Новости здоровья. Лучшие статьи о здоровье.

7 способов работать быстро — и эффективно

Личные дедлайны, маленькие достижимые цели и, как ни удивительно, работа в присутствии других людей помогут вам улучшить производительность

Мой сосед по комнате в колледже умел писать быстрее всех остальных. Если ему нужно было написать работу на 10 страниц к 9 часам утра четверга, он начинал писать ее в 6 часов утра… того же дня. И самое безумное, что он всегда получал «отлично». Я никогда не мог понять, как он мог сделать за несколько часов то, на что у меня уходила целая неделя.

Когда я спросил его, как (и почему) он делал все в последнюю минуту, он сказал, что ему требуется давление наступающего дедлайна, чтобы подстегнуть мотивацию. Он также сказал, что если отложить дела на последнюю минуту, они и займут всего минуту. Мудрые слова.

Откладывание дел на последнюю минуту может быть эффективным, но нервирующим способом работать быстрее, поэтому я решил поискать какие-то другие научно обоснованные альтернативы для повышения эффективности. Вот как можно сделать ускорить процесс и повысить производительность своего труда.

1. Устанавливайте сроки для каждой задачи

Согласно закону Паркинсона, количество времени, которое вы тратите на выполнение определенной задачи, зависит от того, сколько времени вы на это выделяете. Если вы не установите дедлайна, то потратите на задание столько времени, сколько захотите. Но если вы ограничите время, то давление, которое вы испытаете, пытаясь опередить время, заставит вас работать быстрее и завершить дело до истечения срока.

Ограничение времени на выполнение задач также может привести вас в состояние ментального потока. Поток — это когда вы настолько погружены в деятельность, что можете сосредоточиться только на этой упомянутой деятельности, не замечая ничего вокруг, даже свои мысли, эмоции и время. Другими словами, вы просто в ударе.

Поток возникает, когда вы ставите четкие цели, которые сложны, но достижимы. Выполнение их требует полного внимания и контроля над своими навыками.

Ограничение времени на выполнение задачи — это эффективный способ запустить поток. Завершение задачи до истечения времени — достижимая цель, и она создает достаточно давления и стресса, чтобы вы могли полностью сосредоточиться, позволяя вам использовать свои навыки на полную катушку.

2. Разбивайте проекты на более мелкие задачи

Начинать новый проект всегда сложно. Нужно проделать массу работы, а финишная черта едва видна. Поскольку награда за это большое достижение так далеко, кажется, что начинать даже не стоит. Так просто отлынивать от работы, если вы не испытываете чувство удовлетворения каждый день.

Но что, если вы можете ощущать его несколько раз в день? Будете ли вы чувствовать себя энергичными и мотивированными, чтобы работать больше и быстрее?

Harvard Business Review проанализировал более 12 тысяч записей дневников работников умственного труда и обнаружил, что чувство прогресса, независимо от того, большое оно или маленькое, — это самый важный фактор, способствующий развитию эмоций, мотивации и восприятия в течение рабочего дня. И чем чаще работники ощущали прогресс, тем продуктивнее они были.

Если вы разбиваете проекты на небольшие задачи, вы можете достигать небольшой цели или даже нескольких целей за один день вместо того, чтобы достичь одной основной цели за несколько дней, недель или даже месяцев. Постоянное чувство прогресса — это то, что повышает моральный дух и производительность в долгосрочной перспективе. Маленькие победы помогут вам работать быстрее.

3. Работайте рядом с другими людьми

Вы когда-нибудь занимались спортом или играли на инструменте перед аудиторией? Вы ощущали, что выступаете перед зрителями лучше, чем когда вокруг никого нет? Когда я играю на гитаре и пою в одиночестве, мне кажется, что я звучу хорошо, но не отлично. Но когда я играю и пою перед друзьями, я считаю, что звучу, как Джастин Бибер.

Это психологический феномен: если вы делаете что-то в присутствии других, их оценка повышает ваш уровень психологической вовлеченности. Этот дополнительный стресс помогает вам лучше выполнять отрепетированные или простые задачи перед людьми по сравнению с тем, когда вы одни. Психологи находили свидетельства этого феномена у велосипедистов, студентов и даже тараканов (да, они заставляли тараканов выполнять задание перед тараканьей аудиторией).

Если вы чувствуете, что освоили какое-то дело, но хотите увеличить скорость его выполнения, попробуйте работать рядом с другими людьми. Когда существует вероятность, что за вами наблюдают и оценивают то, что вы делаете, ваш уровень стресса достигает оптимального уровня, побуждая вас работать усерднее и быстрее.

4. Работайте с учетом ультрадианных ритмов

Организм человека настроен на 120-минутные биологические интервалы, называемые ультрадианными ритмами. В течение первых 90 минут интервала ваша умственная энергия достигает пика, а после этого падает в течение приблизительно 30 минут.

Чтобы достичь максимальной скорости и производительности, лучше всего работать 90-минутными спринтами, когда ваше тело естественно заряжено энергией, а затем делать 30-минутную паузу для отдыха, когда ваше тело естественно истощено. Это позволяет вам в полной мере использовать колебания уровня энергии вашего тела.

Тем не менее, удерживать внимание 90 минут может быть сложно. Согласно Psychology Today, люди могут оставаться сосредоточенными только 20-25 минут, а затем их разум начинает блуждать.

Чтобы сохранять концентрацию внимания во время 90-минутных спринтов, используйте технику помодоро (25 минут работы, 5 минут отдыха).

Работайте, когда вы полны естественной энергии, отдыхайте, когда наступает естественное истощение, делайте короткие перерывы, чтобы восстановить концентрацию, и в конечном итоге вы сможете достичь максимальной производительности и скорости.

5. Слушайте белый шум

Музыка всегда поднимает настроение, но вряд ли она влияет на скорость. Как пишет Psychology Today, прослушивание музыки со словами заставляет языковые центры мозга уделять больше внимания текстам песен, чем текущей задаче, если нужно читать, писать или говорить.

Прослушивание новой музыки также не способствует производительности. Новая музыка незнакома, и так как мозг любит новизну, во время прослушивания происходит выброс допамина. Это привлекает ваше внимание к музыке и отвлекает от работы. Таким образом, даже если вы слушаете классическую музыку или саундтреки к фильмам, где обычно нет слов, но эта музыка нова для вас, она может нарушить вашу концентрацию.

Но что делать, если на рабочем месте слишком шумно или вы устали слушать эти раздражающие звуки щелкающих клавиш или разговоры коллег?

Белый шум — ваше решение.

По данным Journal of Consumer Research, окружающий шум при умеренной громкости идеально подходит для повышения творческой производительности. Наушники с шумоподавлением и воспроизведение белого шума позволяют повторить этот эффект.

Белый шум поддерживает концентрацию, потому что он постоянен. Он звучит одинаково, и ваш мозг привыкает к нему. Звуковые отвлекающие факторы больше на вас не действуют. Это повышает вашу концентрацию на текущей задаче и позволяет вам работать быстрее.

6. Найдите партнера по ответственности

Гретхен Рубин, известный исследователь человеческой природы и счастья, недавно выпустила книгу «Четыре тенденции» (The Four Tendencies), в которой рассказывается, как люди реагируют на ожидания. Она обнаружила, что человечество делится на четыре категории: «поборники», «вопрошатели», «обязательные» и «бунтари».

Большинство людей относятся к категории обязательных. Они с готовностью оправдывают внешние ожидания, но никак не могут соответствовать ожиданиям внутренним. Например, обязательный человек никогда не нарушает дедлайны, но при этом не может найти время для тренировок.

Чтобы помочь им оправдать и внутренние ожидания, «обязательным» важно обеспечить внешний контроль за этими внутренними целями. И один из самых мощных инструментов — это партнер по ответственности.

Никто не хочет подвести других людей или показаться ленивым и непродуктивным. Такова человеческая природа. Так, например, можно пообещать руководителю или коллеге, что будете писать 1000 слов каждый день, и позволить им регулярно проверять вас — отличная мотивация на то, чтобы делать это и работать более эффективно.

7. Успокойте своего внутреннего перфекциониста

Совершенство — враг производительности. Повторный просмотр работы, тройная проверка на ошибки и выполнение дополнительной работы задерживает прогресс, истощает вашу энергию и может разрушить ваше эмоциональное здоровье.

Проблема перфекционистов в том, что у них менталитет «все или ничего». Если их работа не идеальна, они считают это провалом. В действительности вы можете сколько угодно дорабатывать и совершенствовать свою работу, но после определенного порога ваши усилия принесут лишь незначительные улучшения — а время будет упущено. Важно помнить, что большинство компаний считают, что хорошая работа и соблюдение сроков — уже огромный успех.

 

Источник

Развитие умственных способностей у взрослых: упражнения и рекомендации

Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а вдруг начнут ботаником дразнить?). Взрослые люди понимают: интеллекта не бывает слишком много.

Если бы существовала волшебная палочка, позволяющая мгновенно улучшить мышление и прокачать эрудицию, она мигом сделалась бы хитом продаж.

Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте?

Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.

Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.

К. Грэйс, автор учебника «Психология развития» («Питер», Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск, 2000), пишет:

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.

Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.

«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели samorazwitie.ru. Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.

Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.

Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта —  «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.

Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.

Человек, который постоянно практикует интеллектуальные умения, обрабатывая многоплановую информацию разными методами, не становится менее обучаемым. Ему одновременно удаётся сохранять  ясность мысли и оперировать накопленным багажом готовых данных.

Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.

Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.

См. также другой мой пост на тему интеллекта: Справедливо ли подтрунивают над блондинками?

Как тренировать ум: рекомендации

Некоторые люди думают, что поддерживают интеллект работой. Однако многие виды умственного труда связаны с выполнением однотипных операций, которое к тому же постепенно доводится до автоматизма.

Для развития ума необходимо задействовать интеллектуальные возможности по максимуму — например, занимаясь самообучением.

«Интеллектуальные» упражнения

Не хочу разочаровывать читателей, которые открыли страничку в поиске специальных упражнений на развитие интеллекта. Такие задачки существуют, их выпускают целыми книгами.

Вот примеры из популярной книжки Тома Вуджека «Тренировка ума» (издана в 2011 г.).

В главе про тренировки со словами Вуджек рекомендует прочитывать:

  • фразы, в которых буквы написаны в обратном порядке;
  • высказывания, записанные без пробелов;
  • предложения из художественного текста — и потом, не глядя, повторять их в порядке от последнего слова к первому;
  • распечатанный текст на перевёрнутом листе.

Автор также рассказывает об интеллектуальных играх — дуплетах, анаграммах, поиске слов, включающих отобранные по какому-либо принципу элементы.

  • «Алфавитный порядок»: на время записать как можно больше слов, в которых буквы совпадают с алфавитным «направлением» (луч — «л» стоит раньше «у», а «у» — раньше «ч»);
  • «Сквозная буква»: назвать букву и придумать, которой по счёту она должна быть; быстро вспомнить максимальное количество подходящих слов («ш», третья от начала: кошка, чашка, решка и т.д.);
  • «Дуплеты»: взять два слова с одинаковым количеством букв и выстроить цепочку от одного к другому, заменяя одну из букв в каждом звене и используя только существительные в именительном падеже, единственном числе (превратить «коза» в «торт»: коза — кора — корт — торт; попробуйте сами поймать «рыбу» в «сеть» или превратить «перо» в «тушь»);
  • «Анаграммы»: составить слова только за счёт перестановки букв (лучше поиграть с готовыми исходниками — ропот, клоп, мышка, карета, зола, табун).

Для развития математических способностей Вуджек предлагает выполнять упражнения с цифрами — проговаривать числовые последовательности:

  • с 1 до 100 и со 100 до 1;
  • с возрастанием или убыванием на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • с возрастанием и убыванием поочерёдно — например, на 2: 2 — 100, 4 — 98, 6 — 96, 8 — 94 и т.д.

Больше игр советую поискать в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта» (К. Филип, Москва, «Астрель», 2003). Пересказывать фрагменты из неё неудобно, поскольку многие задания будут непонятны без иллюстраций.

Всё это очень увлекательно и здорово, но, честно говоря, я сомневаюсь, что вы станете гигантом мысли только за счёт подобных упражнений. Нужны и более серьёзные нагрузки — допустим, самообучение.

Учиться, учиться и учиться

Пройдите математические онлайн-курсы или просто проработайте школьный учебник математики, и вы улучшите соответствующее мышление гораздо существеннее, чем при счёте от единицы до сотни и обратно. Аналогично с другими сферами знаний, которые имеют для вас значение. Материалы найдутся (см. http://www.samorazwitie.ru/samoobuchenie/kakie-knigi-chitat.html), был бы правильный настрой.

Если хотите в целым стать более сообразительным и улучшить память, изучите самостоятельно какой-нибудь язык; это реально помогает. Шотландский учёный Томас Бак провёл исследование тем самым методом лонгитюда, о котором я упоминала в начале статьи. Доктор Бак определил уровень IQ группы людей сначала в 1947 г. (участникам эксперимента было 11 лет), потом — в 2008-2010 («Learning a second language in adulthood can slow brain ageing», «The Telegraph», 2.06.2014).

Выяснилось, что к семидесяти годам люди, изучавшие какой-либо иностранный язык, обычно оставались в хорошей интеллектуальной форме. Одна оговорка: эффект отмечался, когда знания приобретались не ради знаний, а для активного применения, и не лежали в памяти мёртвым грузом.

Отдайте предпочтение языку, на котором вы намерены хотя бы иногда общаться, читать, слушать передачи, смотреть фильмы.

Вот тут вы найдёте практические советы по самообучению английскому:

Нет сил на регулярные занятия? Хорошо, играйте — вечерами в дуплеты и анаграммы, а по выходным — в «Что? Где? Когда?» или «Разумные люди». В  «Разумныхз людях» и «ЧГК» к успеху приводит не столько богатая эрудиция, сколько гибкость мышления.

Физкультура для ума

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека. Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно. Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Как повысить эрудицию?

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. Как слушать серьёзную музыку?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны.

Хвататься за всё сразу бессмысленно: чтобы сделаться настоящим эрудитом в 21 веке, вам придётся буквально жить в книжках по двадцать четыре часа в сутки. А в конце концов окажется, что Яндекс и Google по-прежнему на порядок умнее вас.

Поделиться


Источник: http://www.samorazwitie.ru/samoobuchenie/razvitie-intellekta.html

Если у человека ничего не получается, это значит, что он еще просто не нашел свою дорогу в жизни. Чем отличается мозг миллиардера? Объясняет Татьяна Черниговская

Татьяна Владимировна Черниговская — известный российский биолог и лингвист, специалист в вопросах нейронауки и психолингвистики, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. Специально для Forbes Татьяна Владимировна после выступления на Гайдаровском форуме рассказала о том, почему одним удается стать успешными, а другим нет.

Почему у одних людей получается зарабатывать деньги, а у других нет, даже если они очень этого хотят и стараются? Отличается ли чем-то, скажем так, «мозг миллиардера»?

У меня есть только сложный ответ на этот вопрос. Да, люди разные, они объективно разные. Это генетика, и с этим вы ничего поделать не можете. Это крупный игрок, его нельзя игнорировать.

Но, с другой стороны, если у человека ничего не получается, это значит, что он еще просто не нашел свою дорогу в жизни. Может быть, он ошибочно решил зарабатывать миллионы, может быть, на самом деле у него нет планов покупать яхты и отправляться в кругосветные путешествия. А его план — сидеть дома у камина и вязать шарф, и это и есть счастье. Только он еще не понял.

А как понять, чего ты хочешь? Это ведь не так просто, как кажется.

Надо искать и ходить в определенные места.

 Искусство — это первостепенная вещь. Как сказал один очень состоятельный и известный арт-дилер, искусство отвечает на еще не заданные вопросы. Это очень глубокая мысль. Искусство тебя тащит в пространство, в котором еще никто не был. И когда ты начинаешь жить в этом сложном пространстве, у тебя могут появиться эти смыслы.

 Кроме того, нужно стараться общаться с интересными людьми — это тоже играет огромную роль. Нужно искать зажигающих — не в банальном смысле — людей. Таких, c которыми можно всю ночь проговорить, выпить две бутылки виски и после этого все понять.

— Вы говорили о том, что детей стоит учить сразу многим вещам, чтобы у них был выбор. А как нужно воспитывать ребенка, чтобы он смог в будущем стать предпринимателем?

— То, что я скажу, может прозвучать банально на первый взгляд, но на самом деле это не так просто, как звучит. Ребенка своего желательно любить. Надо постараться с ним познакомиться, присмотреться к нему и понять, какой он. Это довольно рано видно, уже когда дети в песочнице играют и один из детей буквально навязывает свою волю другим. Это и есть лидер.

Но легко говорить, вопрос в том, как сделать. Нужно дать детям возможность этого выбора. Если он никогда не рисовал, никогда не занимался музыкой, как вы собираетесь узнать, способен он к этому или нет?

То есть заставлять ребенка нельзя? Никакого принуждения?

Это гораздо более сложный вопрос, и в действительности непонятно, что с этим делать. Я где-то читала, что Баха, Бетховена и Моцарта, когда они были маленькими, по руках колотили, чтобы они за клавесин уселись. Этих гениев! Это значит, что некоторая доля принуждения нужна.

 

Но это очень трудный пункт. С одной стороны, не стоит мучить детей и давать им то, что для них является аллергеном. Но, с другой стороны, если не дать, то и не поймешь, на что у него аллергия.

По вашей инициативе была создана такая научная дисциплина, как психолингвистика. Скажите, человек при помощи слов, самовнушения может себя запрограммировать на успех? Если да, то как?

Можно себя заставить даже научиться к вечеру танго танцевать на спор. Тут вопрос другой: какой ценой и надо ли это делать? Накачивать себя на тему «я должен быть успешным» — это провальная вещь, на мой взгляд. До некоторого порога она может быть успешной, но в итоге провалится все равно.

А вот если человеку на самом деле интересно и если у него есть способности, он автоматически станет успешным. Если он что-то делает потому, что знает, как это нужно сделать, или не боится, когда все боятся. Вот тут его ждет успех.

Наверное, это наивный вопрос, но, как вы считаете, деньги делают людей счастливыми?

На этот вопрос у меня есть точный ответ: нет, не делают. И я так говорю, не потому, что я романтик, который считает, что деньги вообще не нужны. Деньги, разумеется, нужны, но счастье — это не о деньгах. Счастье — это найти смысл. И для одного человека смысл может стоить рубль, а для другого — миллиард. Все зависит от того, есть ли в вашем деле смысл или это история о том, кто больше куличиков построит. Смысл в том, чтобы это приносило удовлетворение, чтобы тебя щекотало.

Мне задали несколько лет назад смешной вопрос: вот что я бы выбрала — интересную работу или деньги? Я через секунду ответила, что, конечно, интересную работу. И это не потому, что я такая бессребреница. Я просто не смогу этой жизнью жить.

«Нельзя читать глупые книги, общаться с придурками и слушать плохую музыку – все это остается в вашем мозгу»                                 (Татьяна Черниговская) 

Почему коммуникация – это не главная задача языка, опасно ли для мозга оттягивать работу до дедлайна и почему фраза о том, что нервные клетки не восстанавливаются, безнадежно устарела?  Об этом рассказала профеcсор СПбГУ, доктор филологии и биологии, лицо и посол современной науки в Петербурге Татьяна Черниговская.

То, что нас окружает – порождение нашего мозга?

На мое несчастье, мозг теперь моден, его функциями стали интересоваться далекие от науки люди. Я думаю, это связано с тем, что мы хотим знать, кто мы такие. Ничего сложнее, чем мозг, мы не можем даже представить. Я уже несколько лет нахожусь под впечатлением от фразы академика Владислава Лекторского «Мозг находится в мире, а мир находится в мозгу». Какие у вас есть основания считать, что все, что вы видите, не порождения вашего мозга? Для человека с галлюцинациями его видения – такая же реальность, невозможно доказать ему, что их нет. Фраза Лекторского опасная – непонятно, как нам выкрутиться. Так что лучше об этом на ночь не говорить.

Люди – цари планеты?

Мы считаем, что мы цари природы, лучше всех на Земле и такими и останемся. Но мы совсем недолго живем на планете, например, по сравнению с дельфинами и их невероятным мозгом, который еще посложней нашего. Они появились 60 миллионов лет назад, а мы – 250 000, что даже не милисекунда по эволюционной шкале, так что гордиться тут особо нечем. Уже не говоря о том, что никто не утверждал, что это и есть конец эволюции. Неясно, куда именно мы будем двигаться, будут ли это киборги, что очень вероятно, или биологическое существо – и тогда очевидно, что развиваться будет мозг. Не уши же.

  • Человеком мы рождаемся или становимся?

В 1970 году вышел фильм «Дикий ребенок» гениального режиссера Франсуа Трюффо. Сюжет основан на реальном случае: появился мальчик лет 8-10, он был похож на человека, но в полной степени им не являлся – мы называем таких людей Маугли, имея в виду, что они сформировались вне социума и языка. Главный вопрос картины – «Человеком мы рождаемся или становимся?» То есть нужно для этого работать или этот статус дается по праву рождения? Не буду пересказывать фильм, но ничем хорошим история не закончилась – мы так устроены, что определенные процессы должны происходить в свое время. Это касается языка и других высших функций.

Несколько лет назад я была в передаче «Школа злословия» у двух змей – Татьяны Толстой и Дуни Смирновой. Вторая быстро сникла, а боевая Татьяна Никитична сказала очень умную вещь: «Сравним геном с кофеваркой, она уже ваша и стоит на кухне. Но чтобы она заработала, нужно: а) налить воду; б) положить кофе; в) нажать на кнопочку; в противном случае ничего не произойдет». Она попала в самую точку: если гены плохие, ничего поделать нельзя – не повезло так не повезло. Но если ты родился и у тебя все в порядке, это еще не все, необходимо вовремя попасть в социальную и языковую среду и только благодаря этому стать человеком. Что такое «вовремя»? Это, конечно, размытое понятие – лучше, если это произойдет до трех лет, но необходимо – до шести. Есть два игрока: гены и опыт, который даст или не даст врожденным способностям реализоваться. Можно родиться Моцартом, но никогда им не стать.

Общий для всех людей генетический механизм

Сейчас на Земле примерно 6 000 языков, они сильно отличаются друг от друга по структуре, но объединяет их общий генетический механизм, который позволяет любому здоровому ребенку овладеть родным языком. Его мозг должен сделать громадную работу, расшифровать сложнейший код. Ребенок попадает в языковую среду и должен ее декодировать, мозг пишет сам себе учебник – и мы бы очень многое отдали, чтобы посмотреть, как это на самом деле происходит. Если бы нам это удалось, изменились бы воспитание и образование. На то, чтобы понять, как это действует, направлены все усилия когнитивных наук на данный момент, потому что от этого зависит все остальное. Тот, кто выиграет в этой игре с мозгом, получит все сразу – но я не думаю, что это возможно.

Есть ли ген памяти?

У человека есть огромное количество генов, которые работают на мозг, именно он – результат всей эволюции. На эту темы есть много дурацких книг и спекуляций: люди ищут ген памяти, мышления, но это все мура, каждый, кто имеет хотя бы начальное образование, понимает, что такие сложные вещи не могут быть связаны всего с одним геном. 


Как музыка делает людей умнее

Объясняет Татьяна Черниговская

Как появилось сознание?

Мы знаем, что есть 49 участков в мозге, где по какой-то причине эволюция сильно ускорилась – изменения происходили в 70 раз активнее. С какой стати – неизвестно, можно, конечно, начать рассказывать сказки про инопланетян или Создателя, которому надоело смотреть на всю эту тягомотину, и он решил подправить ситуацию. Но факт остается фактом: наши главные зоны, то есть лобные и фронтальные отделы, которые отвечают за сложное мышление и язык, стали стремительно развиваться. Я опять задам глупый вопрос: а зачем мы понадобились вселенной? У нее все в порядке, электроны и планеты знают, как крутиться. Зачем природе нужно было существо, которое будет познавать ее законы? Ничего хорошего мы не сделали, многое погубили и продолжаем это делать. И зачем мы начали осознавать себя как личность? Возможно, система развивается и усложняется до какого-то порога, на котором автоматически появляется сознание. И если это так, то у нас нет никаких оснований считать, что у искусственного интеллекта, в который мы так опрометчиво играем, оно не появится.


Мозг хранит всю информацию, мимо которой он прошел, унюхал, попробовал, выпил и так далее, все это лежит в вашей голове

Почему мозг помнит абсолютно все

Каждый из нас рождается со своей нейронной сетью, более того, у маленьких детей нейронов больше, чем у взрослых, потому что за ненадобностью они исчезают. Дальше на этой нейронной сети пишется текст нашей жизни. Когда наступит момент встречи с Создателем, каждый свой текст предъявит, и там будет видно все: что ел, пил, с кем общался. Если нет болезни Альцгеймера или Паркинсона, то мозг хранит всю информацию, мимо которой он прошел, унюхал, попробовал, выпил и так далее, все там лежит. Если вы этого не помните, это не значит, что этого нет в мозгу. Есть множество способов это доказать, самый простой из них – гипноз. Поэтому я постоянно говорю: нельзя читать глупые книги, общаться с придурками, слушать плохую музыку, есть некачественную еду, смотреть бездарные фильмы. Если мы спятим и съедим на улице шаверму, из желудка ее можно будет изъять, а вот из головы – никогда, что упало, то пропало.

  •  

Почему язык – это спасение?

Человеческий язык – это спасение для нас, на каждую наносекунду приходится дикое количество информации отовсюду: зрение, слух, тактильность, вкус, запах, это сплошной поток. Язык – это один из инструментов противодействия этому кошмарному хаосу, потому что он дает нам возможность раскладывать все это по коробочкам. Именно он организует классы и концепты. 99% людей считают, что язык – это коммуникация, но, похоже, что это не главная его задача. Крупнейший мировой лингвист Ноам Хомский уверен в том, что язык был создан не для коммуникации, а для мышления, а общение – это уже побочный продукт. Для коммуникации важно, чтобы было получено именно то, что передано, поэтому идеальный ее вариант – это азбука Морзе. Язык же невероятно многозначен, в нем одни и те же слова имеют противоположные значения в зависимости от слушателя. Это значит, что для коммуникации он плох.

Где в мозге находится память?

Человеческий язык устроен не так, как другие виды коммуникации на Земле: он иерархичен, состоит из мельчайших элементов – фонем, которые складываются в слоги, морфемы, слова и так далее. Науки, которыми я занимаюсь, пытаются понять эту структуру. Например, какие у меня есть основания считать, что есть существительные и глаголы? При этом, работая с больными, я вижу, что одна их часть забыла глаголы, а другая – существительные. Это доказывает, что этим занимаются разные зоны. При этом, каждая часть мозга выполняет свою задачу, но работает он всегда целиком. Память в нем находится везде. Разговоры про то, что мы используем 5% или 10% – это пустое. Это огромная нейронная сеть, она нигде не локализована и динамична. Одну и ту же вещь нельзя вспомнить дважды, потому что во второй раз вы воспроизводите последний процесс вспоминания. Этот файл уже перезаписан и будет делать это снова.  


Одну и ту же вещь нельзя вспомнить дважды, потому что во второй раз вы воспроизводите последний процесс вспоминания

Опасны ли для мозга большие нагрузки?

В рамках одного из проектов мы смотрели, что происходит в мозгу во время интенсивной работы, когда он должен с большой скоростью выполнять разные задачи. Мы поняли, что он переходит в страшное состояние, когда чем хуже, тем лучше – умеренные дозы стресса для него полезны. Все мы боремся со страшным зверем дедлайном. Когда у меня остаются последние часы, я мобилизуюсь и все делаю. Но если это можно было совершить за такое короткое время, почему я не сделала это позавчера? Зачем нужно было устраивать эту ядерную войну? Но, значит, лично мне (а это индивидуальные вещи) нужно, чтобы как следует прижало. Так не у всех, конечно – но с собой нужно познакомиться.

Нервные клетки – восстанавливаются

Некоторые все еще повторяют, что нервные клетки не восстанавливаются, но это неправда. Все зависит от того, заставляете ли вы мозг постоянно работать – вам регулярно должно быть трудно. Если не давать мышцам нагрузку, они атрофируются, и с мозгом тоже самое. Он не должен расслабляться, иначе быть беде. Если вы занимаетесь напряженной интеллектуальной работой, то можете отодвинуть Альцгеймер на годы. Все зависит от вас: обучение меняет мозг физически, увеличивается плотность нейронной сети, улучшается ее качество, растут дендриты и аксоны. Меня спрашивают: «А кофе влияет на мозг?» Конечно, да – влияет и кофе, и зеленый чай, и виски, абсолютно все.


 

По материалам лекции из цикла «Слушай сюда»

Татьяны Черниговцевой

 

Ученые находят простой способ запоминания чего угодно

рисование.jpg

(Kelly Sikkema/Unsplash)

Если вы хотите что-то хорошо запомнить, то вам нужно ... нарисовать это. Согласно новому исследованию, рисование может быть более эффективным средством запоминания, чем написание, просто используйте различные методы визуализации.

Исследователи говорят, что пожилые люди, которые занимаются рисованием, могут даже улучшить свою память.

По словам команды Университета Ватерлоо в Канаде, для всех, кому трудно давались уроки изобразительного искусства, хорошая новость заключается в том, что на самом деле вам не нужно хорошо рисовать, чтобы что-то хорошо запомнить.

«Мы обнаружили, что рисование лучше повлияло на память пожилых людей, чем другие известные техники», - говорит одна из исследователей Мелисса Мид.

«Мы действительно воодушевлены этими результатами и ищем способы, которые смогут помочь людям со слабоумием, испытывающим быстрое снижение памяти и языковой функции».

Исследователи собрали 48 разных участников - половина в возрасте около 20 лет, половина в возрасте около 80 лет - и попросили их выполнить несколько упражнений. Когда им показывали последовательность слов, они должны были либо выписать слово, выписать предложенные им физические определения, либо нарисовать то, что оно представляло.

После перерыва добровольцев попросили запомнить как можно больше слов. Молодые лучше запоминали, чем пожилые, но обе группы помнили больше тех слов, которые они изобразили.

«Рисование картинок – это такая простая задача, и ее легко реализовать в повседневной жизни, чтобы улучшить память», - сказала Мид Бриттани Вонг на HuffPost.

«Например, если вы нарисуете продукты, которые вам нужно купить, или еду, которую вы планируете приготовить, эта информация запомнится на более длительный срок, чем, если бы вы ее записали».

Исследователи полагают, что рисование может быть очень эффективным, поскольку включает в себя несколько способов представления одной и той же информации: визуальный, пространственный, словесный, семантический (значения слов) и моторный (физический акт рисования).

Другими словами, оно активизирует больше частей мозга.

Поскольку со временем наши способности к сохранению информации снижаются, это означает, что рисование может способствовать хорошему качеству жизни по мере взросления. Исследователи говорят, что это может даже помочь пациентам со слабоумием.

«Мы считаем, что рисование особенно актуально для людей со слабоумием, потому что оно лучше использует необходимые области мозга, и может помочь людям, испытывающим когнитивные нарушения с функцией памяти», - говорит Мид.

«Наши результаты имеют огромное значение для терапевтических мероприятий, помогающим пациентам со слабоумием сохранять ценные эпизодические воспоминания на протяжении всего развития заболевания».

Исследование было опубликовано на  Experimental Aging Research.

 

Секреты долголетия: ЗОЖ и диеты здесь ни причём.

Агентство "Росбалт" провело встречу с профессором, доктором психологических наук, старшим научным сотрудником отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России» Радой Грановской. Встреча была посвящена теме «Секреты долголетия: ЗОЖ и диеты здесь ни при чем». Грановская рассказала о том, какие факторы должны присутствовать в жизни человека, чтобы он прожил не только долгую, но и счастливую жизнь.

granovskaya rada 78

 Свою лекцию известный российский и советский психолог, которой в августе следующего года исполнится 90 лет, начала с темы популярных сейчас ограничений в питании. Последнее время множество людей, в том числе знакомые Грановской, перешли на питание без соли, без сахара, без масла и других различных ингредиентов, от которых, на их взгляд, зависит продолжительность жизни. Однако, по словам Грановской, секрет долголетия кроется совсем не в этом. «Для здоровья и долголетия надо иметь цель жизни, смысл жизни. Если у человека нет этого смысла, что бы он ни ел, это не имеет решающего значения», — рассказала она.

Объясняется это следующим: когда у человека есть цель, у него включается симпатическая нервная система, которая дает заряд энергии в организм.

Целей, которые могут это сделать, не так много, всего три:

«Либо что-то отдавать людям,

либо что-то изобретать,

либо это связано с верой», считает Грановская.

Более того, все известные болезни, по словам Грановской, заключаются в психологических нарушениях самого человека. Прежде чем лечить болезнь, надо разобраться в причинах ее симптомов, а симптомы — это следствия эмоциональных перегрузок. Чтобы не допускать этого, существует один верный способ — «вгонять эмоции в мышцы», то есть давать организму активную физическую нагрузку в тот момент, когда вы чувствуете эмоциональное напряжение. Как пример психолог привела совещание на работе: «Предположим, вас отчитывает начальник. Вы чувствуете внутри себя сильное психологическое напряжение. Чтобы от него избавится, достаточно после совещания пробежаться вниз-вверх по лестнице, и это напряжение перейдет в мышцы». По словам Грановской, это проверенный и лучший способ, чтобы эмоционально освободиться и не дать психологическому напряжению перерасти в какую-либо болезнь.

На встрече профессор также подняла вопрос о современной платной медицине, в которой она очень разочарована. По словам ученой, «главный орган, которая она (платная медицина) исследует — это карман». Объясняет Грановская это тем, что при поступлении в клинику пациента сразу оценивают со стороны платежеспособности, и если у него есть деньги — это перспективный клиент, но с другой стороны быстро его лечить нет необходимости. А если у него нет денег, то никто стараться не будет. Подобное профессор считает недопустимым: «Сама клятва Гиппократа указывает на то, что он считал, что медицина — это не услуга, как у нас есть теперь водится. Потому что слово „услуга“ не предполагает нравственного отношения, а является чисто меркантильным мероприятием. И если врач думает, сколько он получит с клиента, то он не свободен в правильной постановке диагноза».

Так, чтобы вылечить пациента, нужно лишь следовать определенному алгоритму: побеседовать с больным, поддержать, вселить уверенность в возможность выздоровления, затем выяснить, как человек относится к своему заболеванию, после побеседовать с его родными, узнать, будут ли они помогать в выздоровлении морально. После этого уже можно назначать лекарства и процедуры, а если не помогло, то провести беседу с больным и понять, как у него активизировать желание к выздоровлению, то есть, чтобы он сформировал цель жизни.

Именно в четком понимании того, что вы хотите по жизни и к чему стремитесь, и заключается секрет здоровья и долголетия, заключила Грановская.

По инф. rosbalt.ru

«Если мозг в порядке, ноотропы не нужны»

Профессор МГУ Вячеслав Дубынин объясняет четыре главных правила, которые помогают нашему мозгу учиться, и развеивает несколько заблуждений об укреплении памяти

 
Иллюстрация: begemot_dn/Flickr
Иллюстрация: begemot_dn/Flickr

В середине февраля в лектории бизнес-школы «Сколково» профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор биологических наук Вячеслав Дубынин прочитал лекцию «Роль нейрофизиологии в бизнес-решениях». «Идеономика» публикует самые интересные моменты его выступления.

Наша память — это информационные каналы, которые формируются, прежде всего, в коре больших полушарий. Нейросеть коры больших полушарий в момент рождения имеет примерно одинаковую силу. С ходом времени те контакты, через которые проходят особенно удачные сигналы, ассоциирующиеся с положительными эмоциями, становятся мощнее. Они начинают более интенсивно передавать сигналы. Это похоже на колею: ты едешь несколько раз по одной дороге — колея становится глубже, а дальше вообще трудно выехать из ее. Глобальный принцип обучения и формирования долговременной памяти, по сути, такой же процесс. Одним из первых об этом заговорил ученый Иван Петрович Павлов. Вот четыре правила формирования долговременной памяти, которые он сформулировал 100 лет назад: их никак не объехать и не обойти. И важно знать и использовать, иначе наш мозг не пустит информацию в долговременную память, там ведь стоят мощные антиспам-системы:

 

1. Чем значимее подкрепление, тем быстрее идет обучение. Кнут эффективнее пряника.

2. Повторение — мать учения: повторное сочетание исходно незначимого стимула и его положительное подкрепление.

3. Отсутствие сильных отвлекающих факторов.

4. Мозг должен находиться в хорошем функциональном состоянии.

Психологи говорят, что одно из базовых правил обучения — правило номер один. Что это значит? При обучении надо создать мощную эмоцию, мощную потребность. Чем значимее подкрепление, то есть те положительные эмоции, которые вы испытали, удовлетворив какую-то потребность, тем быстрее движется обучение. Наши потребности, их реализация, их удовлетворение связано либо с тем, что вы чего-то достигли, например, поели, либо чего-то избежали, например, спрятались от опасности.

Существует метод пряника и метод кнута: мозг учится, избегая неприятностей или достигая, например, чего-то приятного. И тот, и другой метод работает. Кнут, к сожалению, более эффективно. Начальники часто используют его, но не помнят или не знают, что обучение с негативными эмоциями не делает человека счастливым, а уж тем более инициативным. Ведь важно, чтобы не только вы были лидером, но и еще у вас в коллективе были лидеры, а если всех их затюкать, то ничего хорошего не получится.

Второй пункт более банален, но тоже работает: повторное сочетание исходной незначимой информации и положительной эмоции необходимы для формирования долговременной памяти. По крайней мере, когда речь идет о сложных вещах. Понятно, если вы засунули палец в розетку, мозг с одного раза запомнит, что не стоит больше так делать. Но это простая ситуация. А вот если вы учите что-то более сложное — то обязательно нужны повторы. Тогда и появится та самая колея.

Пункт третий ясен даже ребенку, но не справляются с ним даже взрослые. Если вы взялись учиться, то стоит выключить телевизор, перестать писать SMS и сказать домашним: «Пожалуйста, можно полчаса не входить в эту комнату?» Не должно быть сильных отвлекающих факторов. Иначе будут активированы не 2% нейронов мозга и не 5%, а все 7% или 10%.

И, наконец, пожалуй, самое тяжелое условие для нашей напряженной жизни — мозг должен находиться в хорошем функциональном состоянии. Он должен быть не слишком сытым, не слишком голодным, не слишком возбужденным, не больным, не сонным. Если у вас за день было пять лекций, а моя уже шестая, то ожидать, что ресурс вашего мозга еще хоть как-то сохранился, слишком оптимистично.

О мозге стоит заботиться: вовремя ложиться спать, отдыхать, гулять и есть. Мозг — сложнейший компьютер, который дан нам в пользование, но надо это делать умело и осмысленно. Например, голодовка, ограничение в калориях, иногда бывает настолько неблагоприятна для мозга, что, во-первых, вы испытываете негативные эмоции, потому что вы не поели, а еда — самый надежный источник позитива, а во-вторых, нервным клеткам может не хватать глюкозы. Вы должны помнить: перед совещанием конфетку я могу себе позволить съесть, даже если я на диете. Без глюкозы нервные клетки очень плохо себя чувствуют, они у нас самые энергопотребляющие.

Как улучшить память? Павловские условия я уже озвучил. Но, конечно, фармакологи тоже не дремлют. Существует отдельная группа психотропных препаратов. Они позиционируются как препараты, улучшающие память. Как правило, они делают функционирование каждой нервной клетки более эффективным. Какие-то ноотропы улучшают состояние клеточных мембран, какие-то улучшают переработку глюкозы, какие-то улучшают белковый обмен. Некоторые из них — это просто комплексы витаминов, те же омега-3, -6, жирные кислоты, они тоже обладают ноотропными свойствами.

Важно, что нормальный ноотроп активен только при курсовом использовании в 2-3 недели. Я знаю лишь один ноотропный препарат, который становится активным сразу при первом введении, он используется врачами сразу после инсульта.

Чем скорее вы его введете после инсульта, тем большее число нервных клеток выживет. Это препарат, который еще с советского времени используется, когда-то его разработали для военных целей. Исходно его придумывали для того, чтобы летчик мог сутки управлять самолетом, а потом оказалось, что самое оправданное его применение — при травмах, особенно после инсульта.

Стоит помнить, что если ваш мозг более-менее в порядке, вы не слишком сильно переутомились, у вас не было затяжного хронического стресса, не было травм, отравлений, интоксикаций и так далее, то ноотропы вам не нужны. Они действуют только тогда, когда есть проблема. Если вы сейчас войдете в интернет, то увидите кучу препаратов, которые кто-то называет ноотропами. И эти препараты позиционируются, как будто вы приняли таблетку и, пожалуйста, можете решать проблемы, сутками работать. Надо понимать, что это не ноотропы, а препараты, которые по действию близки к наркотикам, к психомоторным стимуляторам, к амфетаминам, например, а иногда и к кокаину. Их применение может нарушить работу синапсов, вызывать привыкание, зависимость. Так что дешевых и простых способов улучшить долговременную память, к сожалению, не существует. Работает только мотивация, повторы, а мы следим за тем, чтобы мозг был в хорошем функциональном состоянии, и не отвлекаемся.

Как-то раз, когда я был аспирантом, мне начало казаться, что моя память не очень хорошая — так, средненькая. И где-то я прочитал, что надо учить стихи, чтобы ее улучшить. Я стал учить наизусть «Евгения Онегина», доучил почти до конца, но почувствовал, что ничего не изменилось. Я не сдался и стал учить «Божественную комедию» Данте. И вот, примерно на четвертой главе, когда Данте начинает перечислять врагов, я вдруг почувствовал, как мои синапсы зашевелились, а отростки проросли: память улучшилась и вышла на более-менее приличный уровень. Сейчас полсотни лекций загружены в мою нейросеть, а я могу с любого места вам рассказывать. Хотите про иммунитет, хотите про эндокринную систему, а хотите — про тонкости любви.

Поиск по сайту


Реклама



Сайт о здоровье

 www.wekzdorov.ru 

 

 Фруктовые букеты в Новотроицке. www.frubuk.ru 


 

Домашний текстиль в Новотроицке.

Бортики в кроватку. Коконы на выписку.

Подушки для беременных в Новотроицке.

  www.vk.com/tekstil56rus