сказать взять малыша на руки и сказать ему три фразы:

  • «Ты особенный»;
  • «Ты можешь всё»;
  • «Мы тебя очень любим».

Конечно, вы можете изменить эти фразы по своему усмотрению, главное – передать ребенку позитивный настрой, оптимизм и свою любовь.

 

2. Упражнения на развитие воображения

Задания на развитие воображение, или на создание образов, являются важнейшим компонентом методики Макото Шичида, по мнению самого автора.

Для стимуляции фантазии ребенка можно использовать такие варианты упражнений:

  • представить себя очень-очень маленьким;
  • представить себя каким-то животным (кошечкой, зайчиком, птичкой и т.п.). Фантазировать должен ребенок, а не мама – поэтому задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета глаза у кошечки? А шерстка? Куда кошечка пошла гулять? Кого встретила по дороге?»;
  • представить себя неодушевленным предметом, например, стулом или шкафом. Ощутить себя легким, как перышко, или тяжелым и твердым, как бревно. Это упражнение применяется в театральных студиях для развития артистичности, т.е. способности погружаться в образ. По утверждению Макото Шичида, дети благодаря таким заданиям учатся визуализировать цвет и форму, «слышать» звук, чувствовать по памяти запах, вкус, осязательные ощущения;
  • ролевые игры. Попросите малыша показать, как его любимый персонаж или игрушка кушает, играет, спит, гуляет. С детьми постарше можно пофантазировать вместе: «Представь, что мы вышли из дома и пошли/поехали/поплыли на лодочке в гости к бабушке. Кого мы встретили? Чем бабушка нас угостит?
  • вспомнить события вчерашнего или какого-либо интересного дня (день рождения, день встречи Нового года, выходной, когда вы всей семьей ездили в лес или парк). Маленькому – рассказываете вы, ребенку постарше – задаете наводящие вопросы, дети 3-4 лет обычно охотно делятся воспоминаниями сами;
  • с использованием изображений. Посмотреть на картинку, закрыть глаза и представить ее. Постараться максимально подробно описать образ, возникший в голове;
  • с использованием двухцветной картинки. Для упражнения вам понадобится оранжевый лист бумаги с наклеенным посередине синим кругом (диаметр 2 см). Держите его на расстоянии 30 см от глаз ребенка. Попросите малыша внимательно смотреть на лист в течение 30 секунд, а потом закрыть глаза. Он может увидеть 4 различных послеобраза – только синий цвет; центральная фигура имеет другой цвет, а не синий, или другую форму (например, квадрат); синий кружок выглядит, как оранжевый; круг будет синим, но цвет может изменяться по желанию ребенка произвольным образо 

3. Упражнения на развитие функции ESP

Данная часть методики Шичиды часто подвергается критике, поскольку предусматривает развитие непонятных простому обывателю способностей. ESP функция мозга  – это возможность получать информацию с помощью скрытых чувств правого полушария, или так называемого «шестого чувства». ESP способности связаны с экстрасенсорикой и включают в себя телепатию, ясновидение, психометрию, предвидение, духовную силу и даже телекинез. Простой пример проявления ESP функции: взрослый мысленно передает ребенку образ мороженого. Ребенок говорит: «холодное», «сладкое, по вкусу похоже на мороженое».

Современная наука уже достигла много в изучении функций и возможностей мозга, однако даже лучшие специалисты знают о нем далеко не всё. Существует масса свидетельств наличия у некоторых людей особенного восприятия мира, позволяющего видеть и чувствовать информацию на ином уровне. Поэтому отрицать теоретическую вероятность существования ESP способностей – это несколько высокомерно. Даже если скептическое отношение к развитию экстрасенсорики у ребенка вас не покидает, мы можем посоветовать вам воспринимать данные упражнения как увлекательные развивающие игры. По мнению Макото Шичида, даже без выполнения заданий на ясновидение и телепатию, развивая правое полушарие мозга с помощью других заданий методики, вы будете развивать и ESP способности.

Ясновидение

Человек, использующий ясновидение, получает информацию в обход известных нам органов чувств из глобального информационного пространства – единой «базы знаний» всего мира. Примеры заданий на развитие ясновидения:

  • предложить ребенку угадать, что изображено на одной из пяти карточек, выложенных перед ним «рубашкой» вверх;
  • показать две карточки, например, с желтым яблоком и с красным, спрятать их за спину и положить перед малышом картинками вниз. Предложить найти карточку с красным яблоком;
  • положить один из цветных шариков в коробку так, чтобы ребенок не видел, и попросить его угадать цвет шарика;
  • с использованием двух одинаковых наборов карточек (к примеру, из 4-5 штук). Нужно выложить один из них картинками вниз и попросить ребенка разложить свой набор карточек так же, а затем проверить, насколько совпала последовательность;
  • разложить в несколько рядов парные карточки «рубашкой» кверху и предложить ребенку найти пары;
  • попросить ребенка, у которого завязаны глаза, угадать, что находится перед ним;
  • положить в коробку несколько предметов и спросить у ребенка, сколько их там. Можно предложить 3-4 варианта ответа;
  • угадать, кто звонит маме по телефону или стоит за дверью; что находится в подарке или в маминой сумке. Ребенку можно и нужно помочь, задавая наводящие вопросы – например, о подарке: какое это, мягкое или твердое, какого цвета, какой формы? При этом давать подарок в руки нельзя, чтобы ребенок не мог оценить вес коробки и предполагать логически;
  • «жмурки» – знакомая всем с детства игра. Завяжите малышу глаза шарфиком, а он должен найти вас.

Телепатия

Суть телепатии – передача мыслей и чувств на расстоянии. Т.е. вы думаете о чем-то и передаете эту информацию ребенку. Примеры упражнений:

  • спрятать игрушку/что-то вкусное в один из одинаковых стаканчиков (коробочек, чашечек). Мысленно транслировать малышу, где находится предмет, и попросить найти его;
  • выложить в ряд несколько карточек и выбрать в уме одну из них, стараясь передать эту информацию ребенку. Предложить ему показать на картинку, которую вы загадали;
  • с использованием двух одинаковых наборов карточек (4-5). Вам нужно выбрать одну из карточек в своем наборе и попросить малыша достать из его набора такую же;
  • сидя перед ребенком, загадать картинку и попросить его угадать, какую.

Психометрия

Смысл явления психометрии в способности получать сведения о предмете или его владельце через тактильный контакт. Говоря проще – человек потрогал предмет и понял, кому он принадлежит, где находился раньше, для чего используется и т.д. Примеры упражнений на развитие психометрии:

  • сделать коробку с отверстием для руки (содержимое коробки не видно), положить внутрь несколько шариков разных цветов. Попросить ребенка засунуть руку в коробку и на ощупь понять, какого цвета шарик;
  • положить перед малышом несколько карточек «рубашкой» кверху, попросить его дотронуться и сказать, что там изображено;
  • написать на листке бумаги букву или цифру, смять листок и отдать ребенку, чтобы он угадал, что на нем изображено;
  • нарисовать на листке бумаги фигуру (например, квадрат), сложите листок и дайте малышу. Покажите ему три изображения разных фигур и спросите, какая нарисована на листке бумаги, который ребенок держит в руках.

Предвидение

Предвидение – это умение предугадать то, что произойдет. Примерные упражнения:

  • угадать, какая завтра будет погода;
  • угадать, какую карточку вы сейчас наугад выберете из небольшой стопки.

 

4. Демонстрация флеш-карточек Шичиды

В методике Макото Шичида карточки являются основополагающим компонентом, причем, по мнению автора, их количество важнее качества. Преподаватели в школах Шичиды не советуют показывать младенцам одну и ту же карточку более 3 раз, потому что однообразие детям быстро наскучивает. 

Для чего нужны карточки? Правое полушарие мозга можно сравнить с библиотекой, где хранится огромное количество информации, которая когда-либо будет оттуда извлечена. Быстрый показ карточек направлен именно на правое полушарие мозга, куда и заносятся новые изображения, поскольку для усвоения информации левым полушарием требуется значительно больше времени. Демонстрация карточек тренирует мозг примерно так же, как занятия спортом развивают мышцы.

Флеш-карточки по методу Макото Шичида (от «in-a flash» – мгновенно) – это набор карточек с изображениями на разные темы. Шичида предлагает показывать ребенку для начала не более 100 флеш-карточек в день, затрачивая на каждую не более 0,5 секунд. Во время демонстрации нужно называть изображенный предмет – это будет активировать и левое полушарие, в то время как мелькающие картинки сохранятся в правом. Ежедневный показ флеш-карточек развивает фотографическую память, расширяет словарный запас и общий объем знаний.

Когда начинать работу с флеш-карточками? Можно с трех месяцев, можно с полугода, но и в год начинать не поздно.

Как показывать карточки? В школах Шичиды рекомендуют располагать карточки чуть выше глаз ребенка, примерно на расстоянии его вытянутой руки. Интервал показа – 0,5-1 секунда. Вы можете начать с медленного показа, увеличивая темп постепенно.

Где брать карточки Шичиды? Их можно купить в обычных и интернет-магазинах, а также распечатать или даже изготовить самим. Комбинируйте способы получения карточек – ребенку понравятся и покупные, и сделанные вами. Желательно, чтобы карточки были без слова-обозначения.

Сколько карточек в день надо показывать? Столько, сколько будет интересно вашему ребенку. Некоторые последователи методики показывают по 1000 карточек в день. Это не занимает много времени, поскольку на показ одной карточки уходит всего секунда или даже меньше.

 

5. Игры с карточками

Игры с карточками наверняка увлекут вашего малыша еще больше, чем простой просмотр мелькающих изображений.

Цепочка памяти (Linking memory)

Суть упражнения – составление абсурдной истории из произвольно выбранных и выложенных в ряд карточек. Пример из книги Макото Шичида:

Из заданных слов «еж, конфета, туча, гвоздь, дом, сок, ящерица, небо, творог, снег» составляем следующую историю: «Еж шел и ел конфету, как вдруг увидел тучу, из которой неожиданно полил дождь из гвоздей. Гвозди были нужны ежу для строительства дома, куда он и отправился, чтобы попить сок. Сока захотелось и ящерице, которая до этого смотрела в небо. Небо было цвета творога, потому что пошел снег».

Сетка памяти (Memory Grid)

Сетка памяти Шичиды – это отличный способ развить фотографическую память. Начать стоит с простой сетки 2х2, в каждой из клеток которой находится картинка. В течение 10 секунд вы показываете сетку с картинками ребенку и выдаете ему карточки с такими же изображениями. Затем исходную сетку закрываете и предлагаете малышу выложить карточки на листе с пустой сеткой так, как они были размещены в образце. Когда ребенок закончит, откройте исходную сетку и сверьте результат.

Всё получилось? Значит, в следующий раз задание можно усложнить, использовав сетку 3х3, потом 4х4, 5х5 и т.д. Также можно использовать сетку 2х3 с четырьмя картинками и двумя пустыми клетками.

Если картинок в используемой сетке много, лучше использовать распечатку, чем разложенные карточки, потому что для тренировки фотопамяти на запоминание ребенку нужно давать лишь несколько секунд, а переворачивание карточек занимает большее время.

Игра на развитие фото-памяти (Photo memory game)

Вы можете использовать следующие игры:

  • показать ребенку карточку, спрятать ее, потом показать ту же и еще одну, похожую на нее. Попросить малыша указать первую карточку;
  • более сложный вариант: показать три карточки, потом показать те же три и еще одну и предложить убрать лишнюю, последнюю;
  • показать несколько карточек в течение 3-5 секунд и убрать их, затем показать тот же набор, но без одной карточки. Спросить, какой не хватает.

Мандалы

Мандала – это сложное геометрическое изображение, взятое методикой Шичиды из буддийских и индуистских религиозных учений. С точки зрения этих религий мандала символизирует модель Вселенной, карту космоса, сфера обитаний божеств. В настоящее время мандалы широко используются в психотерапии для осознания собственного «я». Маленьким детям всё это, конечно, не слишком интересно, да и не нужно. Но мандалы – это действительно красивые изображения с яркими узорами, и дети с удовольствием играют с ними.

Вот простой пример игры с мандалами по Шичиде. Необходимо заранее подготовить две мандалы – цветную и такую же, но черно-белую. Выдаем малышу черно-белый вариант, а затем показываем в течение 10 секунд цветной и прячем. Теперь надо попросить ребенка раскрасить его вариант мандалы так же, как образец. Тем, кто еще не справляется с раскрашиванием, можно предложить отметить участки мандалы штрихами нужных цветов.

Также с помощью мандал можно тренировать внимательность. Предложите малышу несколько мандал (для начала достаточно 3-4) и попросите найти имеющие одинаковый узор.

 

6. Танграмы, пазлы, мозаики, конструкторы, блоки Деньеша

Танграм знаком многим современным родителям еще из их собственного детства. Это простая, но интересная игра, которую легко можно сделать самим, например, из картона. Танграм – это разрезанный на несколько частей квадрат.

Из деталей танграма, используя собственную фантазию, можно составлять различные фигуры. Эта игра развивает воображение ребенка, который составляет в уме некоторую картинку, которую хочет собрать. Можно использовать готовые схемы, изображающие животных или предметы – ребенку необходимо угадать, как именно для получения нужной фигуры должны быть расположены детали.

Помимо танграмов, для развития фантазии хорошо подходят другие игры, где из нескольких деталей создается некий образ. Пазлы и мозаики существуют разных размеров, поэтому выбрать нужный вариант их можно даже для самых маленьких детей. Не менее полезны и игры с конструкторами типа Lego Duplo или Megablocks, с помощью которых ребенок учится составлять объемные фигуры. Блоки Деньеша и даже обычные кубики также помогают малышу развивать мышление и воображение. Вы можете попросить ребенка составить такую же фигуру, как у вас, из набора предложенных деталей или дать ему возможность создать что-то свое.

 

7. Математика Шичиды

В методике Шичиды подход к обучению счету сходен с взглядами Домана. Ребенок должен научиться в первую очередь воспринимать понятие количества. Для этого используются карточки с точками. Считается, что дети, с которыми занимаются по данной методике, не считая, могут сказать, сколько точек изображено на картинке.

Макото Шичида советует показывать детям карточки с точками не долее 0,5 секунды, называя число точек. При работе с математическими примерами ребенку показывается лишь карточка, соответствующая конечному результату. Например, взрослый говорит: «Один плюс два равно (показывает карточку с тремя точками) три». Кроме карточек с точками можно использовать и карточки с изображением котиков, цветочков, грибочков и пр., чтобы поддерживать интерес к занятию.

Чтобы проверить, может ли ребенок распознать карточку с нужным количеством точек, ему показывают две карточки и просят найти названное число.

Кроме карточек, для обучения счету можно использовать различные маленькие предметы – пуговицы, бусины, стеклянные шарики, домино. Однако следует учитывать возраст ребенка: детям до полутора лет давать в распоряжение мелкие предметы однозначно не стоит, а в более старшем возрасте игры должны происходить под присмотром взрослого.

 

8. Скорочтение

Обучение чтению – не главная цель методики Шичида, автор советует начинать работу с символами после 3 лет, когда дети уже имеют довольно-таки развитую зрительную память.

Макото Шичида считает, что обучение чтению по буквам и целыми словами не нужно противопоставлять. И тот, и другой способы имеют свои цели. Когда ребенок учится читать сразу словами, это имеет ряд плюсов: врожденная грамотность, развитие внимательности, тренировка фотопамяти. Однако при встрече с незнакомым словом такой ребенок окажется в тупике. Поэтому и буквы изучать тоже необходимо. В школе Шичиды основные упражнения на обучения чтения таковы:

  • показ флеш-карточек – последовательно: показывается карточка с изображением и одновременно произносится слово-обозначение, а затем карточка со словом, которое также озвучивается;
  • знакомство с буквами – 1-2 за занятие. Буквы можно рисовать и лепить, пропевать, читать про них стихи и сказки, играть в игры на «буквенную» тему.

 

9. Развитие сенсорики (цветовосприятие, тактильные ощущения, восприятие запахов и т.д.)

В заключительной части занятия Шичида советует давать ребеку задания на цветовосприятие, тактильные ощущения, развитие творческих способностей, восприятие запахов, музыкальный слух.

Для развития цветовосприятия используются карточки. Простейшая игра: предложить ребенку 3-4 карточки с монохромными (одноцветными) рисунками – в них могут присутствовать разные оттенки одного цвета, но не цвета разных участков цветового спектра. Также нужно дать малышу такое же количество карточек с цветовыми пятнами тех же оттенков, что и на карточках с изображениями. Задача ребенка – подобрать парные карточки.

Более сложный вариант игры – с использованием большего количества карточек, содержащих многоцветные изображения и цветовые пятна разных цветов, соответственно.

Ребенку можно предложить вместо карточек с цветными пятнами выбирать карандаш или краску нужного цвета. Также вместо карточки с изображением каких-либо предметов на белом фоне для детей старшего возраста вы можете использовать репродукции картин великих художников.

Тактильные ощущения можно развивать с помощью, например, тактильных карточек или игр с сенсорными коробками.

Игры на восприятие запахов предложены не Шичидой, однако они также являются способом воздействия на правое полушарие, которое преимущественно и воспринимает различные ароматы. Вы можете сами создать свое «Лото запахов» из нескольких баночек со специями или засушенными цветами и карточек с соответствующими изображениями.

В блок сенсорики также можно включить творческие задания: рисование карандашами и красками, лепку, создание аппликаций.

Не стоит забывать и о важности развития музыкальности у ребенка – вы можете вместе петь, слушать музыку и играть для малыша на музыкальных инструментах. Можно сочетать музыкальные минутки с активными физическими упражнениями.

 

Заканчивать занятие, согласно методике Шичиды, следует упражнением на внушение (позитивные установки из подготовительного блока).

 

Важный момент метода Шичиды – чтение книг

Казалось бы, лингвистические навыки (знание слов, грамотная речь, иностранные языки) связаны с левым полушарием. Однако чтение все-таки активно развивает правое полушарие мозга. Почему так происходит?

По некоторым источникам, методика Шичиды предусматривает ежедневное чтение ребенку вслух как минимум 3 книг. Одна из мам, упоминаемая в книге автора метода, рассказывает, как ее сын научился читать без всякого обучения – просто потому, что она ему много читала. О пользе чтения знают, пожалуй, все родители. Книги – универсальный способ обучения ребенка. С точки зрения Шичиды, для развития интеллекта ребенка необходимо, чтобы малыш в спокойной и расслабленной обстановке с интересом получал новые знания. Книги как нельзя лучше соответствуют такому методу обучения.

Читая ребенку разные книги, родители развивают его воображение и фантазию, которые являются функциями правого полушария мозга. В отличие, например, от просмотра мультфильмов, во время чтения книги многие действия героев книги малышу приходится представлять в уме. Получается, книги без картинок еще эффективнее в плане развития правого полушария. Однако самых маленьких такими книгами заинтересовать сложно, поэтому стремиться к этому раньше времени не нужно. Также можно использовать аудиокниги – особенно они полезны во время поездок в автомобиле.

 

Как видите, игры по Шичиде очень разнообразны и увлекательны. Они помогают родителям правильно развивать своих малышей, делая это в комфортной и радостной обстановке. Желаем вам и вашим детям как можно более интересных занятий!

 

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ УХУДШЕНИЯ ПАМЯТИ

памятьСнижение способности к запоминанию более свойственно для лиц пожилого и старческого возраста, когда нарушение деятельности головного мозга обусловлено возрастными изменениями. Однако все чаще определенные нарушения фиксируются и у молодых людей.

Существует ряд способов, позволяющих существенно улучшить память и работу мозга в целом. В их числе регулярные тренировки памяти (аутотренинг), прием фармакологических средств и коррекция диеты, предполагающая включение в рацион некоторых продуктов. Прежде чем начинать использовать какие-либо средства, улучшающие память, важно разобраться в причинах, вызвавших ее нарушения. Универсальной методики не существует. Методики лечения в каждом конкретном случае определяются врачом – невропатологом, психиатром или другим специалистом.

Значительные «провалы» в памяти, а также амнезия требуют серьезной длительной терапии, нередко требующей помещения пациента в стационар.  При незначительных нарушениях можно улучшить память и в домашних условиях.

В наши дни основными причинами ослабления памяти, не связанными с серьезными заболеваниями, являются:

  • хроническое переутомление (синдром хронической усталости);
  • психоэмоциональные перегрузки (стрессы);
  • вредные привычки;
  • неправильное питание.

КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ?

КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ У ВЗРОСЛЫХ, НЕ ПРИНИМАЯ ТАБЛЕТКИ?

Если проблемы связаны с хронической усталостью и стрессами, то зачастую можно обойтись без специальных  фармакологических препаратов, улучшающих память и способность к концентрации внимания. В таких случаях в первую очередь важен полноценный отдых и соблюдение режима дня. Необходимо избегать регулярного недосыпания и отрицательных эмоций. В свободное от работы время рекомендуется не лежать на диване перед телевизором, а тренировать мозг, решая логические задачи.НейробикаОбратите внимание: специалисты-нейробиологи рекомендуют для улучшения памяти начать изучение нового языка. Можно применять такие простейшие методы тренировки мозга, как чистка зубов левой рукой (для правшей), а также ориентация в квартире вслепую.

Целесообразно отдавать предпочтение активному отдыху на природе; прогулки на свежем воздухе благотворно влияют на кровоснабжение головного мозга, что часто позволяет справиться с постоянной рассеянностью и забывчивостью. Память может быть нарушена вследствие курения и злоупотребления алкоголем. От вредных привычек необходимо отказаться. Никотин является психостимулятором, который некоторым помогает на какое-то время сконцентрировать внимание. Но он вызывает выраженный спазм мозговых сосудов, что самым негативным образом влияет на способность к запоминанию.  Этанол также оказывает отрицательное воздействие на сердечно-сосудистую систему, в том числе – на церебральные кровеносные сосуды. Употребление спиртных напитков со временем начинает вызывать настоящие провалы в памяти, при которых человек совершенно не помнит события, произошедшие накануне после наступления опьянения.

Чрезвычайно важно следить за тем, чем вы питаетесь. Нарушение основных функций мозга нередко связано с гиповитаминозом (по фолиевой кислоте и витаминам РР и группы В), дефицитом железа и нехваткой в рационе полиненасыщенных жирных кислот. Избегайте фаст-фуда: в продуктах, предлагаемых сетями «ресторанов быстрого питания» есть все, чтобы ухудшить память и заработать массу серьезных заболеваний.

ПРОДУКТЫ, УЛУЧШАЮЩИЕ ПАМЯТЬ И РАБОТУ МОЗГА

Продукты для мозга 1Если для вас стал актуальным вопрос «как улучшить память у взрослых в домашних условиях без помощи таблеток?», обратите внимание на свой рацион. В нем обязательно должны присутствовать обычные яблоки. Они помогут восполнить дефицит такого важного макроэлемента, как железо. В плодах присутствуют соединения, которые защищают клетки головного мозга от негативного воздействия свободных радикалов. При регулярном потреблении яблок в организме стимулируется синтез нейромедиаторов, которые нужны для улучшения памяти. Ешьте больше продуктов, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты. Эти соединения в большом количестве присутствуют в морской рыбе (в том числе – обычной селедке), семечках, орехах (желательно потреблять свежие), пророщенных зернах пшеницы, растительных маслах первого отжима, а также в листовых овощах (особенно полезен шпинат). Ешьте побольше свежих томатов и капусты брокколи.Улучшить память в кратчайшие сроки вам помогут свежие ягоды черники.

Важно: для улучшения работы мозга очень полезен топинамбур, известный также как «земляная груша». В этом корнеплоде содержится большое количество витаминов группы В, а также сложных углеводов и веществ с антиоксидантной активностью.

Для улучшения памяти, несомненно, нужны углеводы, но не «быстрые», содержащиеся в сладостях и белом хлебе, а сложные, которыми богаты бобовые культуры, крупы несладкие фрукты и картофель. Вместо белого хлеба лучше есть ржаные сухарики. Чрезвычайно полезны также овес, рис и кукуруза.

Обратите внимание: картофель для улучшения памяти и внимания предпочтительнее употреблять в печеном виде.

Полезны также макаронные изделия из твердых сортов пшеницы. Из популярных приправ, используемых в кулинарии, хорошо влияют на память шалфей и розмарин.

Важно: необходимо соблюдать питьевой режим, т. е. избегать дегидратации (обезвоживания) организма. Головной мозг состоит из воды более чем на 80%, поэтому недостаток жидкости резко отрицательно сказывается на способности к запоминанию и концентрации внимания. Норма потребления  — от 1,5 литров в день (для взрослого человека).Продукты для мозга 2Воду рекомендуется пить не обычную водопроводную, а добытую из артезианских скважин. Полезны также минеральные воды (негазированные). Из напитков рекомендуется отдавать предпочтение чаю (как обычному черному, так и зеленому), но потреблять его стоит в разумных количествах.

ПРЕПАРАТЫ, УЛУЧШАЮЩИЕ РАБОТУ МОЗГА И ПАМЯТЬ

Рекомендуем прочитать:   
- Ноотропные препараты нового поколения
- Существуют ли эффективные препараты для улучшения памяти?

Из витаминов, улучшающих память особенно важны фолиевая кислота (В9) и другие соединения из группы В, а также никотиновая кислота (РР). Прием витаминных комплексов рекомендуется начинать только после предварительной консультации с лечащим врачом. В ряде случаев может потребоваться таблетки, улучшающие память.

К числу наиболее эффективных и распространенных препаратов относятся:

  • Препараты, улучшающие работу мозгаГлицин;
  • Аминалон;
  • Фенибут;
  • Пантогам;
  • Пирацетам;
  • Фенотропил;
  • Витрум мемори.

Глицин производится в виде сублингвальных таблеток. Активные компоненты препарата способствуют нормализации сна, улучшению метаболизма и снижению нервного напряжения. Аминалон стимулирует мозговую активность, улучшая память, внимание и когнитивные способности.

 Фенибут в таблетках обладает седативными свойствами. Он позволяет снять нервное напряжение и обеспечить нервной системе полноценный отдых.

Пантогам в виде сиропа и таблеток показан для стимуляции мозговой активности. Препарат назначается при эпилепсии и нарушениях мыслительных функций. Пирацетам продается в капсулах, а также в идее раствора для инъекций. Средство значительно улучшает кровоснабжение мозга, стимулирует метаболизм и способствует накоплению энергии в организме. Фенотропил выпускается в таблетках. Терапевтический эффект такой же, как у Пирацетама, но Фенотропил дополнительно оказывает психостимулирующее воздействие. Витрум мемори, который продается в виде таблеток, улучшает оксигенацию (насыщение кислородом) клеток коры головного мозга, благодаря усилению церебрального кровотока.

КАК УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ РЕБЕНКУ?

улучшить память ребенкуСнижение памяти у детей нередко обусловлено переутомлением. В младшем школьном возрасте оно связано с повышением нагрузки в ходе освоения обязательной школьной программы. Перегрузку нервной системы в наши дни часто вызывают длительный просмотр телепрограмм и компьютерные игры. Следите за тем, чтобы ребенок не уставал и отдыхал не перед телевизором, а на свежем воздухе со сверстниками.

Детям с нарушениями памяти и даже с задержкой развития показан, в частности, препарат Интеллан, который выпускается в виде сиропа и таблеток. Данное средство для стимуляции активности головного мозга может назначаться с 3-летнего возраста. В педиатрической практике также широко применяется Аминалон (в таблетках) и Пантогам (в виде сиропа). Для снятия усталости и улучшения внимания детям может быть назначено комбинированное средство Биотредин, активными компонентами которого являются  пиридоксин и L-треонин. В организме данные компоненты трансформируются в глицин, улучшающий метаболизм в тканях мозга. 

 Плисов Владимир

 
 

Упражнение: приводим в порядок мысли

 Проснувшись утром, приведите свои мысли в порядок. Упражнения можно выполнять лежа, можно сидя. Слова произнести вслух.
  • 1.Сосчитать в обратном порядке от 100 до 1: 100,99, 98. 97, 96 и так далее.
  • 2. Произнести алфавит, на каждую букву, придумывая слово. Например: «А» — авиация, «Б» — барабан, «В» — ворона и так далее.
  • 3.Произнести 20 мужских имен, нумеруя каждое имя. 1-Павел, 2- Михаил, 3-Антон, 4 – Александр… … …
  • 4. Произнести 20 женских имен. 1 – Татьяна, 2 –Виктория, 3 – Ирина… … …
  • 5. Теперь пронумеруйте пищу: 1-компот, 2- груша, 4- суп, 5 –каша и так далее
  • 6.Назвать 20 слов на любую букву алфавита: 1-папа, 2-почта, 3-пальто, 4-Париж… … …
  • 7.Закрыть глаза и сосчитать до 20.

Мозг готов к трудовому дню!

Упражнения для тренировки мозга, развивающие координацию

Сведение пальцев рук и ног

  • 1.Сесть на стол, либо высокий стул, главное чтобы ноги могли свободно качаться. Спина прямая.
  • 2.Держа руки перед собой, растопырить пальцы и приложить кончики (пальцев) друг к другу.
  • 3.руками выполнять маховые движения в стороны, вперед – назад, при этом , возвращаясь в исходное положения соединять пальцы.
  • 4. Соединить пальцы ног. Совершая руками мах вперед, и сведя ладони, ноги широко развести. Расходятся руки, ноги сводятся.

Махи ногами

Чтобы обеспечить приток кислорода в мозг для активного кровообращения, помогут энергичные движения.

  • 1.Постоять на одной ноге
  • 2.Поднять левую ногу к правой руке, опустить
  • 3.Поднять правую ногу к левой руке и опустить.

Это простое упражнение стимулирует работу головного мозга и хорошо развивает координацию.

Упражнение «Рисование носом»

Чтобы выполнить это упражнение нужно посмотреть на кончик носа и представить себе, что к нему прикреплен карандаш. Этим воображающим предметом, нарисуйте в воздухе несколько восьмерок.
Освоив эту технику, можно усложнить задачу, писать в воздухе слова.

Упражнение на улучшение деятельности мозга

Упражнения для тренировки мозга — закрытые глаза

Старайтесь вечером не включать свет в квартире, ходите по памяти. Это повысит концентрацию и внимание. Можно принимать душ с закрытыми глазами. От того, что вы ничего не видите, активируются другие органы чувств.

Меняйте руки

Если вы правша, постарайтесь выполнять повседневные дела левой рукой, менее активной. Если – левша, то наоборот, выполняйте правой рукой.
Попробуйте почистить зубы, причесаться левой рукой. Полезно и писать, управлять компьютерной мышкой менее активной рукой. Такая перемена улучшает деятельность мозга.

Носите разные вещи

По словам ученых, одежда человека меняет его ощущения и образ мыслей.

Считайте шаги — упражнения для тренировки мозга

По дороге на работу, или даже передвигаясь по дому, считайте шаги. Сбились, начинайте снова. Старайтесь считать шаги, даже тогда, когда рядом с вами кто-нибудь идет, и вы разговариваете.
Это упражнение помогает улучшить концентрацию внимание.
Совершенствованию ума нет предела. Возраст на развитии мозга не отражается, если человек постоянно заставляет его работать, мозг, независимо от возраста, состояние его только улучшается.
Чтобы ваш мозг работал без перебоя, выполняйте упражнения и продукты полезные для мозга должны быть на вашем столе всегда!

 

 Здоровья вам!

По своей мощи человеческий мозг может дать фору любому компьютеру.

Каждый день, и даже каждый час, миллиарды нервных клеток мозга вступают в контакт с другими клетками, в результате чего мы способны придумывать небывалые вещи, креативничать.

Однако, как и любой компьютер, наш мозг также изнашивается и со временем нуждается в апгрейде.

Нет, я не хочу сказать, что вам нужно в спешке делать лоботомию в надежде добавить оперативной памяти.

Сейчас я призываю вас хорошенько поразмыслить над тем, как улучшить работу мозга.

Заметьте, если в детстве или юношестве вас распирало от гениальных идей, которые так хотелось воплотить в жизнь, то к 30 годам в мозгу лишь вертятся мысли о покупке памперсов, оплате счетов и о повышении зарплаты.

Даже если вы начинаете о чем-то думать, толковые мысли могут так и не прийти.

Если вы чувствуете, что действительно пора улучшать работу мозга, то следующие предельно простые советы помогут вам в этом.

Как улучшить работу мозга – призыв к действию!

Совет 1. Начинать ли с колес по улучшению работоспособности мозга?

Когда заходит речь об улучшении работы мозга, 95% людей сразу бегут в аптеку и покупают медикаменты, стимулирующие мозговую деятельность.

 Подобные препараты еще называют ноотропами. Скажу сразу – лично я категорически против медикаментозного вмешательства в мозг.

Сейчас объясню почему.

  • Во-первых, большинство препаратов – это синтетика, к которой наступает привыкание.

    А если наступило привыкание, то в дальнейшем без таблеток мозг начнет работать еще хуже.

    Ведь он привыкнет к стимуляции.

    Единственные таблетки улучшающие работу мозга, которые я знаю – «Гинко Билоба».

    Это растительный стимулятор.

  • Во-вторых, большинство мозговых стимуляторов изначально разрабатывались для больных с Альцгеймером.

    Да, у таких людей наблюдаются реальные проблемы с памятью.

    И поэтому, для улучшения памяти они принимают вот эти препараты.

    Именно поэтому я считаю, что в нормальных ситуациях тренировать мозг лучше другими средствами.

  • И, наконец, в-третьих, синтетика, какой бы полезной она не была, влияет на организм в целом.

Продукты для мозга: ТОП-10

Если хотите травить себя химией, пожалуйста!

Закрывайте страницу и бегите в ближайшую аптеку.

Если же хотите идти другими путями, едем дальше!

Совет 2. Перед улучшением работы мозга – пересматриваем питание


Знайте, что отличное функционирование мозга зависит от достаточного количества необходимых витаминов и кислот.

Прежде всего, для мозга необходима полиненасыщенная жирная кислота Омега-3, содержащаяся в рыбе.

Помимо Омега-3, мозгу просто необходим фенилаланин, синтезирующий гормон норадреналина, отвечающий за быстроту реакции. Фенилаланин содержится в красном мясе, рыбе, птице, твороге и яйцах.

Хотите быстрой реакции – бросайте вегетарианство!

А вот аминокислота триптофан препятствует старению мозговых клеток и содержится в курице, бананах, орехах и винограде.

Лизин помогает активизировать процесс мышления.

Для его пополнения кушайте горький шоколад, какао, бобы, орехи или овес.

Недаром ведь говорят, что после шоколада повышается умственная деятельность. В нем ведь содержится лизин!

И наконец, лейцин способствует укреплению памяти.

Для этого включайте в свой рацион творог, семена ржи, йогурт и кефир.

Начиная питаться правильно, в первую очередь откажитесь от вредной пищи, разрушающей деятельность мозга.

Совет 3. Мозгу необходим кислород

Без кислорода мозг работает в разы хуже.

Поэтому ежедневно в течение 5-ти минут практикуйте задержку дыхания на выдохе.

Старайтесь не дышать как можно дольше, а на вдохе в мозг хлынет волна кислорода, так необходимого для работы.

Помимо задержки дыхания учитесь дышать на 8 счетов и делайте подобные упражнения по 10 минут в день.

Помимо дыхательных упражнений балуйте себя кислородными коктейлями.

А можете купить баллончик с чистым кислородом и ежедневно делать по 2-3 вдоха.

Как тренировать мозг: комплекс советов

Совет 4. Спорт – лучший друг по улучшению работы мозга

Любая физическая активность – оказывает только положительное влияние на работу мозга.

Спорт нормализует работу абсолютно всех органов.

Для занятий спортом не обязательно идти в спортзал.

Вы можете бегать в парке, прыгать дома со скакалкой, приседать или отжиматься.

Поймите, физическая нагрузка — наполняет мозг кислородом и помогает эффективнее решать сложные задания.

Совет 5. Для улучшения работы мозга – тренируйте его

 Как бы хорошо вы ни питались, или занимались спортом, задумываясь над тем, как улучшить работу мозга, без мозговой активности все же не обойтись.

 Для этого начинайте играть в онлайн шахматы на деньги, шашки или лото.

Также начинайте разгадывать кроссворды, решать ребусы или головоломки.

Поищите упражнения для развития внимания и памяти.

Учите стихотворения или любимые песни.

Также вы можете начать изучение иностранного языка или нового предмета.

Помимо мозговых упражнений начинайте изучать мир.

Сходите туда, где вы еще не были.

Начните изучать новые запахи или хотите в привычные места непривычной дорогой.

Чаще делайте привычные дела с закрытыми глазами.

Нет, я не призываю чистить с закрытыми глазами морковку, но вы можете застелить постель, почистить зубы или принять душ.

Также вы можете начать делать все левой рукой.

Таким способом вы расширяете свое сознание и открываете новые границы для мозга.

Рекомендую посмотреть довольно таки полезные упражнения,

которые называются: «Супер йога для мозга»!

Специалисты довели, что их ежедневное выполнение сделает человека умнее!

 Подводя итоги всему вышесказанному, хочется напомнить вам о силе отдыха.

Без полноценного отдыха вы никогда не сможете улучшить работу мозга.

Причем отдых должен быть именно полноценным: спите минимум 8 часов в сутки, гуляйте, отдыхайте, но ни в коем случае не сидите на диване у телевизора

Биологи выяснили, почему зарядка улучшает память

"Мы выяснили, что, чем эластичнее был гиппокамп, тем лучше становилась память добровольцев. Эластичный гиппокамп можно сравнить с плотным матрасом из пенопласта, который восстанавливает форму, если с него встать. Если же он становится более тягучим, то тогда память ухудшается. Аналогичным образом потрепанный матрас продолжает сохранять форму тела и не "вспоминает" свой прежний вид", — рассказывает Кертис Джонсон (Curtis Johnson) из университета Делавэра (США).

 

Нейроны в головном мозге человека
Ученые: занятия зарядкой делают мозг более открытым для перемен мнений
В последние годы сразу несколько групп исследователей выяснили, что интенсивные занятия спортом и зарядка заметно улучшают работу мозга. К примеру, в 2008 году австралийские ученые обнаружили, что 50-минутные прогулки заметно улучшили память и концентрацию у пожилых людей, а в 2015 году их итальянские коллеги показали, что физические упражнения помогают нервным клеткам формировать новые связи с другими нейронами при травмах или освоении новых навыков. 

 Как рассказывает Джонсон, все попытки "нащупать" причину подобных ощущений заканчивались провалом. К примеру, ученые неоднократно находили связь между увеличением размеров гиппокампа во время тренировок и улучшением памяти у детей и пожилых людей, но не у взрослых, чья память так же сильно улучшалась после зарядки или занятий на велотренажерах.

Джонсон и его коллеги предположили, что причина этого кроется не в изменении объема или массы гиппокампа, а в том, как трансформируется его структура под действием физических нагрузок. Для проверки этой теории исследователи использовали относительно новый научный прибор — магнитно-резонансный эластограф, устройство, измеряющее эластичность и вязкость живых тканей, наблюдая за тем, как через них проходят акустические волны.

Газированный напиток
Ученые связали употребление газировки и газированного пива и атрофию мозга

 Ученые проанализировали структуру мозга пяти дюжин добровольцев, часть из которых были любителями спорта, регулярно тренировавшимися в зале, а другие — типичными лежебоками. Во время этих тестов добровольцы должны были решить ряд простых задач на память: на экран компьютера выводили несколько линий, а испытуемые должны были запомнить и воспроизвести их положение.

Как показали наблюдения, крепость памяти добровольцев действительно зависела от внутренней структуры гиппокампа и того, как часто они занимались спортом, а не от объема этой части мозга и его массы. Подобная зависимость наблюдалась как среди молодых участников опытов, так и среди пожилых людей, и она ярче проявлялась у тех людей, которые чаще и больше занимались спортом, чем у добровольцев, занимавшихся зарядкой лишь эпизодически.

С чем это связано, ученые пока не знают, однако полагают, что эластичная структура гиппокампа говорит о том, что в нем содержится мало источников воспалений, участков с плохим кровоснабжением, других нарушений в работе кровеносной системы, приводящих к развитию хронических проблем со снабжением нервных клеток питательными веществами и кислородом.

Как считают исследователи, пониженная эластичность гиппокампа может быть к тому же связана с развитием нейродегенеративных болезней и исчезновением способности мозга порождать новые нервные клетки и формировать связи между ними.

Метод Макато Шичида Автор: Анна Пушкарева

Феноменальная память, скорочтение, абсолютный музыкальный слух, мгновенное решение сложнейших задач, легкая обучаемость – все это доступно любому малышу. Но для этого очень важно развивать правое полушарие мозга, — так утверждает японский профессор Макато Шичида.

В своих книгах он пишет о том, что в возрасте от рождения до трех лет ребенок быстро поглощает информацию и очень хочет учиться. Дети растут и созревают быстрее, чем родители думают.Человеческий мозг начинает развиваться вскоре после рождения, а к десяти годам мозг ребенка развит уже почти на 90%. В первые три года жизни у человека действует преимущественно правое полушарие мозга. Поэтому в этот период важно регулярно стимулировать развитие всех пяти чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Развить эти чувства позднее окажется невероятно трудной задачей.

Важно в первые годы жизни ребенка развивать правое полушарие мозга, потому, что к трем годам левое полушарие станет доминирующим. Шичида считал, что именно так в будущем можно добиться синхронной работы полушарий мозга: это когда одновременно действуют и правое, и левое полушарие. Считается, что таким мозгом обладают гениальные люди. И, по словам Шичиды, каждый родитель должен верить в потенциал своего ребенка. В учебных учреждениях Шичида дети быстро и без зубрежки запоминают огромные объемы информации, улучшают свои спортивные и музыкальные способности и даже предсказывают будущие события. И все благодаря развитию правого полушария мозга. Профессор считал, что целью образования не должны быть знания, которые «вталкиваются» в ребенка. Не надо форсировать развитие левого полушария мозга, давая задачки на логику и энциклопедические знания малышам до 3 лет. Главное — создать такие условия, при которых мозг ребенка мог бы развиваться максимально, чтобы полушария мозга работали синхронно. Человеку с таким мозгом очень легко учиться, соответственно никогда не приходится зубрить. Но достигнуть этого можно только первоначальным интенсивным развитием правого полушария мозга.

Немного о Макато Шичида Профессор Макото Шичида родился в 1929 году. Он является членом Международной академии образования и советником японской математической ассоциации по сертификации. Шичида получил докторскую степень в области образования. Профессор является известным общественным деятелем в Японии и очень уважаем за свой большой вклад в исследование мозга. За его плечами сорок лет исследований и еще двадцать лет успешной практики. Шичида изменил взгляды людей на возможности ребенка: он доказал, что дети с рождения наделены уникальными способностями, которые можно развивать. Сегодня существует более 450 Шичида-учреждений в Японии, а также открыты филиалы в Сингапуре и Малайзии.

Что такое метод Шичида? Это комплексные занятия, нацеленные на развитие у ребенка правого полушария мозга. Эффективнее всего это делать, когда данное полушарие является доминирующим – в возрасте с рождения до 3 лет. Но заниматься этим полезно и подросткам, и даже взрослым. Дети в школах Шичида сначала расслабляются под музыку с альфа-волнами, делают дыхательную гимнастику и упражнения на развитие воображения, что позволяет активизировать правое полушарие мозга. А сразу после этого приступают к играм на развитие экстрасенсорных способностей (телепатии, ясновидения, интуиции), показу флэш-карточек и упражнениям на фотографическую память. Также в школах Шичида дети слушают сказки или рассказы, которые звучат в ускоренном темпе (так быстро, что сначала совершенно непонятно, о чем говорят): это тоже развивает правое полушарие мозга. Кроме того, на этом занятии тренируют и скорочтение, потому что коротенький рассказ сначала звучит в нормальном темпе, а потом все быстрее и быстрее. Во время такого занятия родители листают перед ребенком специальную книгу с крупными шрифтом. Как правило, мини-блоком идет иностранный язык – читают книгу сначала на родном, а потом на английском (или другом) языке. Далее, в зависимости от школы, могут следовать пазлы, танграмы и творческое занятие – рисование, лепка, аппликация.

Как можно заниматься по методу Шичида дома? Для начала определитесь, когда вы будете заниматься с малышом. Лучше, чтобы постоянно в одно и то же время дня. Хорошо, если занятие начинается с любимой песенки. Поете с малышом, а потом можете сказать, какой сегодня день недели и какая погода.

Далее выполняем пункт за пунктом:

1.Релаксация под музыку с «альфа» волнами. Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

2.Дыхательное упражнение: ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

3.Упражнение «шар энергии»: в ладони берем шар энергии, катаем как ком снега и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичида. Лучше посмотреть, как это делается на видео, выложенном на youtube.

4.«Внушение»: улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы «Ты – особенный», «Ты любим», «Ты можешь все» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное, донести до ребенка, как вы его любите

5.Тренировка воображения (Image training ). С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что мы сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла? С морковкой?.. Вкусный, наверное! И так далее.

6.Тренировка экстрасенсорики(ExtraSensoryPerception): Упражнение на телепатию – (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко) – маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?». Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы. Упражнение на интуицию – начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым листочком спрятался жучок? Потом усложняем: предлагаем три киндер-яйца и спрашиваем, в котором сидит мишка и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

7.Гимнастика для глаз – для самых маленьких берем колокольчик и водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше гимнастику можно скачать в интернете.

8.Флэш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные). Шичида советует начинать со 100 штук. Каждую карточку показываем не больше 1 секунды. Оптимальный вариант — 0.5 секунд, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для истовременного подключения и левого полушария — так происходит синхронизация полушарий мозга. Необходимо помнить, что целью флэш-карточек не являются энциклопедические знания. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее, чем через полгода и не больше трех раз. В школах Шичида карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флэш-карточки делают в виде компьютерных презентаций. Стоит отдельно упомянуть математику по Шичида. Она сделана по аналогии с пособием Гленна Домана, но есть некоторые важные отличия. Например, Шичида советует показывать карточку не более 0.5 секунды, а в примерах показывать только карточку-ответ. Так, учитель говорит: «два плюс два равно (быстро показывает карточку с четырьмя точками) четыре». А еще Шичида считает, что можно показывать в качестве точек что угодно – бабочек, слонов и т.п. В общем, делать все, чтобы поддержать интерес ребенка.

9.Игры на развитие фотографической памяти. Похожие картинки (Photo memory). Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше А4 формата), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел. Размести правильно(Spacememory). Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более 1 секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Для самых маленьких: покажи мишке его домик и т.п. Найди новую картинку(Flashmemory). Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее. Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает. Мандала.Это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной – например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры. Ребенок в данном случае 1-5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале, отмечает карандашами, как она была окрашена. Абсурдная история или память «цепочкой» (Linkingmemory).Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала 3 штук) сочиняет сюжет типа: ворона прыгнула в речку, которая пахла как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки – ворона, река и роза. Сначала мама 1-2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

10.Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия. Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

11.«Внушение», описанное выше, завершает занятие. В конце можно снова спеть вместе любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30-40 минут в день. А остальное время позволить ребенку играть. Профессор Шичида считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с 1 по 6 включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности. Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому, что перед занятием очень важно расслабиться.

Метод Шичида только начинает обретать популярность в России. Еще сложно судить, насколько он подходит детям с нашим менталитетом. Например, не каждый родитель захочет развивать у своего малыша телепатию и ясновидение. Но это не повод совсем отказаться от метода, ведь правое полушарие можно развить и без экстрасенсорики.

Оставьте на более зрелый возраст (3-4 года) изучение цифр и букв и другие подобные занятия, стимулирующие преждевременное развитие левого полушария мозга. Научите ребенка играть в ролевые игры с игрушками-заменителями (например, кубик может на время стать паровозиком, а карандаш — ложкой) – это развивает воображение, что очень полезно. Чаще мечтайте с ребенком, представляя, как вы поедите на море или пойдете в зоопарк. Используйте простые предложения, описывая, что вы будете делать и что увидите. Ребенок будет представлять, а это ни что иное, как – тренировка воображения или image training. Также очень полезно с рождения давать ребенку предметы, как в правую, так и в левую руку. Учите малыша есть и рисовать и левой, и правой рукой. Для синхронизации полушарий мозга можно рисовать сразу обеими руками. Например, в этом плане очень полезна игра на фортепиано. Слушайте музыку, пойте, танцуйте, играйте с тактильными мешочками, вдыхайте разные запахи, пробуйте разные вкусы, изучайте оттенки цветов, занимайтесь творчеством – это позволит хорошо развить правое полушарие мозга.

И еще раз то же самое только другими словами)))

Рубрика — Дошкольное образование

Макото Шичида – японский профессор, член Международной Академии образования, разработавший уникальную методику раннего развития детей. В 1998 году он был удостоен Всемирной премии мира за вклад в исследования головного мозга. Его методика пользуется огромным спросом за границей (открыто более 460 центров в Японии, Тайланде, Сингапуре, США), и напротив, у нас в России совсем не популяризирована.

В Интернете вы не найдете ни одной мало-мальски полной статьи, посвященной его методике, или хотя бы печатного перевода книги. В распоряжении есть лишь книги на японском, английском и испанском языках. Одну из книг группа активных мамочек перевела буквально по отрывкам и это все, на что может опираться российский родитель.

Попробуем вкратце рассказать про профессора Макото Шичида и описать его методику. Тем более, однажды узнав ее, вы либо полностью включите ее в дошкольное образование своего ребенка, либо позаимствуете какие-то упражнения и занятия из нее – но безразличным она никого не оставит, это точно.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Основные принципы методики Макото Шичида Нынешнее дошкольное образование имеет один существенный недостаток – оно основано исключительно на активации левого полушария мозга, ответственного за логику и анализ. Правое полушарие, ответственное за все бессознательное, интуитивное, эзотерическое, не удостаивается должного внимания. Существует ряд учебников по правополушарному развитию, но в классических детских садах или школах вы их не найдете.

Вразрез с общепринятой доктриной Макото Шичида утверждает, что у детей до 6 лет доминирует правое полушарие. В этом есть существенные плюсы. Если левое полушарие постоянно избавляется от старой информации, попросту говоря – удаляет ее, то в правом полушарии ничего не исчезает бесследно. Оно как архив, которым всегда можно воспользоваться. Более того, заимствуя термины из музыковедения, темп работы левого полушария можно определить как adagio (медленно), темп правого полушария – как prestissimo (очень быстро). Соответственно последнее намного эффективнее усваивает информацию.

Макото Шичида однако говорит, «когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятной». Это подтверждают исследования ученых Гарвардского университета, обнаруживших, что у выдающихся деятелей оба полушария развиты одинаково.

Кроме этого, все дети, по мнению Макадо Шичида, от рождения гении и в них скрыт глубокий потенциал. Занимаясь обучением детей до шести лет и развивая у них правое полушарие головного мозга, можно способствовать их развитию в творческом направлении, развить интуицию, быстрое чтение, математические способности, фотографическую память, способность к изучению нескольких языков.

То, что подвластно детям, не подвластно взрослым. Как известно, все в мире имеет свои сигналы. Даже вещи испускают сигналы с определенной частотой. Дети могут ловить «другие», альфа сигналы, на которых основана телепатия, ясновидение и другие паранормальные явления. Макото Шичида приводит простой пример.

Девочка после болезни собирается идти в детский сад. При этом сообщает родителям, что ее лучшей подруги в саду не будет, а придет новенькая воспитанница. Все так и вышло.

Условно говоря, событие, заключающее в себе эти действия, уже сложилось в мире и подавало сигнал. Девочка лишь уловила нужный сигнал.

Помимо известных нам пяти органов чувств левого полушария (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание), есть еще и шестое чувство, относящееся к правому полушарию. Оно включает в себя:

телепатию (возможность передавать мысли или чувства на расстоянии другим существам, без использования технических средств); ясновидение (получение информации о событии, объекте без участия традиционно известных органов чувств); психометрию (предполагаемая способность сообщать сведения о предмете или его владельце через контакт с ним); предвидение (способность, уменье предвидеть будущее, предугадать то, что должно произойти, наступить); духовную силу (энергия). Если у ребенка развито в полной мере правое полушарие, то ему подвластны:

запоминание информации посредством образов, скорочтение, уникальные вычислительные способоности, способность точного определения высоты звуков без соотнесения их с другими звуками известной высоты (музыкальная особенность правого полушария) способность к овладению языком (языковая способность правого полушария) Сыграть музыкальный отрывок по памяти, лишь однажды услышав его! Прочитать том «Войны и мира» менее, чем за час! Освоить к 6 годам пару-тройку иностранных языков! Это все становится понятно и легко объяснимо с помощью методики Макото Шичида.

Развитие правого полушария направлено не только на учебные успехи. Главное заключается в том, что дети развивают спокойный, восприимчивый ко всему новому ум.

Задача родителей по Шичида — запустить в работу правое полушарие, с помощью которого ребенок в дальшейшей жизни сможет учиться чему угодно быстро и легко, практически не прилагая усилий.

Как пишет Шичида,

— Ребенок младше пяти лет может легко впитать огромное количество информации.

— Ребенок младше четырех лет сделает это легче и эффективней.

— Ребенок младше трех лет сделает это намного легче и гораздо эффективней.

— Ребенок младше двух лет сделает это самым эффективным способом и ему будет легче всего.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Как строится урок в школе Макото Шичида

Обычный урок в школе Макото Шичида длится около 50 минут. Группа состоит из 4-6 детей.

Каждое занятие включает в себя подготовительный этап, направленный на активизацию правого полушария. Эти приемы хорошо знакомы тем, кто занимается йогой. Они помогают снять доминанту левого полушария.

Подготовительный этап состоит из работы с:

созерцанием – дети должны расслабиться, успокоиться, закрыв глаза; дыханием – дети должны настроить дыхание на глубокое и медленное; внушением и позитивным настроем. Активности быстро, менее чем за 5 минут, сменяют друг друга. На занятиях обязательно присутствует один из родителей.

Ученики принимают участие более чем в десяти различных играх за занятие, а именно, приветствие, различные игры, пение и танцы, загадки, изучение алфавита и чисел и т.д. Детям помогают мамы.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Упражнения на налаживание гармоничных отношений с ребенком Ввести элементы методики Макото Шичида в дошкольное образование могут абсолютно все. Но при этом важно помнить, что без любви ничего не получится. Сам Шичида признает, что «любовь – самый главный элемент в воспитании и развитии детей». Мы все об этом знаем, но порой забываем.

Макото Шичида предлагает простые упражнения для родителей и детей, которые помогут первым – правильно выражать свою любовь, а вторым – чувствовать ее в полном объеме.

Крепкие 8-секундные объятия

Попросите ребенка помочь вам, например, помыть посуду. После того, как малыш справится с этим заданием, крепко обнимите его и похвалите: «Спасибо за то, что помог! Ты мне действительно помог! Я тебя очень сильно люблю!» И держите в своих объятиях 8 секунд. Как только вы это сделаете, ваша любовь дойдет до сердца ребенка. Вот увидите, от былых капризов не останется и следа. Правда, упражнение на 8-секундные объятия является одним из множества на развитие гармоничных взаимоотношений между вами, родителем, и ребенком.

Внимательно слушать, что вам говорит ребенок

Вслушайтесь в ваш разговор с ребенком, кто в нем доминирует? Макото Шичида подчеркивает, разговор не должен быть односторонним. В противном случае ребенок может почувствовать себя ненужным и замкнуться. Умейте не только слушать, но и слышать. Детям важно быть понятыми. Примените тактику «метода эха», основанного на том, что взрослый пытается поставить себя на место ребенка, пытается почувствовать его переживания.

Возьмем для иллюстрации простой разговор:

— Мама, Катя плохая. — Да, Катя плохая. Что она тебе сделала? — Она ударила меня. — Она тебя ударила. Почему она тебя ударила?

Таким образом, родитель повторяет за ребенком слова как эхо. Назидательных слов и нравоучений в разговоре быть не должно.

Метод настроя «5 минут»

Метод настроя под названием «5 минут» поистине палочка-выручалочка для родителей, которые хотят скорректировать поведение ребенка, избавиться от каких-то негативных моментов: нежелание ходить в детский сад, сосание пальца, лень и т.д.

5 минут – это время после того, как ребенок заснул и заснул его сознательный разум. Но подсознание-то бодрствует и работает. Поэтому, очень эффективно воспользоваться этим временем и работать на подсознательном уровне.

Например, ребенок не хочет ходить в детский сад. Тогда мама только что заснувшему дошколенку начинает нашептывать следующие слова: «….(имя ребёнка), ты теперь большая девочка, тебе уже целых 2 года. Тебе 2 годика и поэтому ты больше не будешь плакать, когда идешь в детский сад. Ты послушная и жизнерадостная, ты слушаешь маму и мама тебя очень сильно любит. Сейчас спи крепко-крепко. Ты чувствуешь себя прекрасно. Спи здоровым сном до завтрашнего утра, проснись в хорошем настроении, завтра будет хороший день. Вот видишь, ты можешь крепко спать, ты можешь спать таким сладким сном.»

В своей книги Макото Шичида отмечает успехи этого упражнения. Все мамы, обращавшиеся к нему с теми или иными проблемами, которые их тревожили, вскоре сообщали о положительной динамике. Один ребенок в течение недели прекратил сосать палец, другой – через три дня с удовольствием пошел в детский сад

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Практические занятия по методике Макото Шичида Показ картинок

Каждый день вы показываете ребенку порядка 100-150 картинок/слайдов с разными изображениями. На одну картинку отводится не более полсекунды. Мама должна озвучить, что изображено на картинке. Существует три вида изображений:

изображение без подписи, изображение с подписью, изображение только со словом – им отводится не более 10% от общей презентации. Надо сказать, что это упражнение требует больших физических затрат — карточки изо дня в день не должны повторяться! Минимум, через который можно возобновить показ уже знакомых карточек составляет 4 месяца. Макото Шичида обнаружил, что быстрое мелькание карточек/слайдов помогает отключиться от обычного восприятия информации и перейти на другой уровень – интуитивный. Чуть замешкались, и мозг перебрасывает информацию в левое полушарие, которое начинает анализировать поступившую информацию.

Игра в телепатию

Маленькие дети имеют телепатические способности. Макото Шичида предлагает ряд упражнений на поддерживание этих уникальных возможностей ребенка.

Прижмите ребенка крепко к себе и скажите: «Я тебя люблю. Ты и я одно целое».

Затем представьте у себя в уме красный квадрат и мысленно пошлите его ребенку, прокомментировав: «Мама представила цвет у себя в голове и посылает его тебе. Ты можешь его увидеть. Теперь закрой глазки, поймай этот цвет и назови его мне». Ребенок с легкостью угадывает задуманный цвет.

В следующий раз играйте в телепатию не соприкасаясь с ребенком. Результат будет такой же.

Игры на память

Вам понадобятся карточки с разными картинками. Можно использовать элементы из лото. Начните с двух карточек – придумайте какую-нибудь абсурдную историю. Например, «собака ехала на велосипеде». Затем перемешайте карточки и предложите ребенку восстановить цепочку событий. То есть нужно первой положить карточку с изображением собаки, вторую — с изображением велосипеда. Постепенно вы можете увеличить количество карточек до 50. В этот момент ребенок сможет запоминать последовательность как единый образ – с первого взгляда, без слов.

Другое упражнение называется «мандара» (мгновенная память). Ребенок смотрит на карточку мандара около 5 секунд, закрывает глаза на 5 секунд. Снова смотрит на карточку – снова закрывает глаза.

Далее мы убираем карточку и даем ребенку листок с шаблоном узора, который был на демонстрационной карточке.

Ребенок должен схематически отметить, какие цвета присутствовали на картинке.

Этот метод строится на том, что сетчатка глаза некоторое время сохраняет увиденный образ.

Упражнения на то, чтобы видеть образы

Один из способов, который поможет ребенку ВИДЕТЬ образы, называется «напряжение — расслабление». Этот метод используется широко в театральных студиях. Ребенка просят представить себя тем или иным предметом. Например, стать твердым, как бревно. Затем стать мягким, как перышко.

Как отмечает Макото Шичида, ребенок через некоторое время показывает удивительные результаты: он может визуализировать и слышать различные образы, такие как цвет, звук и т.д.

Развивать способность видеть образы можно также с помощью оранжевых карточек. Для этого нам понадобится оранжевый лист бумаги. В центре листа наклеиваем синий круг диаметром 2 сантиметра. Пусть ребенок закроет глаза и успокоится. Сначала пусть дышит медленно и глубоко. Затем сделает глубокий вдох на восемь секунд, задержит дыхание на восемь секунд и сделает глубокий выдох в течение восьми секунд. Эти дыхательные упражнения следует повторить три раза. После этого ребенок дышит спокойно – он расслаблен.

Расположите оранжевый лист на расстоянии 30 сантиметров от глаз ребенка. Скажите ему, чтобы он пристально смотрел на лист в течение 30 секунд.

После того, как он закроет глаза, он увидит послеобраз. 4 вида послеобразов которые он увидит:

синий цвет в центре будет выглядеть как оранжевый; увидит только синий цвет; увидит вместо синего цвета в центре другой цвет, другую форму (например, квадрат); увидит синий цвет в центре и сможет менять его произвольным образом. Цель обучения — увидеть себя в образе. Ребенок добьется этой цели, если сможет представить сам себя. Игры на обучение скорочтению

Небольшой рассказ необходимо прочитать несколько раз в течение минуты. Для обучения скорочтению подойдут басни Эзопа. Затем попросите ребенка книжку закрыть и написать по памяти, что он только что прочитал.

Пример рассказа. Северный ветер и солнце.

Однажды северный ветер и солнце поссорились. И они договорились: кто заставит путешественника снять одежду, тот и победил. Задул северный ветер, но напрасно. Солнце светило изо всех сил. «Так жарко, я не выдержу», — сказал путешественник. Снял с себя одежду и прыгнул в воду.

Когда ребенок закончит писать, проверьте, правильно ли он написал, проверяя также пунктуацию.

Возможно, что он запомнит не все сразу. Тогда пусть прочитает еще раз в течение одной минуты и запишет то, что прочитал.

Автор — Мария Даниленко

 

Пища для ума: что поможет сконцентрироваться?

Печать

Что лучше: женьшень, рыба, ягоды или кофеин? Что поможет сконцентрироваться, усилить память, внимание и функции мозга?  Есть ли такие продукты и правда ли они работают? Не секрет, что наше тело подвержено старению. Хорошие новости в том, что вы можете увеличить шанс на сохранение здорового мозга с возрастом, если добавите "умные" продукты и напитки в ваш рацион.

Что лучше: женьшень, рыба, ягоды или кофеин? Что поможет сконцентрироваться, усилить память, внимание и функции мозга? Есть ли такие продукты и правда ли они работают? Не секрет, что наше тело подвержено старению. Хорошие новости в том, что вы можете увеличить шанс на сохранение здорового мозга с возрастом, если добавите  

 

 

 

Кофеин может привести вас в боевую готовность

Нет такого волшебного средства, которое поможет повысить IQ или быть умнее, но кофеин может добавить энергию и помочь сфокусироваться и сконцентрироваться. Кофеин содержится в кофе, шоколаде, энергетических напитках  и некоторых лекарствах. То что кофеин безошибочно гарантирует - это ощущение пробуждения, хотя и на короткий период времени. Однако чрезмерное потребление кофеина может дать чувство тревоги и некомфортности. 

Нет такого волшебного средства, которое поможет повысить IQ или быть умнее, но кофеин может добавить энергию и помочь сфокусироваться и сконцентрироваться. Кофеин содержится в кофе, шоколаде, энергетических напитках и некоторых лекарствах. То что кофеин безошибочно гарантирует - это ощущуние пробуждения, хотя и на короткий период времени. Однако чрезмерное потребление кофеина может дать чувство тревоги и некомфортности.  

 

Сахар может увеличить бдительность 

Сахар - это источник энергии для вашего мозга. Конечно, не столовый сахар, а глюкоза, которую наше тело вырабатывает из сахаров и углеводов, которые мы съедаем в течение дня. Вот почему стакан сладкого напитка дает краткосрочное улучшение функций памяти, мыслительных процессов и умственных способностей. Однако если вы потребляете слишком много сахара, память может ухудшиться, так же, как и других функций тела.  Употребляйте сладкое умеренно, и вы улучшите свою память без добавления лишних килограммов.

 

Связь между белками и функционированием мозга

Одно из самых больших преимуществ белков в том, что они дают более длительное чувство сытости, чем углеводы или жиры. Диета с большим содержанием белка полезна для потери веса и общего здоровья организма - хотя и тяжело это связать с функционированием мозга...

белки 

 

Жирная рыба - настоящая еда для мозга 

Рыба - это не только источник белков, но и отличная пища для ума: жирная рыба  богата незаменимыми жирными кислотами omega-3, необходимых для работы и развития мозга. Здоровые жиры имеют удивительную силу для мозга: диета, богатая жирными кислотами omega-3, способствует меньшему риску развития слабоумия и инсультов, замедляет ухудшение умственной способности, играет важную роль в улучшении памяти, особенно с возрастом. Для ума и для здорового сердца ешьте рыбу 2 раза в неделю. 

Рыба - это не только источник белков, но и отличная пища для ума: жирная рыба богата незаменимыми жирными кислотами omega-3, необходимых для работы и развития мозга. Здоровые жиры имеют удивительную силу для мозга: диета, богатая жирными кислотами omega-3, способствует меньшему риску развития слабоумия и инсультов, замедляет ухудшение умственной способности, играет важную роль в улучшении памяти, особенно с возрастом. Для ума и для здорового сердца ешьте рыбу 2 раза в неделю. 

 

Ежедневно ешьте орехи и шоколад 

Орехи и семечки - отличный источник антиоксидантного витамина Е, который связывают с меньшим спадом мыслительных способностей с возрастом. Темный горький шоколад - также отличный источник антиоксидантов, а также включает натуральный стимулятор кофеин, который помогает улучшить концентрацию и сфокусированность. Наслаждайтесь орехами и шоколадом каждый день, но помните, что они содержат дополнительные калории!

польза горького шоколада и орехов для ума 

 

Добавьте в рацион авокадо и цельные зерна

Каждый орган в нашем организме зависит от потока крови, особенно сердце и мозг. Употребление  в пищу цельных зерен и таких фруктов, как авокадо, может уменьшить риск сердечно-сосудистых заболеваний. Цельные зерна содержат клетчатку и витамин Е, а авокадо содержит полезные мононенасыщенные жиры, которые связывают со здоровым потоком крови.

 

Черника - это суперпродукт

Исследования на животных показали, что черника помогает защитить мозг от окислительного стресса, а также может уменьшит эффект от возрастных болезней мозга, таких как болезнь Альцгеймера и слабоумие. Согласно исследованиям, диеты, богатые черникой, улучшают способность к запоминанию и моторных навыков стареющих крыс, приближая их к таким же навыкам у молодых крыс. 

черника - суперпродукт для мозга и тела 

Будь готов к важному дню 

Как усилить способность к концентрации? Начните день с завтрака: 100% фруктовый сок (лучше свежевыжатый), булка из цельных зерен с семгой и чашка кофе. Эксперты также советуют хорошо выспаться за ночь, заниматься физической активностью для улучшения работы мозга, а также медитировать для того, чтобы расслабиться и очистить разум.