Новости здоровья. Лучшие статьи о здоровье.

Как в повседневной жизни развить свой ум, стать интересным собеседником и в целом улучшить жизнь

А теперь о том как сделать свой внутренний диалог более насыщенным. Исходя из того что написано выше, можно понять что мозгу нужна новая информация. Для этого необходимо постоянно менять обстановку, ломать шаблоны поведения, темы общения, изменять стандартные стратегии поведения, создавая новые условия.

trenirovka mozga razvitie pamjati i vnimanija

Новое поведение характеризуется выходом из зоны комфорта, состоянием неизвестности перед реальностью. Не удивительно, что хочется вернуться в стандартное известное состояние. Мы привыкли жить известной нам жизнью, но для развития необходимы новые, неизведанные условия, нужен поиск новых систем реагирования. При этом активность мозга возрастает и организм сталкивается с необходимостью адаптации.

Чтобы внутренний диалог был максимально насыщенным, нужно уметь правильно задавать вопросы себе и окружающим. От этого зависит общее внутренние развитие мозга, умения думать, мыслить, общаться лучшим образом. Ум человека устроен таким образом, что на любой вопрос тут же включается система поиска ответа и последующие умозаключения. Если ответ не найден — его просто нет, и за ним стоит обратиться к специалисту в данной области.

trenirovka mozga razvitie pamjati i vnimanija

Любознательные люди добиваются в жизни гораздо больших результатов, чем те кому ничего не интересно. Но когда вы задаете себе вопрос на любую тему даже малоинтересную, возникает интерес к решению поставленной задачи. У каждого из вас наверняка была такая ситуация: ну как же зовут того актера? Можно часами ломать голову над мало значимыми вопросами, это и есть активная работа мозга, нужно всего лишь приучить себя задавать себе вопросы!

 

Попробуйте полистать страницы и рубрики моего сайта. Есть там и нестандартные мысли и может найдете, что-то новое для себя, переключите свой мозг…  «Жизнь во имя смерти», «Искусство сталкинга». Посмотрите, все это связано с самосовершенствованием, а значит и развитием мозга.

Упражнения для тренировки памяти и развитие внимания

trenirovka mozga razvitie pamjati i vnimanija

Упражняться можно в любых удобных условиях – на рабочем месте, в транспорте, на собственной кухне и даже стоя под душем. Главное – не поддаваться лени и заниматься строго каждый день. Совсем скоро такой режим войдет в полезную привычку — а значит, информация будет усваиваться быстро и надежно!

Фокус на противоположности, осознанно меняем привычки

В процессе жизнедеятельности человек привыкает совершать большую часть действий одной и той же рукой. Чтобы активизировать «отдыхающие» зоны мозга, их необходимо как следует озадачить: достаточно сменить рабочую конечность на противоположную. Приучите себя умываться, чистить зубы, накрывать на стол и убирать не правой, а левой рукой (либо наоборот, если вы – левша).

Упражнения для тренировки памяти и развитие внимания

Еще один способ мобилизовать мышление – отдавать предпочтение нетипичной литературе. Например, вы увлекаетесь прочтением лирических романов – так почему бы временно не заменить их остросюжетными детективами? А вместо модного «глянца» можно покупать журналы о цветоводстве или туризме – полученные знания наверняка когда-то пригодятся. Советую переключиться кардинально, прочтите книгу В. Зеланда «Трансерфинг реальности», реально хорошая зарядка для ума.

Медитация — способность расслаблять мозг

Умение отрешиться от насущных проблем и суеты – замечательная профилактика стресса и депрессии, а ведь именно эти негативные явления блокируют слаженную работу мозга. Недаром подмечено, что люди, практикующие такую релаксацию, выглядят более счастливыми, беззаботными и умиротворенными. Они «переключаются» на позитив и спокойствие просто по привычке.

trenirovka mozga razvitie pamjati i vnimanija

Обрести душевную гармонию не составит труда. Выделите 15 минут, в течение которых нельзя будет размышлять абсолютно ни о чем, и с удовольствием предавайтесь тишине. При ежедневном повторении упражнение поможет улучшить внимание и концентрацию.

Медитация -это конечно отдельная и обширная тема, ей я вскоре посвящу отдельные статьи на сайте.

Движение — чередование работы с отдыхом. Развитие внимания

trenirovka mozga razvitie pamjati i vnimanija

Под отдыхом можно подразумевать и физическую активность, которая реально способствует эффективности интеллектуальной работы. Различные исследования предлагают разные режимы чередования отдыха и работы. Либо по 25 минут того и другого, либо 53 минуты труда и 17 минут на расслабление.

Вариант можно выбрать любой. Важно лишь помнить, что лучше лежания на диване сработает короткая прогулка, легкая гимнастика или хотя бы упражнения для глаз и пальцев рук. Главное – отвлечься от предыдущей деятельности на четко определенный отрезок времени. Это поможет после отдыха быстрее «вернуться в строй».

Активный отдых наподобие прогулок, подвижных игр или поездок на велосипеде дает возможность чаще и дольше бывать на свежем воздухе, тем самым насыщая клетки мозга кислородом. Поэтому вместо того чтобы сидеть на работе в законный перерыв, отправляйтесь на улицу. За бодростью, цветущим настроением и яркими впечатлениями.

Правильное дыхание, приемы глубокого вдоха

trenirovka mozga razvitie pamjati i vnimanija

Не менее важно приучить себя к дыхательной тренировке. «Не забывайте дышать!» — смешно звучит? Однако кислород и вправду очень важен для нормальной мозговой активности. Обращайте внимание на то, как вы дышите, и, если с этим есть проблемы, не оттягивайте с обращением к терапевту.

Во-первых, речь идет о насыщении мозга кислородом, что способствует его трудоспособности. Во-вторых, определенные техники дыхания помогают эффективнее расслабиться. Самая простая из них – глубоко вдохнуть через нос, задержать воздух секунд на пять (появится чувство напряжения в животе) и выдохнуть через рот.

Тренируем память — изучение языков

trenirovka mozga razvitie pamjati i vnimanija

Приобщение к иностранным языкам прекрасно «будоражит» память и способствует развитию ассоциативного мышления. Возьмите за правило заучивать по три – четыре слова каждый день. Такая методика принесет плоды в самом скором времени. Запоминать новую информацию и бытовые факты будет намного легче и быстрее

Подпитка для тренированного мозга

Питать мозг надо не только информацией, ему потребуется и натуральное питание.

Что даст энергию мозгу

trenirovka mozga razvitie pamjati i vnimanija

Неожиданно приятный пункт – полезное для мозга и вкусное питание. Черника содержит в себе массу антиоксидантов. Повышает способность концентрироваться и хорошо восстанавливает ослабленное зрение. Зеленый чай бодрит, тонизирует и стимулирует мозговую активность. Это более эффективно и безопасно, чем кофе. Горький шоколад (60% и выше) содержит магний, повышающий стресоустойчивость. Это стимулирует выработку эндорфинов и серотонина, а это не может не радовать – в самом прямом смысле.

Пейте больше воды

trenirovka mozga razvitie pamjati i vnimanija

При обезвоженности организма наша внимательность снижается, мы становимся сонливыми, может начаться головная боль. Так, потеря лишь 2% от необходимого для нормального функционирования объема жидкости в теле уже заставляет мозг перейти на «энергосберегающий режим». Это значительно ухудшает способность человека концентрироваться.

Чувствуя усталость, стоит выпить не шестую за день чашку кофе, а стакан воды. Кофеин не насыщает организм влагой, а наоборот выводит ее. Очень уместно будет выпивать небольшое количество обычной воды при каждом перерыве (а о необходимости таких говорится выше).

Что может еще существенно повысить работоспособность и внимание

Освободите рабочее пространство от хлама

trenirovka mozga razvitie pamjati i vnimanija

Из беспорядка может возникнуть только еще больший беспорядок, но никак не креативная идея новой рекламы или годовой финансовый отчет. Дело не в том, что чистота – залог здоровья, а в способности нашего мозга легко переключаться. Как только в поле зрения человека попадает какой-либо предмет, мозг сразу начинает над ним работать – определять, знаком ли он, решать, как можно его использовать. Проще говоря, заниматься не составлением плана презентации, а раздумываниями над тем, что желтые стикеры очень славно смотрятся вместе с розовыми на голубом фоне.

Чрезмерное количество стимулов утомит мозг и снизит внимательность в разы. На рабочем месте следует исповедовать принцип «всему свое место». И доставать из ящиков только то, что необходимо в данный момент для выполнения одной конкретной задачи. Сейчас, дочитав до конца этот совет, самое время, чтобы выпить полстакана воды и слегка прибраться на столе.

А в завершение еще один ценный совет: пробудить мозг от сонного оцепенения помогут натуральные ароматы. Приобретите несколько эфирных масел — вдыхая их запахи по утрам, вы сможете расставаться с теплой и уютной постелью безо всякого сожаления!

Подведем итог.

Для того чтобы быть интересным собеседником нам необходимо собирать информацию. А это — читать, изучать, общаться с разными интересными людьми, выходить из зоны комфорта для новых жизненных ситуаций.

Для развития и тренировки мозга вам не подойдут известные ходы. Если например вы читаете вашего собеседника и наперед уже знаете что он скажет, значит, развития в рамках этого общения быть не может. Разве что придет понимание необходимости выхода из обыденного общения.

Поэтому старайтесь не искать известных путей, ищите новые способы достижения даже самых обычных задач. Задавайте себе новые и новые вопросы, и вы настроите себя на поиск ответов, и изменения не заставят себя ждать.

Упражнения для тренировки памяти и развитие внимания

Концентрируясь на рутинном труде, мы утрачиваем свежесть и ясность мышления. Отчего выполнение простейших задач существенно замедляется и доставляет немало хлопот. Чтобы не допускать подобной оплошности, мозг необходимо регулярно подвергать тренировкам. Мыслительная «гимнастика» не отнимет много времени, зато поддержит внимание и память в тонусе.

Удачи и Всех Благ!

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.
  • Метод, основанный на внимательности.

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи. Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.

  • Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

  • Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Как тренировать кратковременную память

Стирается память

Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:

  • «Техника Фибоначчи» — представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
  • Мнемоническое упражнение «20» — попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
  • Упражнение «Абзац» — возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.

Как тренировать долговременную память

 

Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.

Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:

  • Загадайте предмет, который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
  • Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
  • Выберете картину, которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.

Тренировка памяти у пожилых людей

 

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

  • Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
  • Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
  • На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
  • Играйте в настольные игры — шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Программы для развития памяти и внимания

В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.

  • MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
  • Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
  • «Лунтик. Тренируем память и внимание» — для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
  • VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
  • Language Memory Bomber — программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.

Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.

Поиск "радостных"  моментов в мелочах развивает мозг.

Бывший инженер, а теперь гуру саморазвития Чаде-Менг Тан пришел на работу в Google в 2000 году и стал сотрудником номер 107. Совместно с другими инженерами Тан сделал большой вклад в создание поисковой системы компании, однако популярность ему принесло отнюдь не это.

Трехсекундное упражнение для ума от инженера Google, которое сделает вас счастливым

Позднее он стал вести уроки осознанности для сотрудников Google, за что завоевал прозвище «Веселый, хороший парень». Впоследствии Тан покинул должность инженера, основал институт осознанности для корпоративных сотрудников и стал писать книги по саморазвитию.

По словам Тана, раньше он постоянно чувствовал себя несчастным, но потом все изменилось. Как это произошло? Парню не было и тридцати, как он вдруг осознал, что ненависть к себе – чувство, с которым вполне можно бороться, а темперамент – штука весьма податливая и изменчивая. Нужно самому должным образом формировать свое мышление, уверен Тан. Предложенное им формирование мышления имеет мало общего с психотерапией и, скорее, напоминает умственную зарядку.

Трехсекундное упражнение для ума от инженера Google, которое сделает вас счастливым

 

Одно из таких упражнений для ума предполагает вкушение «маленьких ломтиков счастья» и поиск радости в мелочах.

«Прямо сейчас я хочу пить, поэтому глотну воды. Когда я это сделаю, я вкушу маленький ломтик счастья в пространстве и во времени. Это похоже не на “Ого!”, а, скорее, на “О, совсем неплохо”», — говорит Тан.

Как правило, такие маленькие радости остаются незамеченными. Чувство, когда откусываешь кусочек от чего-то съедобного, ощущение, когда в жару заходишь в комнату с кондиционером, момент единения, когда получаешь сообщение от старого друга – эти моменты длятся две-три секунды, но способны поднять дух. Если чаще обращать внимание на радость, тем больше будет и самой радости, считает Тан.

Как только вы начнете замечать эти моменты счастья, они станут сопровождать вас повсюду. Это происходит потому, что, замечая радость, вы приучаете к ней свой мозг. Именно так наша нервная система формирует привычки.

 

Трехсекундное упражнение для ума от инженера Google, которое сделает вас счастливым

За привычное поведение человека отвечают участки мозга под названием базальные ганглии или базальные ядра. Эти же участки ответственны за воспоминания и эмоции. Чем лучше у нас что-то получается, тем легче становится повторять эти действия без приложения когнитивных усилий.

Молтва иcцeляющaя вce бoлeзни

 

Moлuтвa мoжeт иcцeлuть, дa! И гoвopuт этo — нaукa.

Дp. Эндpю Hьюбepг, пpoфeccop Унивepcuтeтa Toмaca Джeффepcoнa в CШA, пpoвeл uccлeдoвaнue MPT u oбнapужuл, чmo мoлumвa u мeдumaцuя дeйcmвumeльнo cuльны. Koгдa мы дeлaeм эmу пpaкmuку peгуляpнo, нaш мoзг увeлuчuвaem aкmuвнocmь лoбныx дoлeй u oблacmu языкa, кaк u oбщeнue. Эmo cлeдуem пoнuмamь кaк фuзuчecкую mpeнupoвку для умa, чmo пpuвoдum к ucцeлeнuю paзлuчныx зaбoлeвaнuй u дaжe paзвumuю мoзгa.

Xopoшo, чmo вaм нe нужнo быmь мoнaxoм uлu мoнaxuнeй, чmoбы нacлaждamьcя блaгaмu, кomopыe мoгуm пpeдлoжumь мoлumвa u мeдumaцuя. Чmoбы пpuйmu к вывoду, чmo эmu пpaкmuкu дeйcmвumeльнo вaжны, дoкmop Эндpю cдeлaл cлeдующuй экcпepuмeнm: он пpeдлoжuл пoжuлым людям, у кomopыx былu пpoблeмы c пaмяmью, учacmвoвamь в uccлeдoвaнuu, чmoбы нaблюдamь зa нuмu дo, вo вpeмя u пocлe мeдumaцuй u мoлumв.

Aнaлuз пpoвoдuлu eжeднeвнo, в meчeнue 12 мuнуm, в meчeнue 8 нeдeль. Peзульmam был oчeнь пoлoжumeльнымu в omнoшeнuu пpeuмущecmв, кomopыe мoлumвa u мeдumaцuя oкaзывaлu нa здopoвьe.

Caмoe uнmepecнoe, чmo д-p. Эндpю уmвepждaem, чmo нaш мoзг дeйcmвumeльнo uмeem cmpукmуpу, кomopaя мeняemcя, нeзaвucuмo om peлuгuu. Дpугoe uccлeдoвaнue, oпублuкoвaннoe в жуpнaлe Cancer Societу Cancer Societу Cancer Societу, пoкaзaлo, чmo пaцueнmы c cuльнымu дуxoвнымu убeждeнuямu лучшe peaгupуюm нa лeчeнue u uмeюm мeньшe cuмпmoмoв.

Aнaлuз пpoвoдuлcя c 40 000 пaцueнmoв. Иccлeдoвameлu uз Цeнmpa paкa Moffitt вo Флopuдe oбнapужuлu, чmo тe, ктo вepил в cилу мoлитвы u мeдumaцuu, uмeлu лучшee фuзuчecкoe u пcuxuчecкoe здopoвьe, чeм нeвepующue u нe пpaкmuкующue мeдumaцuю.

У эmux людeй maкжe ecmь лучшee cocущecmвoвaнue c coцuaльнoй cpeдoй. Из вceгo эmoгo мы мoжeм зaключumь, чmo вepa u мeдumaцuя дeлaюm нac здopoвымu людьмu. И чmo чeлoвeк oпupaemcя нa mpu cmoлпa: фuзuчecкuй, мeнmaльный u дуxoвный.

Paзвe эmo нe чудecнo?

Как заставить свой мозг работать на полную мощность: 5 научных методов, проверенных на практике

 Андрей Кюммель
Знание – сила!
Знание – сила!

1. Запоминайте списки методом Локи

Мы не умеем запоминать длинные списки, как это ни грустно. Подумайте: когда вы отправляетесь в продуктовый магазин, сколько товаров вы можете запомнить без шпаргалки? Три? Пять? Что, больше? Ну да, конечно – а потом вы приходите домой и понимаете, что забыли купить кефир, из-за которого, ешкин кот, и затевали поход в магазин.

Все это довольно странно, если учесть, что в отношении запоминания многих вещей в жизни мы никаких проблем не испытываем. К примеру, мы без труда припоминаем местонахождение сотен разных мест в черте города, даже если и не знаем их адреса. Вы хоть адрес своей любимой булочной знаете? Точно так же мы запоминаем местонахождение сотен разных бытовых финтифлюшек – от «еще чистых» носков до холодильника. О том, чтобы составить список всего своего барахла, никто из нас никогда и не задумывался, но когда сосед приходит с просьбой одолжить фонарик, мы обычно знаем, где его найти – как правило, в чулане со сгоревшей лампочкой. Вот если бы мы могли точно так же запоминать все, что захочется…

Метод:

Вы без труда находите дорогу потому, что огромная часть ваших вычислительных мощностей используется памятью для изучения окружающего пространства. Эти же мощности можно использовать для запоминания длинных списков. Настоящие мнемоники пользуются этим методом с незапамятных времен.

Умел запоминать до 320 Гб с помощью очков и перчаток или 160 Гб методом Локи
Умел запоминать до 320 Гб с помощью очков и перчаток или 160 Гб методом Локи

Как это работает: первым делом выбираем какое-нибудь место, которое мы можем представить без труда – свой дом, квартал, все что угодно. Затем мысленно симулируем прогулку по знакомому месту, а отдельные пункты в списке ассоциируем с конкретными точками маршрута.

Предположим, что вы пытаетесь запомнить список продуктов, выбрав окрестности для визуализации перечня. Что там первое в списке? Презервативы? Представляем дорожку разбросанных презервативов, ведущую вниз по лестнице. Дальше пиво – представляем соседа в отключке возле подъезда, можно даже без штанов. Следующее в списке – пельмени, а значит, пусть на елках во дворе вместо шишек растут пельмени. Дайте поработать своему воображению. Чем больше абсурда, тем лучше, ибо абсурдные сцены проще запоминаются.

Поначалу будет казаться, что это лишняя трата времени, но только поначалу – пока вы не поймете, насколько простым становится запоминание перечней. Все сводится к привлечению пространственной памяти. Причем, пользу вы увидите сразу, так как метод не требует долгих лет практики. Во время одного исследования в 1968 году, американским студентам предложили запомнить список из 40 пунктов путем ассоциирования каждого с местом на территории университета. Мало того, что в среднем они запомнили по 38 пунктов, но на следующий день студенты смогли вспомнить по 34 наименования в списке.

В ходе другого исследования, немецкие пенсионеры пытались запомнить аналогичный список по ассоциации с берлинскими достопримечательностями. До использования метода Локи (а именно так он называется), они могли запомнить по три слова в среднем. Ассоциировав слово «отец» с берлинским зоопарком, пенсионеры смогли поднять показатель уже до 23 слов в списке. И да, совсем не обязательно ассоциировать поштучно для каждого пункта. Серьезно, попробуйте.

2. Удерживайте информацию в памяти с помощью рационального повторения

Время имеет подлую привычку наобум стирать файлы в нашей памяти. Вот и получается, что вспомнить теорему Пифагора – никак, зато перечислить второй состав сборной Ямайки по хоккею – запросто. По этой же причине студенты так любят готовиться к экзаменам в последнюю ночь – это не только из-за характерного разгильдяйства, но и из-за страха забыть часть материала при подготовке заранее в течение, скажем, месяца. Вот и получается, что впихивают всю информацию в голову в последний момент, зная, что сразу после экзамена она улетучится. Еще ничего, если это не студенты медицинского университета… Скальпель не давать.

Завтра же контрольная по квантовой электродинамике! Дотянул…
Завтра же контрольная по квантовой электродинамике! Дотянул…

Что нам требуется, так это способ запоминать много и надолго, но без лишних заморочек. Другими словами, научный метод оптимизации темпорально-энергетических затрат при увеличении объема сохраняемой информации до максимального уровня в пределах биологически допустимых норм. Элементарно!

Метод:

Процесс потери информации головным мозгом можно измерить с помощью так называемой «кривой забывания». Для всех она немножко разная, но одинаково кривая. Суть в том, что чем больше проходит времени, тем больше вы забываете, причем наиболее быстро забывание происходит в первые же дни. Если вы хотите, чтобы информация не терялась, для этого есть отличный метод. Придется затратить больше времени, чем в случае с методом Локи, но если на кону работа или диплом, оно того стоит. В общем, необходимо выяснить с какой скоростью вы забываете данные, и адаптироваться с помощью «осмысленного запоминания» методом «рационального повторения».

Предположим, что вы учите испанский, а через четыре месяца грядет сессия. Самый примитивный вариант осмысленного запоминания потребует написания русских слов и их испанских аналогов (которые и являются целью) на карточках. Кроме того, потребуются три картонных коробки (в случае дефицита коробок, можно просто распределять карты по трем кучам, не важно) с маркировкой:

  1. Ежедневно
  2. Еженедельно
  3. Ежемесячно

Маркировка указывает на то, как часто вам придется просматривать карты в конкретной коробке. «Еще чего! Я и так могу запомнить!» – скажете вы. Можете, только ненадолго. А вот для того, чтобы определить насколько, нужны наши коробочки. Итак, целью метода является максимально возможное сокращение времени, потраченного на полное запоминание.

Поначалу, просматривайте карты каждый день. Те, которые вы запомнили, перемещайте из ежедневной коробки в еженедельную. Спустя неделю пересмотрите карты в еженедельной коробке. Те, что не вспомнили, положите обратно в коробку для ежедневной проверки. С каждым днем количество карт в ежедневной куче будет уменьшаться. Спустя пару-тройку недель вы заметите, что некоторые карты сидят в еженедельной коробке безвылазно. Можно попробовать переместить их в ежемесячную коробку. По истечении месяца проверяем третью, ежемесячную кучу и если что-то там забыли, кидаем забытое в еженедельник. В итоге все карты должны мигрировать в последнюю коробку, а слова прочно осесть в памяти. Растягивание же периодов проверки служит для экономии времени. Зачем зубрить определенное слово каждый день, если достаточно сделать это раз в неделю или в месяц?

Естественно, периоды повторения в нашем примере чисто условны. Если экзамен через две недели, то можно сортировать материал по иным трем группам: раз в день, раз в два дня, раз в три дня. Главное – постепенно увеличивать длину периода между просмотрами.

И да, метод работает, да еще как! Один польский ученый по имени Петр Возняк провел на себе эксперимент, в ходе которого он запоминал бессмысленный набор из нескольких тысяч слогов. Оказалось, что он смог вспомнить эту абракадабру спустя три года! Так что, если вы видите на улице бомжа, бормочущего какую-то несуразицу себе под нос – это он выпрямляет свою кривую забывания рациональным повторением. Не верите – спросите сами!

3. Записывайте (даже если не будете перечитывать)

А ну-ка, быстренько, когда вы в последний раз что-то писали? Когда расписывались в паспорте? Когда припарковывались во втором ряду и оставляли записку тем, кого вы заблокировали – так и так, припарковался, пошел за спичками, вот номер телефона? Что-нибудь из избранных сочинений Есенина (или, как вариант, Маяковского) на стене подъезда? В наш век смартфонов, СМС-ок и соцсетей, мало уже кто умеет хотя бы шантажировать блудное начальство с помощью записок, изящно выведенных от руки на листке бумаги. И очень жаль, ибо тем самым мы жертвуем эффективным методом применения моторной памяти для запоминания абстрактной информации.

Метод:

Процесс написания от руки вызывает всплеск активности нервной системы, о котором не стоит и мечтать тем, кто просто «долбит по клаве». Во время эксперимента, проведенного в Индианском университете, ученики-первоклашки, изучавшие алфавит, были распределены в две группы. Первой показывали буквы и разъясняли что к чему, а вторую заставляли еще и практиковаться в написании тех самых букв. Когда детишек запихнули в магнитно-резонансный томограф, мозги «писателей» светились, как чернобыльская капуста. Активность головного мозга была не просто повышена, но и напоминала картинку вполне взрослых особей гомо сапиенс, хотя и без взрослых глупостей, вроде «раз уж я в этом ящике, может, уровень холестерина проверите?».

Иначе говоря, этот метод схож с методом Локи, описанным выше. Схож в том смысле, что мы можем задействовать дополнительную часть мозга для помощи с запоминанием. Клавиатуру изобрели потому, что печатать выходит быстрее и проще, чем писать от руки. Но в то же время, мы пожертвовали уникальной способностью рукописи отпечатывать информацию в памяти. Помните те самые карточки со словами для заучивания? Вместо того чтобы распечатать карты, подпишите их от руки. Плюс к запоминанию гарантирован.

«Если бы вы знали, над каким полезнейшим изобретением я работаю!»
«Если бы вы знали, над каким полезнейшим изобретением я работаю!»

Исследования подтверждают, что этот метод особенно эффективен при работе с совершенно непонятными буквами или цифрами: языками программирования, иероглифами, счетами за горячую воду и т.д. Повторим: сложные движения рук задействуют моторную память, усиливая эффект запоминания.

Итак, головой можно есть и запоминать. Но это еще не все! Следующий пример будет интересен тем из нас, у кого в наличии ярко выраженный темперамент.

4. Контролируйте эмоциональные всплески с помощью недоминантной руки

Все мы знаем хотя бы одного дядьку, который любит побычиться из-за сущей ерунды – светофоров, перепутанного заказа в забегаловке, грядущего апокалипсиса. Обычно это милые ребята, пока у них не поедет крыша, и они не раскатают пенсионерку в блинчик асфальтным катком потому, что ее такса пометила не ту дверь.

Есть, конечно, куча всяких психотерапевтических фокусов для моментального успокоения, которым вас научила еще ваша классная руководительница («Остановись и сосчитай до десяти!»), но которые нифига не работают, ибо в момент озверения подойти к проблеме «взвешенно и конструктивно» оказывается несколько затруднительно. Что вам нужно, так это повысить барьер сопротивления желанию физической расправы, пока не пострадали невинные люди или Польша.

Еще не факт, что на его планете используют десятичную систему счисления
Еще не факт, что на его планете используют десятичную систему счисления

Метод:

Этот метод придумали ребята из Университета Нового Южного Уэльса. Будучи серьезными учеными, они отодвинули на второй план джаз и котят в солнечных очках, а вместо этого предложили особо буйным хоббитам почаще пользоваться недоминантной рукой. Нет, суть эксперимента не в том, что правша успокоится, если возьмет монтировку в левую руку. Все немного интересней. Подопытным предлагали сменить роли рук в течение длительного периода и для выполнения вполне обыденных задач, не несущих угрозы человечеству – открывать и захлопывать двери, наливать кофе, писать начальству анонимные гадости по электронной почте и прочее. Спустя пару недель участники эксперимента проявляли повышенный уровень эмоционального контроля даже при намеренных попытках вывести их из себя.

Как такое может быть? Дело в том, что «колоритное» поведение зависит не только от эмоционального уровня, но и от уровня самоконтроля. Это и хорошо, и плохо. Плохо потому, что самоконтроль не безграничен. Хорошо потому, что это физический процесс. Другими словами, самоконтроль можно качать, как бицепс.

Привычные методы борьбы с темпераментным поведением включают в себя медитацию, психотерапию и смирительную рубашку. В данном же случае, человека ставят лицом к лицу с целой кучей маленьких бытовых раздражителей, что позволяет выработать иммунитет к нервным срывам, не переступая через черту. Ведь делать привычные вещи непривычной рукой не очень то и удобно, не так ли? А вот бить за это сковородкой некого. Приходится привыкать.

Итогом эксперимента стало повышенное сопротивление подопытных сильным раздражителям. Этот метод вряд ли поможет, но их должен успокаивать тот факт, что в случае перестрелки они и так могут вести огонь сразу с двух рук.

И наконец:

5. Повышайте иммунитет, разглядывая картинки

Казалось бы, у нас нет никаких возможностей контролировать собственную заболеваемость, не считая диеты и гигиены. Но мы же здесь не для того, чтобы учиться, как правильно есть тофу и выковыривать его из зубов? Хотите усилить иммунитет – полистайте медицинскую энциклопедию. Читать не обязательно, хватит и картинок.

Метод:

Ваш мозг заправляет всем, включая иммунную систему. И мы знаем, что определенного рода картинки могут вызвать всякие-там соматические реакции – слюни при виде бутерброда, эрекцию при виде Мисс Вселенной и т.д. А если перед вами картинки больных людей, организм включает на полную катушку защитные механизмы.

Ученые из Университета Британской Колумбии показали своим жертвам слайд-шоу с занимательными картинками пациентов, чтобы измерить уровни иммунитета подопытных до и после. Так вот, целых десять минут студенты провели, разглядывая больных проказой, туберкулезом и энурезом. По окончании эксперимента выяснилось, что лейкоциты в организмах «морских свинок» поняли, что от них требуется, и принялись вырабатывать интерлейкин 6 (IL-6) – белок, производимый для борьбы с инфекциями и ожогами.

Если вы думаете, что подобную реакцию можно просто списать на повышенный уровень стресса, то вы не угадали. Хотя подопытных в этом случае никто не заставлял принимать участие в эксперименте под угрозой расстрела, другой группе абитуриентов были показаны картинки со злыми дядьками, направляющими на них широкий ассортимент огнестрельного оружия. Уровень выработки IL-6 в последней группе повысился всего на 6%. А вот у тех, кто разглядывал болячки, уже на все 23%.

Извини, Брюс, но у тебя волосы не отрастут, даже если ты посмотришь «12 обезьян»
Извини, Брюс, но у тебя волосы не отрастут, даже если ты посмотришь «12 обезьян»

С точки зрения эволюции тут все ясно – если вы видите, что пещерная братия падает замертво налево и направо из-за доисторического гриппа, то есть смысл быстренько выработать иммунитет, дабы не испытать прелести смертных мук на самом себе. Так что, эти ваши врачи пудрят вам мозги, развешивая милые картинки чудесных пейзажей и веселых клоунов в приемной. Хотели бы помочь, повесили бы результаты вскрытия больного бубонной чумой.

Адаптация материала 5 Brain Hacks That Give You Mind-Blowing Powers.



 

Улучшение физической подготовки и эластичность аорты — ключ к замедлению старения мозга

 Снижение памяти объясняется сочетанием общей физической подготовки и эластичностью центральных артерий, считают исследователи Центра психофармакологии Суинберна (Swinburne’s Centre for Human Psychopharmacology).

Исследование, которое опубликовано в Journal of Alzheimer’s Disease, изучает механизмы, лежащие в основе когнитивной деятельности у пожилых людей.

Актуальность проблемы

Автор исследования Грег Кеннеди (Greg Kennedy) говорит, что с возрастом аспекты познания медленно снижаются и увеличивается риск развития деменции.

«Исследования показывают, что физические упражнения и физическая подготовка являются защитными механизмами», — говорит Кеннеди. «Более здоровая и эластичная аорта также имеет большое значение для защиты познавательной функции, уменьшая отрицательные эффекты повышенного кровяного давления на мозг».

Ученые выявили связь между познавательной функцией мозга и уровнем физической подготовки, а также эластичностью центральной артерии. 

Материалы и методы исследования

В Мельбурне, Австралия, набрали 102 человека (73 женщины и 29 мужчин) в возрасте от 60 до 90 лет, независимо проживающих в общинах по уходу за пожилыми людьми.

Их уровень физической подготовки оценивали с помощью теста 6-минутной ходьбы (Six-Minute Walk), в котором участники проходили между двумя отметками вперед и назад, расположенными на расстоянии 10 метров друг от друга в течение шести минут.

В анализ были включены только участники, прошедшие полные шесть минут, у которых оценивали жесткость их артерий и когнитивные характеристики.

«Пожилые люди обычно менее приспособлены к физическим нагрузкам и имеют более жесткие артерии по мере старения, что, похоже, объясняет разницу в памяти, которая обычно приписывается к «старению», — говорит Кеннеди.

Результаты научной работы

Интересно, что физическая подготовка, по-видимому, не влияет на эластичность центральной артерии, однако Кеннеди указывает, что оценивается только текущая пригодность — долгосрочная пригодность может быть лучшим прогностическим параметром эластичности центральной артерии, однако это еще предстоит исследовать.

«К сожалению, в настоящее время нет эффективного фармакологического вмешательства, которое доказало бы свою эффективность в долгосрочной перспективе в снижении или предотвращении деменции», — говорит Кеннеди.

Выводы

«Результаты этого исследования свидетельствуют о том, что оставаться физически здоровыми и контролировать эластичность центральной артерии вполне может быть важным, экономически эффективным способом сохранить нашу память и другие функции мозга в более старшем возрасте».

Для тренировки сосудов можно предложить следующие упражнения:

-Лечь на пол. Ноги положить на диван или стул. Встать. Так проделать несколько раз в зависимости от физического состояния.

- Сесть на пол. Руками обхватить ноги. Перекаты на спине.

- Приседания с корпусом, расположенным параллельно полу, с задержкой дыхания на выдохе.

Эи упражнения помогут сохранить эластичность сосудов, снизить метеочувствительность.

Авторы другого исследования утверждают, что алкоголь влияет на эластичность артерии.

 

Лучший способ выучить что угодно. Техника Фейнмана

Если вы ничему не учитесь, то стоите на месте. Какой способ изучения новых вещей и восполнения пробелов в своих знаниях вы выбираете?

 

Два типа знаний.

Существует два типа знаний, и большинство из нас сосредоточено на получении неправильного. 

Первый — когда мы фокусируемся на том, чтобы выучить название чего-либо. 

Второй — когда мы фокусируемся на получении реальных знаний по этой теме. Известный физик, лауреат Нобелевской премии, Ричард Фейнман понимал разницу между знанием названия и пониманием предмета, и это одна из самых важных причин его успеха. Фактически, он создал формулу для обучения, которая помогла ему прийти к пониманию того, что другие понять так и не смогли.

Техника Феймана помогает бысрее учится и глубже вникать в суть предмета. А самое лучшее, что она очень проста в реализации.

“Человек, который говорит, что знает что-то, но не может это объяснить, на самом деле, ничего не знает” Мортимер Адлер

 

 Техника Фейнмана содержит четыре шага.

 Шаг 1: Научите ребенка

Возьмите чистый лист бумаги и напишите тему, которую вы хотите изучить. Выпишите то, что вы знаете о предмете, но так, как если бы вы объясняли это ребенку. Не вашему умному взрослому другу, а восьмилетке, у которого ограниченный лексикон и запас внимания, чтобы услышать и понять вас.

Многие люди склонны использовать сложную лексику для маскировки, когда они ничего не понимают. Проблема в том, что мы обманываем только себя, потому что мы не знаем, что мы ничего не поняли. Кроме того, использование жаргона скрывает наше непонимание предмета от окружающих.

Когда вы описываете идею от начала до конца на простом языке, который бы понял и ребенок (подсказка: используйте только самые распространенные слова), вы помогаете себя понять концепцию на более глубоком уровне и упростить связи между основными идеями. Если вы заходите в тупик, то вы сразу находите место, где у вас есть пробелы в знаниях. И хорошо, что появляются сложности — это способствует обучению.

Шаг 2: Обзор

На первом этапе вы неизбежно столкнетесь с пробелами в своих знаниях, когда вы забываете что-то важное, не можете объяснить это или просто имеете проблемы с пониманием сложной темы.

Иметь такую обратную связь — бесценно, потому что вы видите, где ваших знаний не хватает. Компетентность — это знание предела ваших способностей, и вы только что определили его!

Здесь начинается обучение. Теперь, когда вы знаете, где застряли, вернитесь к исходному материалу и проходите его снова и снова, пока не сможете объяснить это на простом языке.

Определение границ вашего понимания также ограждает вас от ошибок, которые вы способны совершить, и увеличивает ваши шансы на успех при применении знаний.

Шаг 3: Упорядочить и упростить

Теперь у вас есть набор заметок. Просмотрите их, чтобы убедиться, что вы по ошибке не использовали сложные определения из исходного материала. Соедините их в общий рассказ, который бы легко можно было прочитать.

Прочтите вслух. Если объяснение сложное или звучит запутанно, это хороший признак того, что вам надо еще поработать над пониманием этой темы.

Шаг 4 (необязательно): Передать знания

Если вы хотите быть уверенными в том, что все поняли, попробуйте рассказать это кому-то (в идеале тому, кто мало знает об этом предмете, или найдите 8-летнего ребенка!). Главным испытанием для вас станет объяснение другому человеку.

* * *

Разделение информации на небольшие куски — это не только отличный метод обучения, но и способ перестроить свое мышление, в результате чего вы сможете выстраивать свои знания с нуля. (Илон Маск называет этот способ — мышление из первых принципов). Это приводит к гораздо более глубокому пониманию идей и концепций. К тому же, умение воспринимать информацию подобным образом, позволяет вам видеть, когда кто-то говорит о том, чего не понимает.

Фейнман полагал, что развитие интеллекта — это постоянный процесс роста, что созвучно с идеями Кэрол Двек, которая великолепно описала разницу между фиксированным и развивающимся мышлением. 

* * *

Материал подготовлен Журналом BŌRDER.

Реклама



Сайт о здоровье

 www.wekzdorov.ru 

 

 Фруктовые букеты в Новотроицке. www.frubuk.ru 


 

Домашний текстиль в Новотроицке.

Бортики в кроватку. Коконы на выписку.

Подушки для беременных в Новотроицке.

  www.vk.com/tekstil56rus  


Поиск по сайту