Новости здоровья. Лучшие статьи о здоровье.

Продукты
1. Куркума
Результаты исследований показывают, что куркумин может ингибировать накопление деструктивных бета-амилоидов в головном мозге пациентов с болезнью Альцгеймера, а также разрушить уже существующие бляшки.
Доказано, что куркумин стимулирует память и производство новых клеток головного мозга (этот процесс известен как нейрогенез).
Куркума содержит биоактивное соединение, называемое ароматическим турмероном, определенные концентрации которого способствуют увеличению роста нервных стволовых клеток в головном мозге на целых 80 процентов.
Полезный совет: некоторые порошки карри могут содержать незначительное количество куркумина по сравнению с самой куркумой в форме порошка. Учитывая это, чтобы получить максимально полезный эффект выбирайте просто куркуму.
2. Брокколи и цветная капуста
Брокколи и цветная капуста являются богатым источником холина, витамина B, который, как известно, важен для развития головного мозга.

Потребление холина во время беременности "суперзаряжает" мозговую активность животного внутриутробно. Это указывает на то, что холин может улучшить когнитивные функции, способности к обучению и память. Кроме того, он даже может замедлить процесс возрастного ухудшения памяти и снизить уязвимость мозга к токсинам в детском возрасте, таким образом обеспечивая его защитой в ходе последующей жизни.
Брокколи обладает дополнительными преимуществами. В частности, она содержит кемпферол, флавоноид с противовоспалительными свойствами, и три глюкозинолатных фитонутриента, которые совместно участвуют в процессах детоксикации организма.
3. Грецкие орехи
Грецкие орехи являются хорошим растительным источником жиров омега-3, натуральных фитостеринов и антиоксидантов. Согласно полученным данным грецкие орехи замедляют процессы старения, происходящие в головном мозге, употребление в пищу грецкого ореха способствует здоровью мозга, например, путем улучшения умозаключительной функции у молодых людей.
Другое исследование показало, что употребление продуктов с высоким содержанием антиоксидантов, таких как грецкие орехи, "может снизить повышенную уязвимость к окислительному стрессу, возникающему при старении", "увеличить продолжительность здоровой жизни», а также "улучшить познавательную и моторную функции во время старения".
4. Сельдерей
Сельдерей является богатым источником лютеолина, растительного соединения, которое может уменьшить воспалительные процессы в головном мозге, являющиеся основной причиной нейродегенерации. Лютеолин также был связан с более низкими показателями потери памяти в связи с возрастом среди мышей, а более старые мыши, получавшие содержащую лютеолин пищу, имели более высокие способности к обучению и лучшую память. Кроме сельдерея, богатыми источниками лютеолина является перец и морковь.
5. Кокосовое масло
Основным топливом для мозга является глюкоза. Однако, кроме глюкозы, мозг может использовать другие источники, например, кетоны (кетоновые тела) или кетокислоты. Кетоны - это производимые нашим телом вещества в ходе процесса преобразования жира (в отличие от глюкозы) в энергию.
Хотя мозгу для удовлетворительной работы достаточно одной глюкозы, были получены свидетельства о том, что кетоновые тела могут фактически помочь восстановить и обновить нейроны и нервную функцию головного мозга даже после его повреждения.
Было изучено терапевтическое воздействие ТСЦ в дозировке 20 граммов в день. Согласно исследованиям доктора Мэри Ньюпорт чуть более двух столовых ложек кокосового масла (около 35 мл или семи чайных ложек) соответствуют 20 граммам ТСЦ, необходимым для профилактики дегенеративных неврологических заболеваний или в качестве лечения уже установленного заболевания.
6. Черника
Антиоксиданты и другие содержащиеся в чернике фитохимические вещества способствуют улучшению процесса обучения, мышления и памяти, а также уменьшают воздействие нейродегенеративного окислительного стресса. Известно, что дикая черника с высоким содержанием антоцианина и антиоксидантов защищает от болезни Альцгеймера и других неврологических заболеваний.
Результаты исследований демонстрируют, что дикая черника уменьшает некоторые последствия плохого питания (например, системное воспаление на фоне высокого давления). В одном исследовании, которое недавно проводили на животных, дикая черника уменьшала провоспалительные эффекты вследствие плохого питания, а также предотвращала повышение кровяного давления, что также важно для здоровья мозга.
Любовь к сладкому убивает головной мозг?
Из-за чрезмерного потребления сахара и зерна повышается уровень глюкозы и инсулина, в результате чего притупляется способность головного мозга реагировать на инсулин, что приводит к ухудшению мышления и памяти, что в конечном итоге приводит к хроническому повреждению мозга.
Кроме того, когда печень перерабатывает фруктозу (которую печень превращает в жир), это серьезно затрудняет ее способность вырабатывать холестерин, важный строительный элемент вашего мозга, который имеет решающее значение для его оптимальной работы. Действительно, мнение о том, что существенное снижение потребления фруктозы является очень важным шагом для профилактики болезни Альцгеймера, получает все больше подтверждений.
Кроме того, в кишечнике каждого человека в качестве реакции на глютен образуется вещество под названием зонулин. Белки глютена, обнаруженные в пшенице, ячмене и ржи, делают кишечник более проницаемым. В результате этого непереваренные белки и содержимое кишечника, например, бактерии, попадают в кровоток, что было бы невозможно при других обстоятельствах. Это явление приводит к сенсибилизации иммунной системы, провоцирует развитие воспалительных процессов и аутоиммунитет.
Когда стенки кишечника под воздействием глютена становятся проницаемыми, он становится "дырявым", и все ранее исключенные белки, включая казеин и другие молочные белки, получают прямой доступ к кровотоку, тем самым стимулируя иммунную систему и способствуя потере аутотолерантности, что является определением аутоиммунитета.
По словам доктора Перлмуттера, большая часть нынешнего бремени болезней, включая болезни мозга, связана с тем, что мы заражаем иммунную систему белками, с которыми в ходе развития человечества наша иммунная система никогда прежде не сталкивалась.
2 класса минералов ВАЖНЫХ для деятельности мозга
Для здорового функционирования головного мозга необходимы минералы. Существует два класса минералов, важных для деятельности мозга: макроэлементы и микроэлементы. В мозге содержится больше макроэлементов, чем микроэлементов.
К макроэлементам относятся кальций, магний, натрий, калий, хлор. Микроэлементы содержатся в организме в очень малом количестве.
К микроэлементам относятся железо, марганец, медь, йод, цинк, фтор, селен, хром, алюминий, бор, никель.
Избыточное количество микроэлементов в мозге вызывает ряд проблем. Например, избыток алюминия наблюдается в мозге людей, страдающих болезнью Альцгеймера. Хотя вопрос, как алюминий доставляется в мозг, остается открытым, несомненно то, что избыточное его количество оказывает негативное воздействие.
Кальций – наиболее распространенный макроэлемент в составе мозга, выполняющий множество функций, включая формирование нервной ткани, поддержание работы сердечно-сосудистой системы, формирование костей и минерализацию зубов, выработку железа, поддержание устойчивого уровня метаболизма, осуществление нервной проводимости.
Кальций стимулирует синтез нейромедиаторов и контролирует синаптические связи. После передачи нейромедиаторов кальций укрепляет соответствующие синаптические связи.
Продукты питания, богатые кальцием:
• молочные продукты;
• фасоль;
• китайская капуста;
• миндаль;
• брокколи.
Магний принимает участие примерно в 350 ферментативных реакциях в организме человека. Этот макроэлемент играет важную роль в обеспечении обмена веществ, помогает сокращению мускулатуры, поддерживает функции печени и почек. Магний необходим для расщепления глюкозы, а также для выработки генетического материала клеток. Кроме того, магний способствует усвоению кальция, витамина С, фосфора, натрия и калия.
Магний, как и калий, участвует в передаче нервных импульсов. Дефицит магния в организме вызывает раздражительность, нервозность и депрессию. Магний управляет ключевым рецептором в гиппокампе, важным для функции обучения и памяти. Достаточное его количество – непременное условие обеспечения нейропластичности головного мозга. Магний важен для основного рецептора, получающего возбуждающий нейромедиатор – глутаминовую кислоту. Магний помогает рецептору открыться для ее приема, что повышает эффективность синаптических связей.
Продукты питания, богатые магнием:
• пшеница и овсяные отруби;
• коричневый рис;
• орехи;
• зеленые овощи.
Железо участвует в синтезе таких гормонов, как серотонин, дофамин и норадреналин. Этот микроэлемент – кофермент во многих ферментативных реакциях по выработке перечисленных нейромедиаторов. Железо также играет важную роль для ферментов, преобразующих пищевые жиры в ту форму, которая необходима для мозга.
Фитонутриенты – это вещества растительного происхождения, содержащиеся во фруктах и овощах. Они являются естественными антиоксидантами, и в их состав входят флавоноиды, обнаруженные в зеленом чае, сое, яблоках, чернике, бузине и вишне. Именно поэтому чернике уделяют столько внимания в популярной прессе.
Исследователи доказали, что высокий уровень потребления черники коррелирует с улучшением когнитивных и моторных функций. В число ягод с наиболее высоким индексом антиоксидантной активности (то есть со способностью подавлять действие свободных радикалов) относятся черника, ежевика, клубника, малина и сливы – в указанном порядке. У сливы этот индекс в два раза ниже, чем у черники и ежевики.
Образ жизни для крепкого здоровья мозга
Ваш мозг не "запрограммирован" на сжатие и ухудшение когнитивных функций вследствие процесса старения. Фактически, делая правильный выбор, вы можете создать больший и лучший мозг. Образ жизни, способствующий нейрогенезу и восстановлению клеток головного мозга, включает факторы, нацеленные на определенный путь генов, называемый BDNF или нейротрофический фактор головного мозга, который способствует росту и подключению мозговых клеток, что продемонстрировано на МРТ-сканированиях.
Физические упражнения. В ходе физической активности в организме происходят биохимические изменения, которые способствуют укреплению и обновлению не только тела, но и головного мозга, особенно областей, связанных с памятью и способностью к обучению.
Уменьшение общего потребления калорий, включая краткосрочное голодание, если вы страдаете инсулинорезистентностью.
Сокращение потребления углеводов, в том числе сахара и зерна.
Увеличение потребления здоровых жиров. Полезные для здоровья жиры, необходимые всему организму и, в частности, головному мозгу для оптимальной работы, включают в себя, например, органическое масло из сырого молока, очищенное сырое сливочное масло, полученное из молока коров, которых кормили травой, оливки, органическое оливковое масло первого отжима и кокосовое масло, орехи, такие как орехи пекан и макадамия, авокадо.
Увеличение потребления жиров омега-3 и уменьшение потребления поврежденных жиров омега-6 (обработанные растительные масла), чтобы сбалансировать соотношение жиров омега-3 и омега-6.
Если хотите прожить долго и сохранить хорошо функционирующий мозг, реализуйте эти советы на практике:
• Принимайте верные решения. Последовательное, вдумчивое, добросовестное поведение – первый фактор долголетия!
• Окружите себя положительным, здоровым кругом поддержки из друзей и семьи.
• Защитите мозг от травм.
• Избавляйтесь от токсинов в своем окружении.
• Ограничьте потребление алкоголя или полностью исключите его.
• Защищайте себя от избытка свободных радикалов.
• Способствуйте восстановлению ДНК и удлинению теломер. Прием поливитаминов и зеленого чая связывают с большей длиной теломер.
• Поддерживайте физическое здоровье.
• Способствуйте снижению показателей маркеров воспаления.
• Избегайте воспаления десен и кишечных расстройств.
• Поддерживайте здоровые уровни гормона щитовидной железы, тестостерона и других важнейших гормонов.
• Поддерживайте здоровые уровни питательных веществ, таких как витамин D и жирные кислоты Омега-3.
• Занимайтесь физическими упражнениями на выносливость и силу.
• Спите полноценно, не менее 7–8 часов за ночь.
• Поддерживайте здоровую массу тела и следите за калориями.
• Сосредоточьтесь на хорошей пище, которая полезна мозгу и телу.
• Потребляйте калории высокого качества.
• Пейте больше воды и избегайте жидких калорий.
• Выбирайте качественный нежирный белок.
• Ешьте хорошие углеводы (с низким гликемическим индексом и большим содержанием клетчатки).
• Ограничьте потребление жиров полезными их видами (особенно с Омега-3).
• Выбирайте фрукты и овощи разных цветов, чтобы пополнить количество антиоксидантов.
• Готовьте с травами, улучшающими работу мозга.
• Избегайте чистого сахара.
• Учитесь всю жизнь.
• Управляйте стрессом (глубокое дыхание и медитация.)
• Поддерживайте психическое здоровье и избегайте сильного беспокойства или депрессии.
• Нормальный (невысокий) уровень тревожности помогает вести себя адекватно.
• Поддерживайте оптимизм.
• Свяжите старение с положительными мыслями.
• Попробуйте прибегнуть к методам, способным помочь мозгу (например, метод терапии биологической обратной связью или метод гипербарической кислородотерапии).
• Принимайте пищевые добавки (поливитамины, добавки с Омега-3, витамин D, добавки, соответствующие вашему типу мозга)
• Защитите и восстановите свою ДНК – контролируя оксигенацию, уровень воспаления в теле и наличие токсинов в окружении, дополнительно принимая питательные вещества, такие как зеленый чай, Омега-3, поливитамины и суперпродукты (семена чиа и квиноа; морские водоросли и некоторые специи).
• Осознайте значение и смысл своей жизни.
• Уделяйте внимание состоянию здоровья своего мозга

10 Упражнений для улучшения памяти

1-Упражнения на улучшение кратковременной памяти

Самым неприятным фактором, который связан с проблемами с кратковременной памятью, является то, что мы можем забывать то, что собирались и хотели сделать в ближайшем будущем.

Таким образом, для людей с такими проблемами, лучшим упражнением будет то, которое помимо улучшения кратковременной памяти, поможет избавиться от таких неприятных забываний в их повседневной жизни.

Именно поэтому, для улучшения мнестической функции, отвечающей за эту сферу, мы рекомендуем вам следующее упражнение:

Ведите ежедневный учёт следующих видов забываний:

  • Вы забыли, что хотели сказать.
  • Вы забыли чьё-то имя.
  • Вы забыли куда положили или где находится какой-то предмет.
  • Вы забыли выпить прописанное лекарство.
  • Вы забыли о какой-то встрече.
  • Вы забыли сделать что-то, что должны были сделать или просто имели в планах.
  • Другие виды забываний, которые могут проявляться.

Записывайте их в своём дневнике точно в момент их появления, а также отмечайте вид забывания, день, когда оно случилось и указывайте дополнительную информацию об обстоятельствах, при которых оно произошло.

2-Упражнения на развитие памяти: Группирование

Одна из самых эффективных техник, которую использует наш головной мозг для более простого запоминания большого количества предметов и информации, заключается в группировании слов по различным категориям.

Если мы улучшим нашу способность к запоминанию, делая подобные группирования, мы в значительной мере улучшим нашу память, сможем намного проще задерживать в ней новую информацию и таким образом улучшим наши способности к обучению, а также заполучим больше ресурсов для предотвращения возникновения случаев забывания информации.

Упражнение, которое мы можем делать для этого, заключается в следующем:

  1. Внимательно прочитайте этот список слов:


— Печенье, кот, архитектор, машина, оливка, корабль, пожарник, лев, крокодил, вертолёт, врач, банан, рыба, собака, яблоко, санитар, кекс, мотоцикл, преподаватель, велосипед-

  1. Постарайтесь запомнить максимально возможное количество слов.
  2. Затем распределите эти слова в следующие четыре категории.

— Продукты питания, Животные, Средства передвижения, Профессии-

  1. Постарайтесь запомнить все слова каждой из этих четырёх категорий.

3-Упражнения на развитие визуальной памяти

Улучшение визуальной памяти является очень важным фактором для улучшения памяти в целом, поскольку зачастую вещи, которые мы помним, ранее были увидены нами.

  • Для улучшения этой функции нашей памяти можно выполнять постое упражнение, которое заключается в запоминании какой-то геометрической фигуры и дальнейшем её воспроизведении с наибольшей возможной точностью.

Рисунок 1                Копия

 Рисунок 2                Копия

4- Упражнения на развитие пространственной памяти

Пространственная память также очень важна, поскольку она позволяет нам ментально воспроизводить различные формы, фигуры и силуэты.

Для её развития я рекомендую следующее упражнение:

Возьмите листок бумаги и нарисуйте то, «что видит птица»: свой район или же место, которое вы лучше всего помните в городе, в котором живёте, отметив там названия улиц, которые вы помните, место, где вы живёте, места, где живут ваши друзья и родственники, а также места в которые вы часто ходите или хорошо знаете.

5- Упражнения на развитие долговременной памяти

Долговременная память отвечает за хранение информации о прошедших событиях, а также информации, которая составляет большинство наших знаний, полученных нами в прошлом.

Стимуляция этих воспоминаний позволяет усилить их и, как следствие, уменьшить вероятность забывания этой информации.

Кроме того, стимуляция воспоминаний улучшает нейронные сети, в которых хранится вся эта информация, что также улучшает нашу долговременную память.

Для тренировки этого вида памяти следует прибегнуть к следующему упражнению:

Постарайтесь вспомнить и объяснить с наибольшей точностью и детализацией информацию о:

  • Каком-то значимом событии 40-х годов.
  • Каком-то значимом событии 50-х годов.
  • Каком-то значимом событии 60-х годов.
  • Каком-то значимом событии 70-х годов.
  • Каком-то значимом событии 80-х годов.
  • Каком-то значимом событии 90-х годов.
  • Самом значимом событии из вашей личной жизни.

6- Упражнения на развитие концентрации внимания

Развитая концентрация внимания является одним из самых основных показателей для овладения хорошей памятью.

В случае, когда человек не в состоянии долго концентрировать своё внимание, для него в значительной мере затрудняется запоминание им новой информации, а также её хранение в памяти на протяжении долгого времени, что в целом ухудшает его способности к обучению.

Таким образом, если мы хотим обладать хорошей памятью, нам также стоит обратить внимание на тренировку концентрации внимания, поскольку именно она позволяет нам запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

  • Для тренировки внимания можно использовать следующее упражнение:

Внимательно посмотрите на список этих слов и найдите то, которое повторяется.

Имя Метаморфоза Картина
Отец Галстук Компьютер
Ребёнок Очки Лев
Игра Подушка Женщина
Мужчина Рассудок Тапочки
Инвалид Диван Мидия
Компьютер Рюмка Вода
Машина Рубашка Ведро

7- Упражнения на развитие вербальной коммуникации

Вербальная функция является одной из основных функций нашей памяти. В случаях определённых нарушений её мнестической деятельности, иногда нам может быть сложно подобрать нужное нам слово, которое мы хотим сказать в определённый момент.

Чтобы этого не происходило, неодходимо постоянно тренировать нашу речь. Таким образом мы будем улучшать наши вербальные способности и долговременную память.

  • Для тренировки наших коммуникативных способностей, существует простое, но эффективное упражнение, которое заключается в следующем:

Напишите ряд слов в единственном числе и свяжите их по последнему слогу. Например:

— Природа, дамба, бамбук, укроп, опрос, осьминог, огород, одуванчик…-

8- Упражнения на развитие понимания прочитанного текста

Каждый из нас знает, что из себя представляет понимание прочитанного текста, а некоторые, быть может, даже считают, что этот процесс не имеет ничего общего с памятью.

Однако в действительности это совсем не так! Понимание прочитанного текста является когнитивной функцией, напрямую связанной с речью и представляющей особую важность для нашей памяти, поскольку, если мы не понимаем то, что читаем, сохранение этой информации в памяти становиться просто невозможным и она никогда не станет частью нашей долговременной памяти.

Следующее упражнение является самым лучшим методом для тренировки этой функции и заключается в следующем:

Возьмите какую-то книгу, прочитайте её, и после этого сделайте краткое резюме о том, что вы прочитали, а также выделите ключевые идеи этой книги.

9- Упражнения на развитие креативности

В заключение, для тренировки памяти, я порекомендовал бы вам упражнение на развитие креативности.

Подвергать наш мозг деятельности, связанной с созданием собственных оригинальных идей и мыслей идеально скажется на состоянии нашей памяти в целом.

  • Упражнение на развитие креативности, которое мне больше всего нравится, заключается в следующем:

Напишите историю на две страницы, которая продолжила бы следующее повествование:

В прошлый вторник я проснулся с хорошим настроением, так как этот день был особенным. Я быстро встал и направился в ванную комнату, когда вдруг…

10- Упражнения на развитие ассоциативной памяти

Упражнения на тренировку ассоциативной памяти помогают правильно распределять и хранить новую информацию, которую мы получаем, а также в целом улучшить качество нашего обучения и уменьшить шансы на то, что полученная нами информация когда-то забудется. 

Упражнения на тренировку ассоциативной памяти заключаются в связывании информации, которая уже хранится в нашем мозгу и которую мы хорошо помним, с новыми данными.

Таким образом, составив ассоциации новой информации с информацией, которая уже хорошо закрепилась в наших нейронах, мы увеличиваем шансы на то, что она тоже хорошо нами запомнится.

Одним из упражнений, которые мы можем делать для улучшения этой функции, является следующее:

Напишите рядом с числом какое-то значимое событие, с которым вы можете его связать. Например:

  • 17: Мой день рождения.
  • 39: Конец гражданской войны в Испании.
  • 45: Конец второй мировой войны.
  • 60: Возраст ухода на пенсию мужчин в России.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27,28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100.

Через пять минут, сделав предыдущее действие, где вам нужно было составить список из минимум 15 значимых фактов или событий и связать их с различными цифрами, снова возьмите список с цифрами (уже без событий и фактов) и напишите напротив каждого из них то, что вы запомнили.

Простые упражнения, которые служат для развития вашего мозга и повышения его функциональных возможностей

Упражнения выполняются пальцами обеих рук и поэтому называются «пальцовки».

Упражнения «Пальцовки»:

  • улучшают память,
  • развивают согласованную работу полушарий мозга,
  • повышают скорость мышления, скорость принятия решений, скорость реакции,
  • выстраивают новые нейронные связи в коре головного мозга.

С помощью этих упражнений можно значительно повысить свою эффективность и продуктивность.

Кроме этого, упражнения дают общеоздоравливающий эффект, поскольку воздействие идет на биоактивные точки, которые находятся на кончиках пальцев. То есть, по сути, это еще один из вариантов точечного массажа (акупрессуры).

В боевых искусствах заметен еще один очень ценный эффект от этих упражнений. Выражается он в том, что при выполнении пальцовок значительно укрепляются пальцы и развиваются сухожилия.

Упражнения лучше делать утром, после утреннего комплекса или после медитации.

Эффект от пальцовок станет заметен после 3 месяцев ежедневной практики.

Пальцовка №1

Исходное положение: руки перед собой пальцы направлены вверх и максимально выпрямлены. На каждой руке кончик указательного пальца соединяются с большим. Похоже на жест – О’кей.

Теперь одновременно обеими руками делаем достаточно сильное нажатие большим пальцем на кончики других пальцев по порядку – средний, безымянный, мизинец. Как только дошли до мизинца – возвращаемся также назад до указательного. Пальцы, которые не участвуют в нажатиях – стараемся насколько можно выпрямить. Это важно.

Делаем минимум 3 таких прохода вперед-назад.

Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Пальцовка №2

Это незначительное видоизменение первой пальцовки. Но выполнять ее намного сложнее, поскольку здесь уже необходима согласованность полушарий головного мозга.

Исходное положение: на одной руке с большим пальцем соединен указательный, а на другой – мизинец.

Теперь начинаем одновременно на обеих руках нажимать большим другие пальцы по порядку. На разных руках получается движение навстречу. На одной от указательного к мизинцу, на другой от мизинца к указательному.

Также делаем минимум 3 прохода.

Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Пальцовка №3

Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой. И одновременно указательный палец правой руки с большим пальцем левой. Теперь те пальцы, которые ниже разнимаем, переводим наверх и снова делаем нажатие. И так дальше по циклу. Получится так называемая «дорожка».

Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Пальцовка №4

Это видоизменение пальцовки №3. Теперь большой палец правой руки нажимает не только на указательный палец левой руки, но и на все остальные по порядку до мизинца и обратно. А большой палец левой руки при этом продолжает нажимать только на указательный палец правой руки.

Делаем три прохода и после этого меняем руки ролями. Теперь большой палец левой руки нажимает по порядку на все пальцы правой.

Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Супер упражнения для развития мозга и улучшения памяти

Вместе с пальцовками, точнее после них, я вам рекомендую выполнять еще одно простое упражнение с близким эффектом.

  • Надо взять 2 достаточно длинных палочки.
  • Теперь берем одну из палочек и ставим на указательный палец или центр ладони, отпускаем вторую руку и стараемся удержать палку в равновесии в вертикальном положении. С этим обычно никто особых проблем не испытывает.
  • Но теперь необходимо взять вторую палочку и поставить ее на другую руку. И теперь удерживать равновесие сразу двух палочек!

 Непросто? То-то! Тренируйтесь! Вам надо научиться держать равновесие двух палочек хотя бы минуту.

 

 

Люди, которые в силу своей рабочей деятельности вынуждены постоянно общаться с окружающими, должны обладать хорошей памятью – им необходимо запоминать важную информацию для донесения ее заинтересовавшимся собеседникам.

Для лучшего запоминания постоянно обновляющейся информации можно воспользоваться простыми советами тренировки памяти, которые применяются ежедневно.

Представляются следующие эффективные способы улучшения памяти и внимания:

  • fintweducation_science-01-4-zz
    Ежедневное чтение книг помогает тренировать память, если каждый раз запоминать имена героев. Их можно выписывать и периодически прокручивать в голове ключевые моменты из произведения.
  • xmulgambling-05-70-zz
    Каждый раз после просмотра передачи или фильма вспоминайте весь сюжет и ключевые фразы.
  • web_essentials_part2-43zz
    Если вы запланировали вечером покупки, составьте список с утра, подсчитайте количество пунктов. В течение дня старайтесь воспроизвести его самостоятельно, вспоминая все позиции.
  • social-interactions-01zz
    Запоминайте имена друзей и знакомых, их фамилии, места работы, должности, номера телефонов, адреса. При встрече с другом или просто напарником по работе в уме прокручивайте всю известную о нем информацию, даже статусы в соцсетях, которые также можно запоминать.
  • web_essentials-26zz
    Вечером в деталях вспоминайте все произошедшие за день события, вплоть до воспроизведения времени.
  • xholeaster-14-2-zz
    Найдите новое увлечение в рукоделии – вышивание, макраме, вязание, шитье и прочие виды. Все эти занятия отлично тренируют память. Мужчины же могут заняться сборкой детских конструкторов с большим количеством деталей. Для простоты можно воспользоваться сбором пазлов.
  • horealestate-01-9-zz
    Старайтесь отдыхать вечером в ванной с добавлением в воду масла розмарина, лимона или мяты – ароматерапия способствует микроциркуляции головного мозга и улучшению памяти.
Препараты для улучшения памяти и работы мозга
Если же вы заметили, что у вас совершенно плохая память и считаете, что представленные выше ежедневные способы в единственном воплощении не помогут, воспользуйтесь лекарственными препаратами.
Лекарство для улучшения памяти включает в состав витамины и микроэлементы, улучшающие мозговую активность человека.

Специалисты рекомендуют следующие таблетки для улучшения памяти:

  1. Аминалон – эти простые, на первый взгляд, таблетки помогают улучшить память, увеличить работоспособность, простимулировать умственную деятельность. Этот препарат рекомендуется даже детям, у которых отмечается задержка речевого и умственного развития.
  2. Витрум мемори – витаминный комплекс, предназначенный для улучшения, восстановления после травм и поражений памяти и мозговой деятельности. Рекомендуется принимать студентам и школьникам в период чрезмерной умственной нагрузки.
  3. Интеллан – предлагается производителями в таблетках и в сиропе. Благодаря фармакологическим свойствам рекомендуется специалистами для применения во время стрессов и депрессивного состояния. Интеллан способствует стимуляции мозговой активности, в результате чего улучшается память.

Применять какие-либо медикаментозные средства для улучшения памяти без консультации специалиста не рекомендуется, поскольку большинство из них имеет побочные эффекты, которые при наличии заболевания у человека могут только ухудшить его состояние.

 Народные способы
Во избежание проблем со здоровьем рекомендуется воспользоваться народными способами для улучшения памяти. К наиболее эффективным способам можно отнести два рецепта.

1.Наберите соцветия клевера в банку – не более пол-литра. Влейте в нее бутылку водки. Закройте крышкой банку и уберите в темное место для настаивания в течение недели, в это время важно периодически взбалтывать содержимое банки.

Принимают настойку в процеженном виде в течение трех недель по столовой ложке каждый раз после обеда и перед сном. Благодаря представленной настойке можно забыть о проблемах с артериальным давлением.

metodika-razvitiya-pamyati

2.Приготовьте настой из мяты и шалфея. Листья используемых ингредиентов высушивают и измельчают. Готовый сбор в равных количествах смешивают и заливают кипятком в термосе с соблюдением пропорций – на 2 столовые ложки компонента придется 2 стакана кипятка.

Настаивают смесь в течение всей ночи. Принимают по 50 мл раз в день перед едой в процеженном виде. Этот настой способствует восстановлению тонуса, а также мягко воздействует на микроциркуляцию головного мозга.

Если после использования приведенных способов тренировки памяти не было замечено улучшений, рекомендуется скорректировать питание и начать прием витаминов. Среди витаминов, способствующих улучшению памяти и увеличению работоспособности, выделяют следующие:

  • витамин Е – препятствует ухудшению внимания вследствие разрушительных процессов в организме;
  • витамины группы В – работают на клеточном уровне, насыщая их полезными микроэлементами, укрепляя стенки, чем и нормализуют работу нервной системы и головного мозга;
  • витамин С – это мощный антиоксидант, который препятствует переработке свободных радикалов, влекущих за собой окисление и старение организма;
  • витамины K, D и P – необходимы для нормальной работы мозга и улучшения памяти.

Витамины для памяти можно приобрести в аптеке в форме таблеток – это ускорит процесс улучшения концентрации и внимания.

В дополнение следует скорректировать собственное питание, которое ежедневно должно включать хотя бы один из продуктов, перечисленных ниже:

  • meafoodsweets_drinks-01-141-zz
    рыба и орехи – занимают лидирующие позиции по содержанию перечисленных выше витаминов;
  • meafoodsweets_drinks-01-68-zz
    ягоды – среди наиболее полезных для внимания и концентрации черника и клюква;
  • meafoodsweets_drinks-01-296-zz
    шалфей – рекомендуется добавлять в чай;
  • meafoodsweets_drinks-01-104-zz
    морковь – является полезным и вкусным компонентом, с помощью которого происходит замедление старения организма;
  • meafoodsweets_drinks-01-219-zz
    горький шоколад – мощный энергетик, способствующий улучшению мозговой активности.

Для улучшения памяти следует вводить в дневной рацион хотя бы один из перечисленных выше продуктов.

 Как развить память: упражнения и методика

При отсутствии положительных результатов в ход идет тяжелая артиллерия» – это упражнения для развития памяти и методики, которые необходимо внимательно изучить и использовать с определенной регулярностью, лучше ежедневно.

Упражнения

К наиболее эффективным упражнениям относят следующие вариации:

1.Целлюлярный токинг – увеличивает скорость мышления и помогает в визуализации возможностей памяти. Упражнение заключается в перечислении предметов, находящихся в комнате. Стоя на одном месте в прямом положении как можно быстрее перечисляйте предметы. Чтобы усложнить задачу, можно к каждому предмету добавлять прилагательное – стол складной, стул деревянный и т.д.

Нужно быстро и без остановок осуществлять перечисление. Со временем мозг начнет уставать – появятся перерывы между словами, затем человек начинает помогать себе руками, показывая на предмет, пытаясь вспомнить его название.

2.Дом памяти – требует освежить прежние и уже забытые знания. К примеру, попробуйте быстро и без перерыва вспомнить 15 фамилий классиков. Задачу можно усложнять, используя названия растений, марок автомобилей, производителей бытовой техники.

3.Концентрация – упражнение заключается в необходимости произносить слова наоборот. Скажите слово, затем тут же произнесите его, прочитав задом наперед. Начинайте с простых слов из трех букв, затем из четырех, далее усложняйте себе задачу, когда мастерство будет отточено.

lekarstvo

4.Развитие «мозгового» полушария. Известно, что у человека за внимание и концентрацию отвечает левое полушарие, поэтому человек пишет правой рукой (у левшей наоборот).

Для улучшения озговой деятельности и активности рекомендуется развивать правое (левое) полушарие. Здесь ничего сложного нет – старайтесь все делать левой (правой) рукой.

Подобные упражнения следует выполнять с определенной регулярностью, в комплексе с корректировкой питания и простыми способами улучшения концентрации не возникнет вопросов, как тренировать память и внимание у взрослых.

tehnika-razvitiya-pamyati

Методика И.И. Полонейчика

Существует довольно популярная и эффективная методика развития памяти, разработанная руководителем Центра интеллектуальных технологий И.И. Полонейчиком. Он выдвигает следующие рекомендации и действия для улучшения мозговой деятельности:

  • важно ежедневно получать новую информацию, для чего по возможности следует сменить работу и «работать мозгами»;
  • рекомендуется ежедневно разгадывать кроссворды и читать стихи, заучивая хотя бы по четверостишью;
  • если приходится считать цифры, суммы, делайте это вслух;
  • перестаньте пользоваться календарем – высчитывайте даты самостоятельно, используйте методику в качестве упражнения;
  • попытайтесь за 100 секунд назвать 100 названий стран, растений, рек, озер и прочих вещей; можно упростить задачу, придумывая слова за 100 секунд в алфавитном порядке;
  • старайтесь постоянно изучать что-то новое – осваивание новой техники, ремесла эффективно тренирует память.

Приведенная техника развития памяти значительно улучшит работу мозга, а значит, увеличит работоспособность и концентрацию внимания.

https://youtu.be/cBUVeGt9rQ

Развитие памяти у детей

 Большинство родителей ищет ответ на вопрос, как развить память у ребенка, только тогда, когда дети уже пошли в школу. Как правило, в процессе учебы выясняется, что ребенок невнимателен, не может собраться, не способен выучить даже маленькое и простое стихотворение.

Во время учебы в школе приступать к тренировке памяти еще не поздно, но лучше это делать заранее.

Специалисты рекомендуют за год до школы регулярно учить стишки, читать книги, изучать новые цвета, животных, цветы и прочие предметы, которые ребенок уже знает, но не в полном объеме.

Для лучшего же результата рекомендуется воспользоваться упражнениями и играми на концентрацию внимания и памяти. К наиболее интересным для ребенка и эффективным в поставленной задаче относят следующие игры:

1.С детьми до 6 лет рекомендуется играть в игры со словами. Здесь можно придумать игру с необходимым перечислением продуктов, которые можно купить на рынке, увидеть в холодильнике, собрать с грядки и т.д. Пусть ребенок перечислит не менее 10 слов определенной тематики.

Можно также поиграть в игру «Ассоциации» – родители придумывают 10 пар слов, равнозначных по смыслу (сад-огород, море-ракушка). Далее малышу зачитывают слова по парам, а затем проверяют память, называя одно слово из пары.

vitaminy-dlya-pamyati

2.С детьми до 10 лет можно играть в игры на запоминание и самостоятельное перечисление слов. К примеру, игра «Зоопарк». Взрослый начинает: «Сегодня ходили в зоопарк и видели там тигра».

Далее ребенок повторяет фразу целиком и добавляет еще одного животного. Каждый, кто играет, повторяет фразу предыдущего полностью и добавляет по одному животному.

plohaya-pamyat

3.С детьми до 12 лет рекомендуется учить стихи с ежедневным выступлением перед взрослыми. Пусть ребенок каждую неделю учит новый стих, а потом в течение недели рассказывает его взрослым по вечерам. Также положительно на работе головного мозга сказываются пересказы рассказов, текстов.

Здесь тоже важно после прочитанного сразу рассказывать запомнившееся родителям. Это могут быть даже заученные параграфы школьной программы – пусть ученик тренируется отвечать у доски поначалу в домашней обстановке.

kak-trenirovat-pamyat-i-vnimanie-u-vzroslyh

Улучшение памяти требуется всегда – со временем организм стареет, клетки частично отмирают, в результате происходит потеря концентрации, внимания и памяти. Своевременное «разоблачение» проблемы позволит быстро ее решить – с меньшими потерями и большими возможностями.

 

Четыре способа развития памяти

Неоднократно встречая на книжных полках магазинов издания с броскими названиями вроде «Новейшие (или секретные) способы (или засекреченные техники спецслужб) развития памяти» и просматривая их от начала до конца, я почти всегда видел одно и то же: общее развитие памяти, мнемотехники и эйдотехники. Иногда встречались рекомендации о том, как рационально повторять информацию для лучшего закрепления в памяти. Кстати, лучшее описание оптимальных алгоритмов повторений на все случаи жизни я прочитал в небольшой книге «Наедине с памятью» (авторы И. А. Корсаков, Н. К. Корсакова).

В книге, которую вы сейчас держите в руках, предлагается принципиально новая технология. Сведения о ней можно найти в Интернете (правда, без иллюстраций и схем), ее осваивают, ею пользуются (но никому о ней не говорят, подобно человеку, нашедшему клад). Но на страницах печатного издания об этом методе еще не рассказывалось, поэтому можно смело утверждать, что вы держите в руках нечто совершенно новое. Одно лишь выполнение упражнений по развитию голографической памяти, приведенных в этой книге, в 2–3 раза улучшает запоминание и вспоминание. Если же параллельно с освоением голографической памяти делать несложные упражнения для общего развития памяти, а также применять мнемотехники, результат будет еще лучше.

Вот почему в настоящем издании параллельно даны четыре направления развития памяти. Естественно, больше всего внимания будет уделяться голографической памяти. При подготовке этого издания были учтены пожелания читателей, многие разделы переработаны для повышения эффективности овладения этой, сравнительно новой технологией. В тексте появились указания — выполняется немедленно. Это означает, что непосредственно по ходу чтения вам предлагается выполнять специальные упражнения (выделенные курсивом), даже не дочитывая очередную главу до конца. Кроме того, отдельные разделы будут посвящены следующим темам:

• общее развитие памяти и воображения;

• развитие ассоциативной памяти;

• мнемотехники – приемы, облегчающие запоминание.

 

ris2.jpg

 

А вы, уважаемые читатели, сами выбирайте то, что вас интересует: это может быть только голографическая память (возможно, вы уже читали книги, рассказывающие о других способах развития памяти) или комплексное развитие памяти и воображения. Итак, переходим непосредственно к описанию 1-го способа – голографической памяти.

Понятие линии времени

Внимание

Выполняется немедленно

Посмотрите внимательно прямо перед собой. Постарайтесь просто смотреть, ничего не оценивая, без каких-либо эмоций, как если бы это не вы воспринимали картину происходящего, а фотоаппарат или видеокамера. На все упражнение по безоценочному восприятию предлагается затратить 1–2 минуты.

 

Гениальный ученый XX века Георгий Лозанов, исследуя феномен гипермнезии в раджа-йоге, выяснил, что умение некоторых индийских йогов несколько часов и даже суток подряд наизусть рассказывать строки из Упанишад, не ошибаясь и не повторяясь, объясняется не долгим «зазубриванием», а умением входить в особое состояние, в котором можно свободно обращаться практически к любой информации, которую сознательно запоминали.

Отмечу, что само понимание термина «сознательное запоминание» у нас и йогов, мягко говоря, различается.

 

ris3.jpg

 

Западный человек, чтобы запомнить что-либо, или много раз это повторяет, или ищет логические закономерности, помогающие пониманию и способствующие запоминанию Йоги, способности которых исследовал Г. Лозанов, для запоминания информации входят в особое состояние очень высокой концентрации внимания, используя ментальные и дыхательные практики. И все! Казалось бы, как просто. Но мы даже не подозреваем о существовании огромной разницы между нашей концентрацией внимания, которая кажется нам естественной и которую мы никогда не тренировали и тренировать не собираемся, и высочайшей концентрацией внимания индийских йогов, добившихся этого состояния несколькими годами длительных ежедневных тренировок.

Я не призываю к ежедневным часовым медитациям, но обращаю внимание на очевидное: умение концентрироваться можно и нужно развивать даже при сегодняшнем стремительном ритме жизни. Тем более что большинство людей только думают, что они могут управлять своим вниманием. На самом деле происходит обратное: порой внимание управляет ими.

Одна из особенностей технологии: включение голограммы всегда совмещается (или совпадает) с упражнением на высокую концентрацию внимания. Очень важно, особенно на начальном этапе освоения метода, выполнять упражнение на концентрацию внимания перед включением голограммы. После 10–20 повторений высокая концентрация закрепится, словно якорь, и будет включаться всякий раз при активизации голограммы памяти. В отличие от многих других техник, все получается как бы само собой, по ходу выполнения совершенно необременительных упражнений.

Перед тем как немедленно браться за выполнение того или иного упражнения, я советую хотя бы дочитать очередной раздел до конца. Зачем? Пояснения и уточнения по поводу правильного и эффективного выполнения некоторых упражнений даются как до, так и после их описания, а отдельные замечания, посвященные технике, «рассыпаны» по всей книге.

Выполняется немедленно

Почувствуйте свое тело. Ощущения прикосновений одежды, обуви (если вы в обуви), внутренние телесные ощущения. Если вам что-то не нравится, постарайтесь убрать эмоциональный фон и просто воспринимайте все свои телесные ощущения безоценочно в течение 1–2 минут.

 

Еще несколько слов о пользе высокой концентрации. Когда в 2003 году я проходил в Москве переподготовку, изучая современные методы развития памяти, И. Ю. Матюгин рассказал мне о феномене высокой концентрации при запоминании иностранных слов с использованием метода фиксации. Оказывается, достаточно 10 секунд не отрываясь смотреть на слово и его перевод, ни о чем не думая, тогда слово (с переводом) очень прочно закрепляется в памяти. Для большинства людей этот метод неприменим, потому что, как правило, в голове наблюдается постоянная толчея самых разных мыслей – о пиве (косметике), женщинах (мужчинах) и т. д. В результате информация в памяти стирается, не успев должным образом закрепиться.

 

ris4.jpg

 

При проведении экспериментальных тренингов добровольцами были студенты, прошедшие курс «Сверхобучаемость», что позволяло им практически мгновенно входить в состояние очень высокой концентрации. Но для обычной практики овладения голографической памятью требовалось найти другой, более простой алгоритм управления вниманием, поскольку я не мог преподавать всем дополнительно еще и навыки сверхобучаемости.

 

ris5.jpg

 

Как только четко была сформулирована проблема, нашлось ее решение. Как нельзя кстати пришлись практические занятия, которые проводил у нас на факультете, когда я еще учился на психолога, Фиргат Зарипович Кабиров. Профессионал высочайшего класса, он виртуозно преподносил как простые, так и сложные методики, добиваясь их полного понимания студентами.

Во время одного из таких семинаров, когда мы проходили игры по гештальт-терапии, я сразу же заинтересовался техникой «осознания себя»:

– Вероятно, при использовании этого упражнения при обучении все намного лучше усваивается и легче запоминается?

– Естественно. И не только…

После этого проблема повышения концентрации внимания для освоения голографической памяти была решена. Я стал преподавать технику осознания в каждой группе. А на страницах этой книги она обозначена как «Упражнение 1 для быстрого достижения высокого уровня концентрации».

Почему «упражнение •1»? С развитием голографической памяти вы будете выполнять новые упражнения, основанные непосредственно на эффекте голограммы разума и позволяющие концентрироваться намного сильнее. А сейчас я предлагаю перейти к азбуке управления вниманием.

Ключ

Упражнение  •1 для быстрого достижения высокого уровня концентрации

Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Спина прямая, взгляд прямо перед собой, дыхание ровное, свободное. Постарайтесь просто и безоценочно воспринимать все, что видите.

Спустя примерно 1–2 минуты, после того как вы рассмотрите все, что видите перед собой, переведите внимание внутрь своего тела. Мысленно безоценочно перемещайте фокус внимания от макушки головы до кончиков пальцев на ногах. Необходимо прочувствовать все, обратить свое внимание на урчание в животе, ощущения от одежды, ремня, который слегка давит в поясе, и т. д. После этого наибольшая часть ненужных мыслей покинет вашу голову. Можете повторить еще раз и перейти к основной части упражнения.

Вам нужно совместить обе составляющие: одновременно воспринимать все безоценочно, как фотоаппарат или видеокамера, и ощущать свое тело.

Первое время это может оказаться не так просто. Человек либо все видит, либо все ощущает. Ничего, со временем получится. Просто возвращайтесь к упражнению по 5-10 раз в день, освобождая голову от назойливых мыслей.

 

ris6.jpg

 

Вернемся к йогам. Еще одной важной составляющей раджа-йоги, которую исследовал Г. Лозанов, является постулат о том, что память находится не в мозге. Вся информация просто хранится во Вселенной, и, для того чтобы получить к ней доступ, необходимо войти в особое состояние высокой концентрации внимания. Голографическая память – это естественная человеческая память, абсолютно вся информация, которую человек получил в течение жизни. Воспринимается она в виде голографических образов, которые могут быть либо ярче, либо тусклее. Только небольшая часть голограмм свободно оживает в нашей сознательной памяти, а остальная требует особых навыков. А вот еще одно упражнение, которое я рекомендую выполнить при трудностях с нахождением исходной линии зрительных воспоминаний.

Ключ

Перевод психики в зрительный режим

Сядьте прямо. Голова слегка откинута назад, взгляд направлен влево вверх, дыхание ровное, поверхностное, верхней частью легких (ключицами). Конечно, дышать так нужно, не испытывая большого дискомфорта.

 

При освоении практики нахождения зрительной линии времени (а также телесной, звуковой и других) люди замечают, что воспоминания о разных событиях часто соответствуют разным местам в пространстве вокруг или внутри них.

На презентациях или лекциях о голографической памяти я предлагаю аудитории сосредоточиться, вспомнить то, что было 3 или 4 часа назад, и обратить внимание, где возникает картинка этого воспоминания. С первого раза далеко не всем удается определить, что зрительное воспоминание может восприниматься как некое изображение на плоскости, к примеру, в 30 см перед лицом. Но, когда я предлагаю вспомнить что– либо из событий вчерашнего дня, уже гораздо больше людей замечают, что воспоминание они воспринимают иначе по сравнению с предыдущим.

В свободное время поэкспериментируйте с воспоминаниями о том, что было неделю, месяц, год, девять лет назад. Если соединить центры этих картинок между собой в хронологической последовательности, то можно заметить, что наши воспоминания выстраиваются по определенной траектории, которая и носит название линии времени.

В практиках НЛП существуют два подхода к линии времени. Некоторые авторы предлагают работать с ее исходной конфигурацией, другие советуют выстроить ее так, как удобно для использования. Для развития голографической памяти работа с исходной конфигурацией линии времени не имеет смысла, так как у человека на уровне сознания существуют как минимум девять линий времени, а не одна, как это утверждается в НЛП. И почти у всех людей эти линии в пространстве располагаются по-разному.

Фактически каждому виду ощущений соответствует своя линия времени – зрительная, тактильная, звуковая, обонятельная, вкусовая, восприятия времени и т. д. И даже простое соединение двух линий времени в одну само по себе способно улучшить память. Существует несколько способов нахождения линии времени. При овладении навыком голографической памяти я рекомендую совместить два упражнения в одно: нахождение исходной линии времени и выстраивание ее в новой, удобной для работы памяти и сознания конфигурации. Если вы не собираетесь становиться инструктором по обучению школьников или взрослых голографической памяти, то нахождение исходной линии времени можно не выполнять.

Хотя понятие «линия» обычно подразумевает прямую, линия времени может иметь любой вид – спираль, ломаную, кривую – и размер. Вид линии времени индивидуален. Каждый по-своему хранит свои воспоминания.
Подробнее: http://bookap.info/razvit/myuller_vspomni_vsyo_sekrety_superpamyati_kniga_trenazher/gl8.shtm

Кое-что о памяти

История сохранила для нас огромное количество случаев феноменальной памяти человека. Так, например, древнеримский историк Плиний писал, что персидский царь Кир знал по имени каждого солдата своей огромной армии. Такой же памятью обладали Юлий Цезарь и Александр Македонский. Известный римский философ Сенека мог безошибочно повторить до 2000 не связанных между собой слов. Выдающиеся шахматные гроссмейстеры, как правило, помнят все сыгранные ими турнирные партии, не говоря уже об огромной литературе в этой области. Знаменитый математик Леонард Эйлер знал на память 6 степеней всех чисел от 1 до 100, а советский академик А.Ф. Иоффе таким же образом пользовался таблицей логарифмов.

Знаменитый кыргызский эпос "Манас", содержащий до полумиллиона поэтических строф, сохранился до наших дней благодаря исключительной памяти народных сказителей — манасчи, в большинстве своём никогда не знавших грамоты.

Классическим примером феноменальной памяти является шуточный розыгрыш композитора А.К. Глазунова его другом С.И. Танеевым и юным студентом консерватории С.В. Рахманиновым. Однажды А.К. Глазунов, будучи наедине с С.И. Танеевым, впервые исполнил ему свою новую пьесу, после чего "в гости" к С.И. Танееву явился С.В. Рахманинов, до этого находившийся в соседней комнате, и тоже сыграл "свою" вещь, в точности повторив произведение изумлённого А.К. Глазунова.

Аналогичную историю рассказывают про 14-летнего Вольфганга Моцарта, сумевшего по памяти воспроизвести сложнейшее "Miserere" Грегорио Аллегри, приёмы исполнения которого являлись профессиональным секретом знаменитой Сикстинской капеллы в Риме. Расстроганный папа римский пожаловал ему по этому поводу крест и звание кавалера "Золотого воинства".

В 1805 г. из Кёльнского собора был похищен шедевр Рубенса "На алтаре церкви Святого Петра". И тогда местный художник по памяти восстановил эту картину, причём так удачно, что при возвращении оригинала на место никто не мог найти в копии каких-либо заметных отличий. Аналогичной памятью обладали другие выдающиеся живописцы — Н. Ге, Г. Дорэ, Д. Рейнольдс, И. Левитан и другие.

В научной литературе описан случай, когда тяжело заболевшая неграмотная женщина, будучи в лихорадочном состоянии, начала вдруг цитировать длинные отрывки из древнееврейских, греческих и латинских текстов. Когда она поправилась, то не могла припомнить ни одного слова на этих языках. Однако врач, лечивший её, установил, что в детстве она жила у священника, любившего читать вслух произведения древних авторов, в том числе те, о которых шла речь.

Как видно из этих примеров, проявления памяти носят чрезвычайно разнообразный характер в зависимости от состояния, способностей и рода занятий человека. Отсюда следует, что память — это не просто слепок былых событий, а динамичный комплекс принципиально близких механизмов, избирательно проявляемых у разных людей в силу генетических, профессиональных или иных факторов. Так что же такое память? Какие процессы лежат в основе этого явления и что определяет её совершенство или недостатки?

Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что память в самом общем её понимании — это запечатление, хранение и воспроизведение информации, воспринимаемой органами чувств или рождающейся в процессе интеллектуальной деятельности. В зависимости от входа информации память можно разделить на двигательную, эмоциональную, образную и логическую, причём образная, в свою очередь, может быть подразделена на зрительную, слуховую, вкусовую, тактильную и т.д., а логическая — соответственно на словесную, цифровую и комбинационную (например, шахматная память). Разумеется, это деление носит условный характер и к тому же далеко не полный и окончательный.

С другой стороны, твёрдо установлено, что процесс запоминания делится на механизмы краткосрочной и долговременной памяти, первая из которых является весьма хрупкой, Поэтому при сотрясениях мозга человек, как правило, забывает всё происходившее за 1,5–2,0 часа до травмы (так называемая ретроградная амнезия). К аналогичным последствиям приводит и склероз сосудов головного мозга, в связи с чем пожилые люди прекрасно помнят многие эпизоды детства, но плохо запоминают события недавнего прошлого.

Однако, несмотря на многообразие мнестической деятельности, психологи единодушно сходятся в том, что общим принципом всех видов памяти является ассоциация, то есть временная связь между двумя образами, понятиями, событиями и т.д. При этом каждый элемент ассоциации одновременно состоит во множестве других ассоциаций, что позволяет человеку свободно переходить от одной мысли к другой.

В то же время возможность целенаправленного управления ассоциативным процессом (например, при обучении, решении задач, профессиональной деятельности) свидетельствует о наличии в подсознании особого психического механизма — своеобразного "автопилота", который постоянно напоминает сознанию о необходимости продолжения начатой деятельности, подбирает нужные ассоциации и подавляет посторонние связи.

В переводе на общепринятый язык отражением деятельности этого механизма являются потребности, мотивации, внимание, воля и прочие параметры психической деятельности.

Немаловажный интерес для практики представляет правильное понимание соотношения основных этапов формирования памяти, то есть какое значение в случае хорошей или, наоборот, плохой памяти имеют процессы запечатления, хранения и воспроизведения информации. В связи с этим нельзя не указать на уникальные исследования двух известных учёных. Один и них (Г. Джаспер) наблюдал погруженного в гипнотическое состояние каменщика, который в мельчайших деталях описал кирпичную кладку, выполненную им около 20 лет назад. Другой автор (У. Пенфилд), оперируя под местным наркозом головной мозг человека, изучал возникающие у пациентов зрительные, слуховые и прочие ощущения. При этом оказалось, что раздражение определённых зон коры головного мозга вызывает у человека картины и сцены из далёкого прошлого, которые по остроте восприятия практически не отличались от реально наблюдаемого мира.

Все это заставляет думать, что в основе так называемой плохой памяти лежит не нарушение процессов запечатления, а неспособность к воспроизведению информации, сильно варьирующая у разных людей. То есть мозг запоминает (и, очевидно, навсегда) все, что видит, слышит и ощущает человек, независимо от того, обращает он на это внимание или нет (вспомните случай с заболевшей женщиной). Однако от того, как уложилась эта информация и как легко она может быть вызвана сознанием, зависит то, что в обыденной жизни называется памятью.

Отсюда следует, что на пути воспроизведения информации существует некий психологический барьер, высота которого постоянно изменяется в зависимости от тех или иных условий. В частности, отрицательные эмоции (страх, волнение, злость) увеличивают этот барьер, а устранение их (гипноз, заболевание) может снизить его до нуля. Поэтому большое значение для воспроизведения имеет количество ассоциаций, связанных с запоминаемым образом: чем их больше, тем легче преодолевается барьер. Так, в своё время советским исследователем А.Р. Лурия был описан человек, память которого практически не имела границ. Он запоминал сотни и тысячи не связанных между собой слогов, цифр и пр., безошибочно воспроизводя все это и через 5, и через 10 лет. И что характерно, каждый воспроизводимый образ вызывал у него массу строго определённых зрительных, слуховых, температурных и других ассоциаций (явление синестезии). Последнее означает, что в основе феноменальной памяти лежит способность воспринимающих зон коры головного мозга устанавливать более обширные, чем у остальных людей, ассоциативные связи с другими сенсорными зонами.

Резюмируя вышеизложенное, можно выделить два принципиальных момента, определяющих природу и качество памяти. Во-первых, запоминается всё, что воспринимается или осознается. При этом между всеми сенсорными зонами устанавливаются ассоциативные связи, объём и устойчивость которых определяются природой и деятельностью подсознания. Во-вторых, эффективность воспроизведения информации зависит от соотношения между совокупностью возникших ассоциаций и высотой психологического барьера, воздвигаемого подсознанием.

Таким образом, деятельность подсознания, с одной стороны, способствует запоминанию информации, а с другой, — препятствует её воспроизведению. А так как изменить свои природные данным мы уже не в состоянии, то единственный способ улучшить память — это воздействие на сферу подсознательных механизмов. Каковы же пути этого воздействия? Их два. Первый — это "подталкивание" подсознания к образованию как можно большего количества ассоциаций, а второй — столь же активное воздействие на подсознание с целью снижения создаваемого им психологического барьера.

Для начала рассмотрим условия, способствующие реализации первого подхода.

  1. По всей видимости, первым и основным условием успеха является искренний интерес к объекту запоминания. Каждый из нас наверняка знает ситуации, подобные той, когда мальчишка, слывущий в школе непроходимой тупицей, неожиданно обнаруживает прекрасное знание футбольной или хоккейной хроники, не говоря уже о подробностях биографии своих спортивных кумиров. Поэтому умение вызвать интерес к чему-либо есть важнейшее звено в системе совершенствования памяти.
  2. Ключевым звеном поддержания интереса служит понимание запоминаемого материала, причём эти явления тесно связаны между собой: чем лучше человек понимает и чем больших успехов он достигает по сравнению с другими людьми, тем больше его интерес к изучаемому предмету.
  3. Следующим условием создания интереса является осознание необходимости запомнить ту или иную информацию. В свою очередь, умение убедить себя, преодолеть соблазн капитуляции определяются чувством долга, дисциплиной и волей человека, его нравственно-этическими критериями и уровнем социальных притязаний.

  4. Близким по содержанию условием, безусловно, следует считать внимание, активация и концентрация которого также способствуют увеличению ассоциативных связей во время запоминания информации.

  5. В случае слабости природного ассоциативного механизма необходимое количество ассоциаций может быть наработано неоднократным повторением запоминаемого материала (вспомним: "Повторение — мать учения"), и каждый из нас в принципе знает свою меру повторения для надёжного усвоения той или иной информации.

  6. Важным приёмом совершенствования памяти является умение делить запоминаемый материал на "удобоваримые" куски, определяемые объёмом оперативной памяти, которая у каждого из нас носит свой индивидуальный характер.

  7. Следующий способ облегчения восприятия заключается в систематизации запоминаемой информации, то есть нахождение внутренней логики между отдельными фрагментами целого. Как полагают специалисты, логическое запоминание в 20 раз эффективнее механической зубрёжки. Так, например, номер телефона 35-42-49 легко запомнить, если превратить его в выражение: 7×5+7×6+7×7.

  8. Существенное значение для усвоения нового материала имеет состояние нервной системы. Как известно, недомогание, недосыпание или переутомление сильно снижают память. Последнее объясняется перегрузкой краткосрочной памяти и необходимостью перевода информации в долговременную память. Согласно современным представлениям этот процесс происходит во время сна, что вполне согласуется с известной пословицей: "Утро вечера мудренее".

  9. Исходя из описанной выше концепции памяти, важным подспорьем в её тренировке может быть синестезации образа, то есть искусственное образование дополнительных ассоциаций, ориентированных на разные зоны коры головного мозга. Так, вместо чисто зрительного восприятия стола гораздо проще запомнить его облик, если отметить, что высота ножек не превышает роста вашей собаки, цвет приближается к шоколадному, полировка гладкая, как стекло, а длина и ширина столешницы соотносятся между собой, как стороны газетного листа.

  10. Близким по смыслу приёмом является проговаривание запоминаемой информации вслух или записывание основных положений на бумаге, так как при этом мобилизуется самая прочная — двигательная память.

  11. Естественно, что образование дополнительных ассоциаций происходит тем лучше и быстрее, чем шире ваши знания, кругозор и жизненный опыт. Поэтому чем больше эрудиция человека, тем лучше становится его память.

    А теперь давайте рассмотрим некоторые варианты снижения психологического барьера:

  1. Как уже отмечалось ранее, отрицательные эмоции могут создать непреодолимое препятствие на пути воспроизведения информации. Отсюда следует, что самообладание есть важное условие полноценной памяти.

  2. Опираясь на опыты Г. Джаспера, можно думать, что максимальное подавление психологического барьера возможно в состоянии гипноза, а это значит, что различные формы самовнушения и аутотренинга также могут помочь в совершенствовании памяти. Как известно, одной из причин забывания часто служит одна только боязнь этого осложнения. Для преодоления указанного состояния надо убедить себя, что "не боги горшки обжигают" или постараться вызвать у себя ощущение так называемой спортивной злости.

  3. Оригинальный способ преодоления психологического барьера используют некоторые отличники. Готовясь к экзаменам, они, как правило, пишут… шпаргалки, но никогда не пользуются ими, так как подобная "страховка" вселяет в них вполне достаточную уверенность в своих силах. Кроме того нельзя забывать, что конспектирование материала всегда способствует увеличению образуемых ассоциативных связей.

  4. И, наконец, последний способ совершенствования памяти — это использование мнемотехники, суть которой заключается в ассоциировании запоминаемой информации с определённой последовательностью образов, выученной так, что никакая сила не может помешать её правильному воспроизведению. Таким образом, мнемонический код представляет собой своеобразную цепь, опущенную в подсознание, с помощью которой можно легко вызывать образы, связанные с тем или иным звеном этой цепи.

Техники развития памяти

 
список распространенных методов развития памяти

Не смотря на то, что современные технологии позволяют хранить огромные объемы данных на небольших мобильных устройствах, человеческая память – это уникальный ресурс, нуждающийся в такой же регулярной тренировке, как и наше тело. На том, как развивать ее, а также быстро и увлекательно запоминать любые данные, мы и остановимся.

 Метод ассоциаций

Метод, лежащий в основе большинства техник развития памяти, - это метод ассоциаций. Его мы рассматриваем первым, так как без него невозможно освоить и все остальные техники. 

Ассоциация – это условный союз между несколькими явлениями, предметами, словами. Ее суть в том, что появление одного определенно понятия становится причиной возникновения другого. Так, лето ассоциируется с солнцем, морем, клубникой. Но ассоциации – это не закрепленные понятия, у каждого из нас будут свои условные союзы слов. Так, попросите своих знакомых назвать ассоциацию к слову «быстрый». У кого-то будет «самолет», у кого-то «ветер», у кого-то «гепард». Это метод свободных ассоциаций, уже закрепленный в нашем сознании. Для того чтобы освоить сам метод ассоциаций, придется подбирать новые связи между словами, символами, цифрами. 

Для того чтобы метод работал максимально эффективно, нужно знать несколько его ключевых правил:

  1. Ассоциации должны быть оригинальными, нестандартными. Вы наверняка не вспомните, как прошли ваши банальные будни, но хорошо помните праздники и выходные. Среди них вы еще более отчетливо помните те, что прошли очень хорошо. Особенное свойство нашей памяти – фиксировать все яркое и небанальное - нужно максимально использовать для запоминания тех или иных вещей. Чтобы овладеть этой техникой, вам придется создавать странные и оригинальные союзы слов, которые вы наверняка не выкинете из головы. Например, свяжите между собой слово «телефон» и «молоток». Первое, что приходит в голову – «Я разбиваю телефон молотком», но это не самый лучший выбор, он банальный. Лучше связать рингтон телефона со стуком молотка - «Телефон звонит так, как стучит молоток». И так далее по аналогии.
  2. Метод оживления. Когда вы придумали ассоциацию, ее нужно представить. Визуализируйте картинку, сделайте ее в своем уме яркой и запоминающейся.
  3. Утрируйте ассоциации. Придавайте своим словам нестандартную форму. Так, «гора» может быть наоборот маленькая, а «дерево» огромным, достающим до небес.
  4. Ассоциации должны быть подвижными. Предметы в вашем воображении должны двигаться. Они могут танцевать, падать, кричать, бежать. Чем ярче будет образ, тем больше вероятности, что вы его запомните. 

Если метод вам кажется интересным, можно использовать его не только для стимулирования памяти, но и для развития творческого потенциала. Тренируйтесь, соединяйте первые попавшиеся предметы в оригинальные пары. 

Метод последовательных ассоциаций

Допустим, вам нужно запомнить не пару слов, а целый ряд. Список для покупок или список в дорогу. Предыдущий метод трансформируется – мы составляем цепочку ассоциаций, то есть последовательно связываем одно слово с другим. Лучше всего это делать в виде небольшого рассказа или предложения, вмещающего в себя все слова.

Например, слова кефир, вечер, парик, лодка, кот, конверт.

Я пью кефир поздним вечером. Вечером я снимаю с себя парик. Парик оставляю на подставке в виде лодки. Лодка падает и бьет кота. Кот пугается и от страха рвет конверт.

При этом каждое слово обязательно должно быть связанным с предыдущим и должно совершать какое-то действие. 

Метод Цицерона

Это один из самых увлекательных способов тренировки и развития памяти. Метод назван в честь легендарного государственного деятеля Марка Тулия Цицерона, который отличался завидной памятью и никогда не пользовался заготовленными записями во время выступлений, но мог легко воспроизводить большое количество важных дат, имен и цитат. 

Данный метод также известен как метод мест или система комнаты. Суть метода заключается в следующем: чтобы запомнить любую информацию, нужно визуализировать в голове комнату, которую вы знаете досконально, и мысленно расставить в ней все необходимые данные в строго определенном порядке. В подходящий момент вы должны вспомнить эту комнату, и «вынуть» из определенного места нужную информацию.     

Но прежде чем вы начнете расставлять единицы информации в комнате, вы должны заранее определиться с самим собой, в какой последовательности вы будете просматривать комнату. Можно реально пройтись по комнате, можно просто четко обозначить в голове траекторию движения. Пока вы не овладеете данной техникой в совершенстве, не нужно использовать все предметы, находящиеся в комнате. Это только запутает. Но по мере совершенства старайтесь использовать как можно больше вещей, о местоположении которых вы знаете наверняка. 

Используйте в технике только те предметы, которые в комнате не передвигаются: шкаф, кровать, стол, кресло, торшер, книжная полка. В качестве отправной точки пусть будет дверь. Далее начинайте с левого угла и двигайтесь по комнате по часовой стрелке. Если предметы находятся на разных уровнях, считайте их сверху вниз. 

Метод Цицерона идентичен по своей сути методу связанных ассоциаций, когда с одним  предметом связывается другой. Суть близка, только тут вместо фиксированных элементов для связки, выступают предметы в комнате, которые вы хорошо знаете. 

На деле метод выглядит так: у вас есть ряд слов, которые вы должны запомнить. Например, банан, котенок, газета, вода, стакан, спички. Размещаются они последовательно. Банан весит на ручки двери, котенок царапает кресло, и я его ругаю, газетой полностью обклеиваю зеркало, воду я залью в компьютер, стакан весит на люстре, спички вместо ручки на дверце шкафа. 

Важно заранее определить вещи в комнате, которые вы будете использовать на пути, чтобы не думать об их связи в момент запоминания. Вообще, метод Цицерона стоит использовать для более серьезных вещей, чем запоминание слов. Мы его привели в качестве примера.     


Реклама



Сайт о здоровье

 www.wekzdorov.ru 

 

 Фруктовые букеты в Новотроицке. www.frubuk.ru 


 

Домашний текстиль в Новотроицке.

Бортики в кроватку. Коконы на выписку.

Подушки для беременных в Новотроицке.

  www.vk.com/tekstil56rus