Новости здоровья. Лучшие статьи о здоровье.

 

Улучшение физической подготовки и эластичность аорты — ключ к замедлению старения мозга

 Снижение памяти объясняется сочетанием общей физической подготовки и эластичностью центральных артерий, считают исследователи Центра психофармакологии Суинберна (Swinburne’s Centre for Human Psychopharmacology).

Исследование, которое опубликовано в Journal of Alzheimer’s Disease, изучает механизмы, лежащие в основе когнитивной деятельности у пожилых людей.

Актуальность проблемы

Автор исследования Грег Кеннеди (Greg Kennedy) говорит, что с возрастом аспекты познания медленно снижаются и увеличивается риск развития деменции.

«Исследования показывают, что физические упражнения и физическая подготовка являются защитными механизмами», — говорит Кеннеди. «Более здоровая и эластичная аорта также имеет большое значение для защиты познавательной функции, уменьшая отрицательные эффекты повышенного кровяного давления на мозг».

Ученые выявили связь между познавательной функцией мозга и уровнем физической подготовки, а также эластичностью центральной артерии. 

Материалы и методы исследования

В Мельбурне, Австралия, набрали 102 человека (73 женщины и 29 мужчин) в возрасте от 60 до 90 лет, независимо проживающих в общинах по уходу за пожилыми людьми.

Их уровень физической подготовки оценивали с помощью теста 6-минутной ходьбы (Six-Minute Walk), в котором участники проходили между двумя отметками вперед и назад, расположенными на расстоянии 10 метров друг от друга в течение шести минут.

В анализ были включены только участники, прошедшие полные шесть минут, у которых оценивали жесткость их артерий и когнитивные характеристики.

«Пожилые люди обычно менее приспособлены к физическим нагрузкам и имеют более жесткие артерии по мере старения, что, похоже, объясняет разницу в памяти, которая обычно приписывается к «старению», — говорит Кеннеди.

Результаты научной работы

Интересно, что физическая подготовка, по-видимому, не влияет на эластичность центральной артерии, однако Кеннеди указывает, что оценивается только текущая пригодность — долгосрочная пригодность может быть лучшим прогностическим параметром эластичности центральной артерии, однако это еще предстоит исследовать.

«К сожалению, в настоящее время нет эффективного фармакологического вмешательства, которое доказало бы свою эффективность в долгосрочной перспективе в снижении или предотвращении деменции», — говорит Кеннеди.

Выводы

«Результаты этого исследования свидетельствуют о том, что оставаться физически здоровыми и контролировать эластичность центральной артерии вполне может быть важным, экономически эффективным способом сохранить нашу память и другие функции мозга в более старшем возрасте».

Для тренировки сосудов можно предложить следующие упражнения:

-Лечь на пол. Ноги положить на диван или стул. Встать. Так проделать несколько раз в зависимости от физического состояния.

- Сесть на пол. Руками обхватить ноги. Перекаты на спине.

- Приседания с корпусом, расположенным параллельно полу, с задержкой дыхания на выдохе.

Эи упражнения помогут сохранить эластичность сосудов, снизить метеочувствительность.

Авторы другого исследования утверждают, что алкоголь влияет на эластичность артерии.

 

Лучший способ выучить что угодно. Техника Фейнмана

Если вы ничему не учитесь, то стоите на месте. Какой способ изучения новых вещей и восполнения пробелов в своих знаниях вы выбираете?

 

Два типа знаний.

Существует два типа знаний, и большинство из нас сосредоточено на получении неправильного. 

Первый — когда мы фокусируемся на том, чтобы выучить название чего-либо. 

Второй — когда мы фокусируемся на получении реальных знаний по этой теме. Известный физик, лауреат Нобелевской премии, Ричард Фейнман понимал разницу между знанием названия и пониманием предмета, и это одна из самых важных причин его успеха. Фактически, он создал формулу для обучения, которая помогла ему прийти к пониманию того, что другие понять так и не смогли.

Техника Феймана помогает бысрее учится и глубже вникать в суть предмета. А самое лучшее, что она очень проста в реализации.

“Человек, который говорит, что знает что-то, но не может это объяснить, на самом деле, ничего не знает” Мортимер Адлер

 

 Техника Фейнмана содержит четыре шага.

 Шаг 1: Научите ребенка

Возьмите чистый лист бумаги и напишите тему, которую вы хотите изучить. Выпишите то, что вы знаете о предмете, но так, как если бы вы объясняли это ребенку. Не вашему умному взрослому другу, а восьмилетке, у которого ограниченный лексикон и запас внимания, чтобы услышать и понять вас.

Многие люди склонны использовать сложную лексику для маскировки, когда они ничего не понимают. Проблема в том, что мы обманываем только себя, потому что мы не знаем, что мы ничего не поняли. Кроме того, использование жаргона скрывает наше непонимание предмета от окружающих.

Когда вы описываете идею от начала до конца на простом языке, который бы понял и ребенок (подсказка: используйте только самые распространенные слова), вы помогаете себя понять концепцию на более глубоком уровне и упростить связи между основными идеями. Если вы заходите в тупик, то вы сразу находите место, где у вас есть пробелы в знаниях. И хорошо, что появляются сложности — это способствует обучению.

Шаг 2: Обзор

На первом этапе вы неизбежно столкнетесь с пробелами в своих знаниях, когда вы забываете что-то важное, не можете объяснить это или просто имеете проблемы с пониманием сложной темы.

Иметь такую обратную связь — бесценно, потому что вы видите, где ваших знаний не хватает. Компетентность — это знание предела ваших способностей, и вы только что определили его!

Здесь начинается обучение. Теперь, когда вы знаете, где застряли, вернитесь к исходному материалу и проходите его снова и снова, пока не сможете объяснить это на простом языке.

Определение границ вашего понимания также ограждает вас от ошибок, которые вы способны совершить, и увеличивает ваши шансы на успех при применении знаний.

Шаг 3: Упорядочить и упростить

Теперь у вас есть набор заметок. Просмотрите их, чтобы убедиться, что вы по ошибке не использовали сложные определения из исходного материала. Соедините их в общий рассказ, который бы легко можно было прочитать.

Прочтите вслух. Если объяснение сложное или звучит запутанно, это хороший признак того, что вам надо еще поработать над пониманием этой темы.

Шаг 4 (необязательно): Передать знания

Если вы хотите быть уверенными в том, что все поняли, попробуйте рассказать это кому-то (в идеале тому, кто мало знает об этом предмете, или найдите 8-летнего ребенка!). Главным испытанием для вас станет объяснение другому человеку.

* * *

Разделение информации на небольшие куски — это не только отличный метод обучения, но и способ перестроить свое мышление, в результате чего вы сможете выстраивать свои знания с нуля. (Илон Маск называет этот способ — мышление из первых принципов). Это приводит к гораздо более глубокому пониманию идей и концепций. К тому же, умение воспринимать информацию подобным образом, позволяет вам видеть, когда кто-то говорит о том, чего не понимает.

Фейнман полагал, что развитие интеллекта — это постоянный процесс роста, что созвучно с идеями Кэрол Двек, которая великолепно описала разницу между фиксированным и развивающимся мышлением. 

* * *

Материал подготовлен Журналом BŌRDER.

О интровертности, интеллекте и идеях.

Эдвард Уилсон рассказывает о преимуществах интровертности, границах интеллекта и о том, откуда берутся идеи.
 

 

Эдвард Осборн Уилсон — один из самых почитаемых и обсуждаемых ученых в мире. Его называют «отцом социобиологии». Многие его сочинения становились бестселлерами New York Times, Уилсон также дважды получал Пулитцеровскую премию за нехудожественную литературу.

Преподавательский опыт, который Уилсон нарабатывал в течение 60 лет, позволил ему создать один из бестселлеров: «Письма к молодому ученому». Эта книга — кладезь неожиданных, даже на первый взгляд нелогичных мыслей о творческих способностях, научном прогрессе и инновациях.

Книги смелых,  необычных мыслителей ценятся особо, так как они обладают способностью менять человека и саму его жизнь.  Как бактерии передают фрагменты своей ДНК друг другу, так и через сочинения часть философии писателя попадает в разум читателя.  Стоит рассмотреть те идеи Эдварда Уилсона, которые заставляют задуматься, бросают вызов, преображают. 

«Фокусироваться он не склонен»

Интровертность – это здоровая способность личности настраиваться на восприятие внутреннего мира.

Студентов всегда учат, что ради успеха нужно загнать себя в узкие рамки категорий, считающихся «положительными». Хороший студент «приятен в общении», «обладает лидерскими качествами», «умеет концентрироваться на конкретных действиях», «понятлив»… Ужас, правда?

Уилсон набрасывает другой портрет.

По его словам, успешным ученым зачастую движет его пассивно-агрессивный характер: его злят проблемы общества и мира. Новатор почти всегда предпочитает затворничество и свой внутренний мир, из-за чего держится подальше от командных видов спорта и общественной деятельности. Он и сам не любит становиться лидером, но авторитет других не признает — ему не нравится, когда указывают, что делать.

Признание и членство в социальных группах тоже не становится целью. Такой ученый с ранних лет скорее мечтатель, чем деятель, его мысли витают в облаках. Ему приятно исследовать, собирать коллекции, что-нибудь мастерить. Фантазировать — вот это в его стиле, а фокусироваться он не склонен. Никто из сверстников не поставит на него в гонке за успех.

Личность антисоциальная, пассивно-агрессивная, с необузданной фантазией?

Этот образ далеко ушел от идеалов, которым нас обучали.

Конечно, это личное мнение Уилсона, однако в нем есть смысл. Человек — существо стадное. Только обладая недюжинной храбростью, да еще определенной гибкостью мышления, можно выступить против массы. Может, интровертность ученого и дает ему эту гибкость?

«Правило оптимальной средней яркости»

Уилсон высказывает также интересные мысли о коэффициенте интеллекта.

Что бы ни говорили, явление коэффициента интеллекта существует. Этот показатель влияет на то, как человек справляется абсолютно со всеми задачами своей жизни. Однако в этой сфере возможны только усредненные результаты исследований, поэтому невозможно установить, как конкретный IQ конкретного человека работает.

Эдвард Уилсон считает, что IQ выше некоторой отметки скорее вредит, чем приносит пользу. Гений — это не тот, кто просто добрался до передовой, а тот, кто смог там победить. Чаще всего важные открытия и прорывы — результат тяжелой работы и предприимчивости, а не плод блестящего ума самого по себе.

Это как со светом: не для всех ситуаций подходит максимальная яркость. Ученому лучше всего обладать средним интеллектом, чтобы видеть цель, но не заскучать, добиваясь ее.

Уилсон называет это «Правилом оптимальной средней яркости»:

будь умным, но не слишком.

Уилсон, Фейнман, Дарвин — IQ всех этих ученых выше 120. Это отличный показатель, но не запредельный. А люди, обладающие IQ от 140 и выше, чаще всего добиваются разве что должности аудитора или налогового инспектора. И это скорее всего потому, что чрезвычайно умные люди еще и чрезвычайно ленивы.

По мнению Уилсона, таким интеллектуально одаренным учеба дается легко, поэтому они не имеют привычки к тяжкому научному труду. Им хочется выбрать легкую дорогу, а не рваться на передовую. Передовая — это для менее умных тружеников. Кроме того, нередко слишком большая одаренность портит человека и становится недостатком.

Возможно, выдающийся ум уберегает человека от тяжелой работы ученого?

Откуда на самом деле берутся идеи?

 

 
Надпись: Лучшее место для размышлений
Надпись: Лучшее место для размышлений

Уилсон также развенчивает обычный образ научного сотрудника, который только и делает, что пишет формулы на доске. На самом деле ученые работают не так, а идеи приходят из ниоткуда.

Новую идею невозможно извлечь из математических выкладок. Они появляются на листках исписанной бумаги, на ходу во время разговора с товарищем, за обедом, на прогулке. Момент открытия требует усердной работы и способности думать над задачей, даже когда болтаешь с супругой или супругом.

Чтобы совершить открытие, нужно замарать руки — иначе никак. Необходимо копаться в земле, заглядывать под камни, строить механизмы наобум, бродить в мутной воде.

Конечно, такой образ ученого — это отражение самого Уилсона, его многолетнего труда и раздумий. Однако вряд ли он так уж ошибается. Лучшие умы планеты всегда отличаются чудачествами. ō

Мозг — это самый загадочный и таинственный орган человека. Парадоксально, но наши представления о его работе и то, как она самом деле происходит — вещи диаметрально противоположные. Следующие эксперименты и гипотезы приоткроют завесу над некоторыми тайнами функционирования этого «оплота мышления», взять который ученым не удалось по сей день.

1. Усталость — пик креативности

Работа биологических часов — внутренней системы организма, определяющей ритм его жизнедеятельности — имеет непосредственное влияние на повседневную жизнь человека и его продуктивность в целом. Если вы «жаворонок», то разумней всего выполнять сложную аналитическую работу, требующую серьезных умственных затрат, утром или до полудня. Для полуночников, иными словами — «сов» — это вторая половина дня, плавно переходящая в ночь.

С другой стороны, за более креативную работу, требующую активации правого полушария, ученые советуют приниматься, когда организм чувствует физическую и умственную истощенность, а мозгу уже просто не под силу разобраться в доказательстве тернарной проблемы Гольдбаха. Звучит безумно, но если копнуть немного глубже, то рациональное зерно в данной гипотезе найти все же можно. Так или иначе, это объясняет, почему моменты типа «Эврика!» происходят во время езды в общественном транспорте после длинного рабочего дня или, если верить истории, в ванной. :)

При недостатке сил и энергии фильтровать поток информации, анализировать статистические данные, находить и, что самое главное, запоминать причинно-следственные связи крайне тяжело. Когда речь заходит о творчестве, то перечисленные негативные моменты приобретают положительный окрас, так как этот вид умственной работы предполагает генерирование новых идей и нерациональное мышление. Другими словами, уставшая нервная система при работе над творческими проектами более эффективна.

  • Как разбудить вдохновение?

В одной из статей научно-популярного американского журнала Scientific American говорится о том, почему отвлечение играет важную роль в процессе креативного мышления:

«Способность к отвлечению очень часто является источником нестандартных решений и оригинальных мыслей. В эти моменты человек менее сконцентрирован и может воспринимать более широкий спектр информации. Такая «открытость» позволяет оценивать альтернативные варианты решения проблем под новым углом, способствует принятию и созданию совершенно новых свежих идей».

2. Влияние стресса на размеры мозга

Стресс — это один из наиболее сильных факторов, влияющих на нормальное функционирование головного мозга человека. Недавно ученые Йельского университета (Yale University) доказали, что частые переживания и депрессии в буквальном смысле уменьшают размеры центральной части нервной системы организма.

  • Как стресс влияет на размеры головного мозга?

Исследуя мозг умерших людей, перед смертью страдавших от депрессии, ученые установили, что самая большая деформация наблюдается в префронтальной коре, отвечающей за наиболее сложные когнитивные и поведенческие функции. Кроме того, длительное нервное напряжение оказывает негативное воздействие на гиппокамп — часть лимбической системы головного мозга, участвующей в процессах формирования эмоций и консолидации памяти.

3. Псевдопараллельная работа мозга

Многие уверенны в том, что одновременное выполнение нескольких дел повышает продуктивность работы. Как выяснилось, смотреть фильм, жевать бутерброд и отвечать при этом на сообщение в Facebook практически невозможно. Навык, практикуемый нами изо дня в день, носит менее красноречивое название — переключение контекста (context switch). Иными словами, человек просто прекращает работу над одной задачей, быстро переключаясь на вторую, третью и т. д.

Джон Медина (John Medina) в своей книге «Правила мозга» (Brain Rules) объяснил, насколько вредной может быть многозадачность:

«Результаты многих исследований показывают, что параллельная работа над несколькими заданиями повышает частоту возникновения ошибок на 50% и увеличивает длительность работы в два раза.

Пытаясь сделать два действия одновременно, мозг “разделяет и властвует” — каждое полушарие работает над решением одной единственной проблемы. В результате скорость обработки информации уменьшается ровно в два раза».

  • Усталость от принятия решений — психология продаж

Головной мозг человека не может синхронизировать процессы принятия решений в отношении двух отдельно взятых проблем. Пытаясь сделать два действия в одно и то же время, мы всего лишь истощаем свои когнитивные способности, переключаясь с одной проблемы на другую.

переключение решений

В случае, если человек сконцентрирован на чем-то одном, основную роль играет префронтальная кора, контролирующая все возбуждающие и угнетающие импульсы.

«Передняя (Anterior part) префронтальная кора головного мозга отвечает за формирование целей и намерений. К примеру, желание “Я хочу съесть тот кусочек торта” в виде возбуждающего импульса проходит по нейронной сети, достигает задней префронтальной коры, и вы уже наслаждаетесь лакомством».

4. Короткий сон повышает умственную активность

Прекрасно известно, какое влияние оказывает здоровый сон. Вопрос в том, какое воздействие имеет дремота? Как выяснилось, короткие «отключки» на протяжении дня не менее положительно сказываются на умственной деятельности.

Улучшение памяти

После окончания эксперимента по запоминанию 40 иллюстрированных карточек одна группа участников на протяжении 40 минут спала, тогда как вторая бодрствовала. В результате последующего тестирования выяснилось, что участники, которым выпал шанс немного вздремнуть, запомнили карточки гораздо лучше:

«В это сложно поверить, но выспавшейся группе удалось возобновить в памяти 85% карточек, тогда как остальные вспомнили всего 55%».

  • Мнемотехника: как научиться помнить имена?

Очевидно, что короткий сон помогает нашему центральному компьютеру «кристаллизировать» воспоминания:

«Исследование показывает, что едва сформировавшиеся в гиппокампе воспоминания очень хрупки и могут быть легко стерты из памяти, особенно если потребуется место для новой информации. Короткий сон, как оказалось, “проталкивает” недавно усвоенные данные к новой коре (неокортекс), месту длительного хранения воспоминаний, защищая их таким образом от уничтожения».

память

Улучшение процесса обучения

В процессе исследования, проведенного профессорами Калифорнийского университета (The University of California), перед группой студентов было поставлено довольно сложное задание, требующее изучения большого количества новой информации. Через два часа после начала эксперимента половина волонтеров, точно так же, как и в случае с карточками, на протяжении короткого периода времени спала.

В конце дня выспавшиеся участники не только качественнее выполнили задание и лучше усвоили материал, но их «вечерняя» продуктивность значительно превышала показатели, полученные перед началом исследования.

Что происходит во время сна?

Несколько недавних исследований показали, что во время сна активность правого полушария значительно повышается, тогда как левое ведет себя предельно тихо. :)

Такое поведение ему совершенно не свойственно, так как у 95% населения планеты левое полушарие является доминирующим. Андрей Медведев, автор данного исследования, сделал весьма забавное сравнение:

«Пока мы спим, правое полушарие беспрестанно хлопочет по дому».

  • Каким полушарием думают маркетологи?

5. Зрение — главный «козырь» сенсорной системы

Несмотря на то, что зрение является одной из пяти составляющих сенсорной системы, способность воспринимать электромагнитное излучение видимого спектра по своей важности значительно превалирует над остальными:

«Через три дня после изучения какого-либо текстового материала, вы вспомните всего 10% прочитанного. Несколько релевантных изображений способны увеличить эту цифру на 55%.

  • Визуализация информации как инструмент веб-маркетинга

Иллюстрации гораздо эффективнее текста отчасти потому, что чтение само по собе не приносит ожидаемых результатов. Наш мозг воспринимает слова в виде крошечных изображений. Чтобы вникнуть в смысл одного предложения, необходимо больше времени и энергии, нежели для того, чтобы рассмотреть красочную картинку».

На самом деле то, что мы так сильно полагаемся на свою зрительную систему, имеет несколько негативных моментов. Вот один из них:

«Наш мозг вынужден постоянно строить догадки, так как он не имеет никакого понятия, где конкретно находятся видимые предметы. Человек живет в трехмерном пространстве, тогда как свет на сетчатку его глаза падает в двумерной плоскости. Таким образом, мы додумываем все, что не можем увидеть».

На картинке, представленной ниже, показано, какая часть головного мозга отвечает за обработку визуальной информации, и ее взаимодействие с другими областями мозга.

мозг

6. Влияние типа личности

Принято считать, что экстравертность и интровертность каким-то образом связаны с тем, насколько открыт или застенчив человек. На самом деле все опять-таки зависит от работы мозга. :)

Умственная активность экстравертов значительно повышается, когда «выгорает» рискованная сделка или удается провернуть какую-то авантюру. С одной стороны, это просто генетическая предрасположенность общительных и импульсивных людей, а с другой — разные уровни нейромедиатора дофамина в мозгу разных типов личности.

«Когда стало известно, что рискованная сделка оказалась удачной, повышенная активность прослеживалась в двух областях мозга экстравертов: миндалевидном теле (лат. corpus amygdaloidum) и прилежащем ядре (лат. nucleus accumbens)».

Прилежащее ядро является частью дофаминергической системы, вызывающей чувство удовольствия и влияющей на процессы мотивации и обучения. Дофамин, вырабатываемый в мозгу экстравертов, подталкивает их к совершению безумных поступков и дает возможность полностью насладиться происходящими вокруг событиями. Миндалевидное тело, в свою очередь, играет ключевую роль в формировании эмоций и отвечает за обработку возбуждающих и угнетающих импульсов.

Другие исследования продемонстрировали, что самая большая разница между интровертами и экстравертами заключается в процессах обработки различных стимулов, поступающих в мозг. У экстравертов этот путь гораздо короче — возбуждающие факторы двигаются через области, отвечающие за обработку сенсорной информации. У интровертов траектория движения стимулов гораздо сложнее — они проходят через области, связанные с процессами запоминания, планирования и принятия решений.

тип личности

7. Эффект «полного провала»

Профессор социальной психологии Стэнфордского университета (Stanford University) Эллиот Аронсон (Elliot Aronson) обосновал существование так называемого эффекта «полного провала» (Pratfall Effect). Его суть состоит в том, что допуская ошибки, мы больше нравимся людям.

«Тот, кто никогда не ошибается, менее симпатичен окружающим, нежели тот, кто временами делает глупости. Совершенство создает дистанцию и невидимую ауру недосягаемости. Именно поэтому в выигрыше всегда тот, у кого есть хоть какие-то изъяны.

Эллиот Аронсон провел замечательный эксперимент, подтверждающий его гипотезу. Группе участников было предложено прослушать две аудиозаписи, сделанные во время собеседований. На одной из них было слышно, как человек опрокидывает чашку кофе. Когда участников опросили, какой из претендентов им симпатизировал больше, все проголосовали за неуклюжего соискателя».

  • Культ влиятельного человека: как стать тем, к кому будут прислушиваться другие

8. Медитация — подзарядка для мозга

Медитация полезна не только для улучшения внимания и сохранения спокойствия в течении дня. Различные психофизические упражнения имеют множество положительных эффектов.

Спокойствие

Чем чаще мы медитируем, тем спокойнее становимся. Это утверждение несколько спорное, но довольно интересное. Как выяснилось, причиной тому является разрушение нервных окончаний мозга. Вот как выглядит префронтальная кора до и после 20-минутной медитации:

медитация

Во время медитации нервные связи значительно ослабевают. При этом связи между областями мозга, отвечающими за рассуждения и принятия решений, телесными ощущениями и центром страха, наоборот, укрепляются. Поэтому, переживая стрессовые ситуации, мы можем более рационально их оценивать.

Креативность

Исследователи Лейденского университета в Нидерландах, изучая целенаправленную медитацию и медитацию ясного ума, обнаружили, что у участников эксперимента, практикующих стиль целенаправленной медитации, не наблюдалось особых изменений в областях мозга, регулирующих процесс творческого мышления. Те, кто избрал для себя медитацию ясного ума, намного превзошли остальных участников по результатам последующего тестирования.

Память

Кэтрин Кэрр (Catherine Kerr), доктор философских наук, сотрудник Центра Биомедицинского Сканирования MGH (Martinos Center for Biomedical Imaging) и Исследовательского центра Ошера Гарвардской Медицинской Школы, утверждает, что медитация повышает многие умственные способности, в частности — быстрое запоминание материала. Способность абсолютно абстрагироваться от всех отвлекающих факторов позволяет людям, практикующим медитацию, предельно концентрироваться на выполняемой задаче.

9. Упражнения — реорганизация и воспитание силы воли

Конечно, физические упражнения очень полезны для нашего тела, но как насчет работы мозга? Между тренировками и умственной активностью существует точно такая же связь, как между тренировками и положительными эмоциями.

«Регулярная физическая нагрузка может стать причиной значительного улучшения когнитивных способностей человека. В результате проведенного тестирования выяснилось, что люди, активно занимающиеся спортом, в отличие от домоседов, имеют хорошую память, быстро принимают правильные решения, без особого труда концентрируют внимание на выполнении поставленной задачи и умеют выделять причинно-следственные связи».

Если вы только приступили к занятиям, ваш мозг воспримет это событие не иначе как стресс. Учащенное сердцебиение, одышка, головокружение, судороги, мышечная боль и т. д. — все эти симптомы возникают не только в тренажерных залах, но и в более экстремальных жизненных ситуациях. Если ранее вы ощущали что-то подобное, эти неприятные воспоминания обязательно всплывут в памяти.

  • Физиология счастья

Чтобы защититься от стресса, во время тренировки мозг вырабатывает белок BDNF (нейротрофический фактор мозга). Вот почему после занятий спортом мы чувствуем себя непринужденными и в конечном итоге даже счастливыми. Кроме того — как защитная реакция в ответ на стресс — увеличивается выработка эндорфинов:

«Эндорфины минимизируют ощущение дискомфорта во время занятий, блокируют боль и способствуют возникновению чувства эйфории».

10. Новая информация замедляет ход времени

Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы время летело не так быстро? Наверное, неоднократно. Зная, каким образом человек воспринимает время, можно искусственно замедлять его ход.

Поглощая огромное количество информации, поступающей от разных органов чувств, наш мозг структурирует данные таким образом, чтобы мы могли беспрепятственно воспользоваться ими в будущем.

«Так как информация, воспринимаемая мозгом, совершенно неупорядоченная, она должна быть реорганизована и усвоена в понятной для нас форме. Несмотря на то, что процесс обработки данных занимает миллисекунды, новая информация усваивается мозгом немного дольше. Таким образом, человеку кажется, что время тянется вечность».

Более странно то, что за восприятие времени отвечают практически все области нервной системы.

время

Когда человек получает много информации, мозгу необходимо определенное время на ее обработку, и чем дольше длится этот процесс, тем больше замедляется ход времени.

Когда же мы в который раз работаем над до боли знакомым материалом, все происходит с точностью до наоборот — время пролетает практически незаметно, так как особых умственных усилий прикладывать не приходится.

 

В нашей Библиотеке вы можете прочитать обзор по книге Джона Медины «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям».

Музыка способствует созданию новых нейронов головного мозга

brainmusic

Музыка – универсальный язык настроений, эмоций и страстей. Хорошо знакомое всем нам чарующее воздействие она производит при помощи целого ряда нейронных систем. Исследователи Университета Люксембурга обнаружили, что музыка стимулирует отделы мозга, отвечающие за память, язык и двигательные функции. И эти знания могут оказаться очень полезными на практике.

В ходе экспериментальной «музыкальной терапии» удавалось добиваться заметного улучшения общего самочувствия, снижения боли и внутренней напряжённости у пациентов. В этих исследованиях принимали участия пожилые люди, среди которых были зависимые от посторонней помощи и самостоятельные, со слабоумием и без. Сеансы проводились как групповые, так и индивидуальные.

Исследователи заключили, что музыка оказывает стимулирующее воздействие на эмоциональную память, пробуждая старые воспоминания и обновляя самоощущение человека.

Согласно выводам, опубликованным в журнале «Medical Hypotheses», музыка может оказать неоценимую помощь для предотвращения развития болезни Альцгеймера и старческого слабоумия. Она показала свою эффективность при лечении нервно-психиатрических расстройств. Однако сами механизмы воздействия музыки на мозг всё ещё остаются недостаточно изученными, несмотря то, что возросший в последнее время интерес учёных к этой теме.

Во время недавних исследований выяснилось, что музыка оказывает воздействие на черепно-мозговые нервы людей от эмбриона до глубокой старости. Учёные предположили, что развитие, обновление и восстановление черепной клетки происходит при помощи выделения стероидных гормонов что, в конечном итоге, приводит к повышению пластичности мозга.

Музыка влияет на уровень образования таких стероидов, как кортизон, тестостерон и эстроген и оказывает воздействие на связанные с ними рецепторные гены. И, в отличие от лекарственных препаратов с аналогичными свойствами, музыка безопасна и не имеет никаких побочных эффектов.

Учёные изучили влияние музыки на образование в мозгу белков нейротрофинов. Они включали мышам музыку с медленным ритмом в течение 21 дня подряд. В конце этого периода в мозгах мышей наблюдалось увеличение нейротрофического фактора гиппокампа. Кроме того, оказалось, что музыка значительно повысила способность мышей к обучению. В результате этого эксперимента учёные заключили, что музыка может помочь в лечении нескольких патологий, связанных с нервной системой.

Музыка виляет на развитие нервной системы детей

Kids_Rockin__Out_smaller

Знаменитый оперный певец Лучано Паваротти как-то сказал: «Если детей не приучили слушать музыку с самых ранних лет, то их, тем самым, лишили чего-то фундаментально важного в жизни». Музыка влияет на настроение, концентрацию, креативность и способность к обучению.

Нейронные связи в мозгах младенцев и маленьких детей формируются через опыт и укрепляются при помощи повторений, пока не устанавливается некий предсказуемый отклик на то или иное воздействие или явление. Но когда такая связь сформировалась, сломать её уже очень сложно.

Музыка очень важна для развития мозга, поскольку она помогает создавать и укреплять эти нейтронные связи, от которых зависит обработка звуковой информации.

Мозг, восстанови себя

На протяжении всей своей 100-летней истории нейронаука придерживалась догмы: мозг взрослого человека не подвержен изменениям. Считалось, что человек может терять нервные клетки, но не обретать новые. Действительно, если бы мозг был способен к структурным изменениям, как бы сохранялась память [2]?

Кожа, печень, сердце, почки, легкие и кровь могут образовывать новые клетки для замены поврежденных. Вплоть до недавнего времени специалисты считали, что такая способность к регенерации не распространяется на центральную нервную систему, состоящую из головного и спинного мозга [3].

Однако за последние пять лет нейробиологи открыли, что мозг все же меняется в течение жизни: происходит образование новых клеток, позволяющих справиться с возникающими трудностями. Такая пластичность помогает мозгу восстанавливаться после травмы или заболевания, увеличивая свои потенциальные возможности.

Нейробиологи на протяжении десятков лет ищут способы улучшить состояние мозга. Стратегия лечения основывалась на восполнении недостатка нейромедиаторов — химических веществ, передающих сообщения нервным клеткам (нейронам). При болезни Паркинсона, например, мозг больного теряет способность вырабатывать нейромедиатор дофамин, поскольку производящие его клетки гибнут. Химический «родственник» дофамина, L-Допа, может временно облегчить состояние больного, но не излечить его. Для замены нейронов, погибающих при таких неврологических заболеваниях, как болезни Гентингтона и Паркинсона, и при травмах спинного мозга [4], нейробиологи пытаются имплантировать стволовые клетки, полученные из эмбрионов. В последнее время исследователи заинтересовались нейронами, полученными из эмбриональных стволовых клеток человека, которые при определенных условиях можно заставить образовывать в чашках Петри любые типы клеток человеческого организма.

Несмотря на то что у стволовых клеток много преимуществ, очевидно, следует развивать способности взрослой нервной системы к самовосстановлению. Для этого необходимо ввести вещества, стимулирующие мозг к образованию собственных клеток и восстановлению поврежденных нервных цепей.

Новорожденные нервные клетки

В 1960 — 70-х гг. исследователи пришли к выводу, что центральная нервная система млекопитающих способна к регенерации. Первые эксперименты показали, что основные ветви нейронов взрослого головного и спинного мозга [5] — аксоны могут восстанавливаться после повреждения. Вскоре было обнаружено рождение новых нейронов в мозге взрослых птиц, обезьян и людей, т.е. нейрогенез.

Возникает вопрос: если центральная нервная система может образовывать новые нейроны [6], способна ли она восстанавливаться в случае болезни или травмы? Для того чтобы ответить на него, необходимо понять, как происходит нейрогенез во взрослом мозге и каким образом можно его стимулировать [7].

Рождение новых клеток происходит постепенно. Так называемые мультипотентные стволовые клетки в мозге периодически начинают делиться, давая начало другим стволовым клеткам, которые могут вырасти в нейроны или опорные клетки, называемые глией [8]. Но для созревания новорожденные клетки должны избегать влияния мультипотентных стволовых клеток, что удается лишь половине из них — остальные гибнут. Такое расточительство напоминает процесс, происходящий в организме до рождения и в раннем детстве, когда возникает больше нервных клеток, чем необходимо для образования мозга. Выживают только те из них, которые формируют действующие связи с другими.

Станет ли уцелевшая молодая клетка нейроном или глиальной клеткой, зависит от того, в каком участке мозга она окажется и какие процессы будут происходить в этот период. Новому нейрону требуется более месяца, чтобы начать полноценно функционировать. посылать и принимать информацию. Таким образом. нейрогенез представляет собой не одномоментное событие. а процесс. который регулируется веществами. называемыми факторами роста. Например, фактор, названный «звуковой еж» (sonic hedgehog), обнаруженный впервые у насекомых, регулирует способность незрелых нейронов к пролиферации. Фактор notch и класс молекул. названных морфогенетическими протеинами кости, видимо, определяют, станет ли новая клетка глиальной или нервной. Как только это произойдет. другие факторы роста. такие как мозговой нейротрофический фактор (BDNF). нейротрофины и инсулинподобный фактор роста (IGF), начинают поддерживать жизнедеятельность клетки, стимулируя ее созревание.

Место действия

Новые нейроны возникают во взрослом мозге млекопитающих не случайно и. по всей видимости. образуются только в заполненных жидкостью пустотах в переднем мозге — в желудочках, а также в гиппокампе — структуре, спрятанной глубоко в мозге. имеющей форму морского конька. Нейробиологи доказали, что клетки, которым суждено стать нейронами. перемещаются из желудочков в обонятельные луковицы. которые получают информацию от клеток, расположенных в слизистой носа и чувствительных к запаху [9]. Никто точно не знает, почему обонятельной луковице требуется столько новых нейронов. Легче предположить, зачем они нужны гиппокампу: поскольку эта структура важна для запоминания новой информации, дополнительные нейроны, вероятно. способствуют упрочению связей между нервными клетками, повышая способность мозга обрабатывать и хранить сведения.

Процессы нейрогенеза также обнаружены за пределами гиппокампа и обонятельной луковицы, например, в префронтальной коре — обители интеллекта и логики. а также в других областях взрослого головного и спинного мозга. Последнее время появляются все новые подробности о молекулярных механизмах, управляющих нейрогенезом, и о химических стимулах, регулирующих его. и мы вправе надеяться. что со временем можно будет искусственно стимулировать нейрогенез в любой части мозга. Зная, как факторы роста и локальное микроокружение управляют нейрогенезом, исследователи рассчитывают создать методы лечения, позволяющие восстановить больной или поврежденный мозг.

С помощью стимулирования нейрогенеза можно улучшить состояние пациента при некоторых неврологических заболеваниях. Например. причина инсульта [10] — закупорка сосудов головного мозга, в результате чего из-за недостатка кислорода гибнут нейроны. После инсульта в гиппокампе начинает развиваться нейрогенез, стремящийся «вылечить» поврежденную ткань мозга с помощью новых нейронов. Большинство новорожденных клеток гибнет, однако некоторые успешно мигрируют к поврежденному участку и превращаются в полноценные нейроны. Несмотря на то что для компенсации повреждений при тяжелом инсульте этого недостаточно. нейрогенез может помочь мозгу после микроинсультов,которые часто проходят незамеченными. Сейчас нейробиологи пытаются применять васкуло-эпидермальный фактор роста (VEGF) и фактор роста фибробластов (FGF) для усиления естественного восстановления.

Оба вещества представляют собой крупные молекулы, которые с трудом преодолевают гематоэнцефалический барьер, т.е. сеть тесно переплетенных клеток, выстилающих кровеносные сосуды мозга. В 1999 г. биотехнологическая компания Wyeth-Ayerst Laboratories and Scios из Калифорнии приостановила клинические испытания FGF применяемого для лечения инсульта [11]. поскольку его молекулы не попадали в мозг. Некоторые исследователи пытались решить эту задачу, соединяя молекулу FGF с другой, которая вводила клетку в заблуждение и заставляла ее захватывать весь комплекс молекул и переносить его в ткань мозга. Другие ученые методами генной инженерии создавали клетки, вырабатывающие FGF. и трансплантировали их в мозг. Пока подобные эксперименты проводились лишь на животных.

Стимулирование нейрогенеза может оказаться действенным при лечении депрессии. главной причиной которой (помимо генетической предрасположенности) считается хронический стресс [12]. ограничивающий, как известно. количество нейронов в гиппокампе. Многие из выпускаемых лекарственных средств. показанных при депрессии. в том числе прозак. усиливают нейрогенез у животных. Интересно, что для снятия депрессивного синдрома с помощью этого препарата требуется один месяц — столько же. сколько и для осуществления нейрогенеза. Возможно. депрессия отчасти вызвана замедлением данного процесса в гиппокампе. Последние клинические исследования с применением методов визуализации нервной системы подтвердили. что у пациентов с хронической депрессией гиппокамп меньше, чем у здоровых людей. Длительное применение антидепрессантов. похоже. подстегивает нейрогенез: у грызунов. которым давали эти препараты на протяжении нескольких месяцев. в гиппокампе возникали новые нейроны.

Как мозг создает новые нейроны

Нейрональные стволовые клетки дают начало новым клеткам мозга. Они периодически делятся в двух основных областях: в желудочках (фиолетовый цвет), которые заполнены спинномозговой жидкостью, питающей центральную нервную систему, и в гиппокампе (голубой цвет) — структуре, необходимой для обучения и памяти. При пролиферации стволовых клеток (внизу) образуются новые ствоповые клетки и клетки-предшественники, которые могут превратиться либо в нейроны, либо в поддерживающие клетки, называемые глиальными (астроциты и дендроциты). Однако дифференцировка новорожденных нервных клеток может произойти только после того, как они уйдут прочь от своих предков (красные стрелки), что удается в среднем лишь половине из них, а остальные гибнут. Во взрослом мозге новые нейроны были обнаружены в гиппокампе и обонятельных луковицах, необходимых для восприятия запахов. Ученые надеются заставить взрослый мозг восстанавливаться, вызывая деление и развитие нейрональных стволовых клеток или клеток-предшественников там и тогда, где и когда это необходимо.

Как мозг создает новые нейроны[13]

Как мозг создает новые нейроны

Стволовые клетки как метод лечения

Потенциальным средством для восстановления поврежденного мозга исследователи считают два типа стволовых клеток. Во-первых, нейрональные стволовые клетки взрослого мозга: редкие первичные клетки, сохранившиеся от ранних стадий эмбрионального развития, обнаруженные как минимум в двух областях мозга. Они могут делиться на протяжении всей жизни, давая начало новым нейронам и поддерживающим клеткам, называемым глией. Ко второму типу относятся человеческие эмбриональные стволовые клетки, выделенные из зародышей на очень ранней стадии развития, когда весь эмбрион состоит примерно из ста клеток. Такие эмбриональные стволовые клетки могут давать начало любым клеткам организма.

В большинстве исследований производится наблюдение за ростом нейрональных стволовых клеток в культуральных чашках. Они могут там делиться, их можно генетически пометить и затем трансплантировать назад в нервную систему взрослого индивидуума. В экспериментах, которые пока проводились только на животных, клетки хорошо приживаются и могут дифференцироваться в зрелые нейроны в двух областях мозга, где образование новых нейронов происходит и в норме, — в гиппокампе и в обонятельных луковицах. Однако в других областях нейрональные стволовые клетки, взятые из взрослого мозга, не торопятся становиться нейронами, хотя могут стать глией.

Проблема со взрослыми нейрональными стволовыми клетками состоит в том, что они пока еще незрелые. Если взрослый мозг, в который их пересадили, не будет вырабатывать сигналы, необходимые для стимуляции их развития в определенный тип нейронов — например в гиппокампальный нейрон, — они либо погибнут, либо станут глиальной клеткой, либо так и останутся недифференцированной стволовой клеткой. Для решения этого вопроса необходимо определить, какие биохимические сигналы заставляют нейрональную стволовую клетку стать нейроном данного типа, и затем направить развитие клетки по такому пути прямо в культуральной чашке. Ожидается, что после трансплантации в заданный участок мозга эти клетки останутся нейронами того же типа, сформируют связи и начнут функционировать.

Устанавливая важные связи

Поскольку проходит около месяца с момента деления нейрональной стволовой клетки до тех пор, пока ее потомок не включится в функциональные цепи мозга, роль этих новых нейронов в поведении [14], вероятно, определяется не столько родословной клетки, сколько тем, как новые и уже существующие клетки соединяются друг с другом (образуя синапсы) и с существующими нейронами, формируя нервные цепи. В процессе синаптогенеза так называемые шипики на боковых отростках, или дендритах, одного нейрона соединяются с основной ветвью, или аксоном, другого нейрона.

Как показывают недавние исследования, дендритные шипики (внизу) могут менять свою форму в течение нескольких минут. Это свидетельствует о том, что синаптогенез может лежать в основе обучения и памяти. Одноцветные микро-фотографии мозга живой мыши (красная, желтая, зеленая и голубая) были сделаны с интервалом в одни сутки. Многоцветное изображение (крайнее справа) представляет собой те же фотографии, наложенные друг на друга. Участки, не претерпевшие изменений, выглядят практически белыми.

Микрофотографии мозга живой мыши[15]

Микрофотографии мозга живой мыши

Помоги мозгу

Еще одно заболевание, провоцирующее нейрогенез, — болезнь Альцгеймера. Как показали недавние исследования, в органах мыши. которой были введены гены человека, пораженные болезнью Альцгеймера. обнаружены различные отклонения нейрогенеза от нормы. В результате такого вмешательства у животного в избытке вырабатывается мутантная форма предшественника человеческого амилоидного пептида, и уровень нейронов в гиппокампе падает. А гиппокамп мышей с мутантным геном человека. кодирующим белок пресенилин. обладал малым количеством делящихся клеток и. соответственно. меньшим числом выживших нейронов. Введение FGF непосредственно в мозг животных ослабляло тенденцию; следовательно. факторы роста могут стать хорошим средством лечения этого разрушительного заболевания.

Следующий этап исследований — факторы роста, управляющие различными стадиями нейрогенеза (т.е. рождением новых клеток, миграцией и созреванием молодых клеток), а также факторы, тормозящие каждый этап. Для лечения таких заболеваний, как депрессия, при которой снижается количество делящихся клеток, необходимо найти фармакологические вещества или другие методы воздействия. усиливающие пролиферацию клеток. При эпилепсии, видимо. новые клетки рождаются. но затем мигрируют в ложном направлении, и нужно понять. как направить «заблудшие» нейроны по правильному пути. При злокачественной глиоме мозга глиальные клетки пролиферируют и образуют смертельно опасные разрастающиеся опухоли. Хотя причины возникновения глиомы еще не ясны. некоторые полагают. что она возникает в результате неконтролируемого разрастания стволовых клеток мозга. Лечить глиому можно с помощью природных соединений. регулирующих деление таких стволовых клеток.

Для лечения инсульта важно выяснить. какие факторы роста обеспечивают выживание нейронов и стимулируют превращение незрелых клеток в здоровые нейроны. При таких заболеваниях. как болезнь Гентингтона. амиотрофический боковой склероз (АЛС) и болезнь Паркинсона (когда гибнут совершенно конкретные типы клеток, что ведет к развитию специфических когнитивных или моторных симптомов). данный процесс происходит наиболее часто, поскольку клетки. с которыми связаны эти болезни, располагаются в ограниченных областях.

Возникает вопрос: как управлять процессом нейрогенеза при том или ином типе воздействия, чтобы контролировать количество нейронов, поскольку их избыток также представляет опасность? Например, при некоторых формах эпилепсии нейрональные стволовые клетки продолжают делиться даже после того, как новые нейроны уже утрачивают способность устанавливать полезные связи. Нейробиологи предполагают, что «неправильные» клетки остаются недозрелыми и оказываются в ненужном месте. формируя т.н. фикальные корковые дисплазии (ФКД), генерирующие эпилептиформные разряды и вызывая эпилептические припадки. Не исключено, что введение факторов роста при инсульте. болезни Паркинсона и других заболеваниях может заставить нейрональные стволовые клетки делиться чересчур быстро и привести к сходным симптомам. Поэтому исследователи должны сначала изучить применение факторов роста для индукции рождения, миграции и созревания нейронов.

При лечении травм спинного мозга, АЛС или рассеянного склероза [16] необходимо заставить стволовые клетки производить олигодендроциты, одну из разновидностей глиальных клеток. Они необходимы для коммуникации нейронов друг с другом. поскольку изолируют длинные аксоны, проходящие от одного нейрона к другому. предотвращая рассеяние проходящего по аксону электрического сигнала. Известно, что стволовые клетки в спинном мозге обладают способностью время от времени производить олигодендроциты. Исследователи применили факторы роста для стимулирования данного процесса у животных с травмой спинного мозга и получили положительные результаты.

Зарядка для мозга

Одна из важных особенностей нейрогенеза в гиппокампе состоит в том, что персональный опыт [17] индивидуума может влиять на скорость деления клеток, количество выживших молодых нейронов и их способность встраиваться в нервную сеть. Например. когда взрослых мышей переселяют из обычных и тесных клеток в более удобные и просторные. у них происходит значительное усиление нейрогенеза. Исследователи обнаружили, что тренировки мышей в колесе для бега достаточно для того, чтобы удвоить количество делящихся клеток в гиппокампе, что ведет к резкому увеличению числа новых нейронов. Интересно, что регулярная физическая нагрузка может снять депрессию у людей. Возможно. это происходит благодаря активации нейрогенеза.

Если ученые научатся управлять нейрогенезом, то наши представления о заболеваниях и травмах мозга кардинально изменятся. Для лечения можно будет использовать вещества, избирательно стимулирующие определенные этапы нейрогенеза. Фармакологическое воздействие будет сочетаться с физиотерапией, усиливающей нейрогенез и стимулирующей определенные области мозга к встраиванию в них новых клеток. Учет взаимосвязей между нейрогенезом и умственной и физической нагрузками позволит снизить риск возникновения неврологических заболеваний и усилить природные репаративные процессы в мозге.

Путем стимуляции роста нейронов в мозге здоровые люди получат возможность улучшить состояние своего организма. Однако вряд ли им понравятся инъекции факторов роста, с трудом проникающих сквозь гематоэнцефалический барьер после введения в кровоток. Поэтому специалисты ищут препараты. которые можно было бы выпускать в виде таблеток. Подобное лекарство позволит стимулировать работу генов, кодирующих факторы роста, непосредственно в мозге человека.

Улучшить деятельность мозга возможно также путем генной терапии и трансплантации клеток: искусственно выращенные клетки, производящие конкретные факторы роста. можно имплантировать в определенные области мозга человека. Также предлагается вводить в организм человека гены, кодирующие производство различных факторов роста, и вирусы. способные доставить эти гены до нужных клеток мозга.

Пока не ясно. какой из методов окажется наиболее перспективным. Исследования, проведенные на животных, показывают. что применение факторов роста может нарушить нормальное функционирование мозга. Процессы роста могут вызвать образование опухолей, а трансплантированные клетки — выйти из под контроля и спровоцировать развитие рака. Такой риск может быть оправдан только при тяжелых формах болезни Гентингтона. Альцгеймера или Паркинсона.

Оптимальный способ стимулирования деятельности мозга — интенсивная интеллектуальная деятельность в сочетании со здоровым образом жизни: физическая нагрузка. хорошее питание и полноценный отдых. Экспериментально подтверждается и то. что на связи в мозге влияет окружающая среда. Возможно. когда-нибудь в жилых домах и офисах люди будут создавать и поддерживать специально обогащенную среду для улучшения функционирования мозга.

Если науке [18] удастся понять механизмы самовосстановления нервной системы, то в скором будущем исследователи овладеют методами. позволяющими использовать собственные ресурсы мозга для его восстановления и совершенствования.

Фред Гейдж

(В мире пауки, № 12, 2003)

7 продуктов, которые поддерживают нейронные связи в норме

Постарайся регулярно включать эти продукты в свой рацион, чтобы улучшить нейронные связи вне зависимости от возраста. Также это поможет тебе поднять настроение.

Нейронные связи — это соединения между нейронами, то есть мозговыми клетками. Чем сильнее эта связь, тем крепче нейронная сеть и тем лучше наш мозг способен управлять когнитивными процессами. 

Внимание и память напрямую связаны с когнитивными процессами. Мы знаем, что такие привычки как чтение, непрерывное обучение и интеллектуальные упражнения позволяют нормализовать когнитивные способности.

 Также нужно обращать внимание на наше питание.

Нашему мозгу нужны различные питательные вещества, которые стимулируют нервные импульсы, улучшают насыщение клеток кислородом и нормализуют кровообращение разных областей мозга.

В этой статье мы расскажем тебе, какие продукты тебе нужно включать в диету, чтобы стимулировать образование нейронных связей.

1. Улучши нейронные связи с помощью куркумы

Несмотря на то, что куркума наиболее распространена в восточных странах, с каждым днем она становится все более популярной и в нашей кухне.

Различные исследования, проведенные в университете Калифорнии в США доказывают, что куркума помогает предотвратить развитие болезни Альцгеймера.

Обязательно прочитай: Мед и куркума: как приготовить из них натуральный антибиотик в домашних условиях?

Кроме того, благодаря содержанию куркумина она защищает наш мозг от воспаления, стимулирует нервные импульсы и даже улучшает нашу психологическую ловкость.

Ты можешь принимать до 500 мг куркумы в день. Раздели это количество на 3 приема.

2. Зеленый чай, еще один подарок для нашего мозга

Нейронные связи и зеленый чай

 

Чай — это самый популярный напиток в мире, даже более популярный, чем кофе. Среди всех разновидностей чая зеленый чай является одним из самых полезных.

 Его главные полезные свойства связаны с двумя типами антиоксидантов: теафлавинами и теаррубигинами. Это противовоспалительные вещества, которые помогают бороться с окислением клеток.
  • Кроме того, полифенолы, содержащиеся в зеленом чае, улучшают нейронные связи между теменной и лобной долями головного мозга.
  • Зеленый чай улучшает нашу память в краткосрочной перспективе, а также концентрацию и предотвращает развитие слабоумия.

Без сомнений выпивай 1-2 чашки зеленого чая в день и ты увидишь, насколько хорошо ты будешь себя чувствовать.

3. Темный шоколад, полезный источник удовольствия

В наших статьях мы уже несколько раз упоминали, что несколько кусочков темного шоколада каждый день — это синоним хорошего здоровья и самочувствия.

  • Горький шоколад без сахара — это незаменимый источник антиоксидантов. 
  • Его флавоноиды активизируют кровообращение и приток крови к головному мозгу, улучшают концентрацию и стимулируют более быструю реакцию мозга на раздражители.
  • Исследования, опубликованные в журнале Science Direct объясняют, что черный шоколад улучшает кровообращение и оздоравливает кровеносные сосуды.
  • Все это оптимизирует подачу кислорода в мозг и улучшает наши когнитивные способности.

И твой мозг тебя за это отблагодарит.

4. Семена тыквы против заболеваний мозга

Нейронные связи и семена тыквы

 

Семена тыквы содержат один из незаменимых для нейронного взаимодействия минералов: цинк.

 

Обрати внимание: Гормональный дисбаланс: 10 симптомов, на которые следует обратить внимание

Также не стоит забывать, что семена тыквы содержат огромное количество магния и снижают уровень стресса благодаря триптофану, предшественнику серотонина и компоненту той «нейрохимии», которая улучшает наше настроение.

5. Не забывай о брокколи

Брокколи — это грандиозный источник витамина К, малоизвестного витамина, который улучшает когнитивную функцию и активизирует наш интеллектуальный потенциал.

  • Брокколи так полезна потому, что нашему мозгу нужны глюкозинолаты.
  • Они замедляют ухудшение работы мозга благодаря действию, оказываемому на ацетилхолин. Не стоит забывать, что если этот компонент накапливается в мозге, риск развития болезни Альцгеймера повышается.

Старайся есть брокколи хотя бы 2 раза в неделю.

6. Шалфей улучшает концентрацию

Постарайся готовить настой шалфея или добавлять его в салаты. Эфирные масла, содержащиеся в шалфее, улучшают память, концентрацию и нейронные связи.

Он очень полезен для здоровья женщин!

Ты можешь купить его в любом магазине натуральных товаров или ближайшей аптеке.

 7. Ешь больше орехов

Нейронные связи и орехи

 

Наверняка ты с самого начала знала, что без орехов в этом списке не обойдется. Все диетологи и доктора единогласно рекомендуют употреблять орехи в пищу регулярно.

Благодаря исследованию, опубликованному в журнале American Journal of Epidemiology, стало известно, что съедая каждый день по 3-5 орешков, мы заметно снижаем риск развития слабоумия благодаря содержащемуся в орехах витамину Е.

Также не забывай о пользе продуктов с высоким содержанием жирных Омега-3 кислот. Это очень мощное вещество, которое помогает заметно улучшить когнитивные функции и замедляет развитие негативных изменений, связанных со старением.

Обязательно прочитай: Коктейль для стимуляции мозга и улучшения настроения!

Если ты хочешь извлечь максимальную пользу из орехов, съедай на завтрак четыре грецких орешка вместе со столовой ложкой меда (25 г).

В заключение добавим, что если ты будешь регулярно употреблять в пищу эти продукты, твой мозг будет здоровым, а твой разум ясным.

Не забывай, что ежедневный стресс и негативные эмоции негативно сказываются на здоровье нашего мозга.

Эти простые советы помогут тебе улучшить качество твоей жизни.


Реклама



Сайт о здоровье

 www.wekzdorov.ru 

 

 Фруктовые букеты в Новотроицке. www.frubuk.ru 


 

Домашний текстиль в Новотроицке.

Бортики в кроватку. Коконы на выписку.

Подушки для беременных в Новотроицке.

  www.vk.com/tekstil56rus