Новости здоровья. Лучшие статьи о здоровье.

Биологи выяснили, почему зарядка улучшает память

"Мы выяснили, что, чем эластичнее был гиппокамп, тем лучше становилась память добровольцев. Эластичный гиппокамп можно сравнить с плотным матрасом из пенопласта, который восстанавливает форму, если с него встать. Если же он становится более тягучим, то тогда память ухудшается. Аналогичным образом потрепанный матрас продолжает сохранять форму тела и не "вспоминает" свой прежний вид", — рассказывает Кертис Джонсон (Curtis Johnson) из университета Делавэра (США).

 

Нейроны в головном мозге человека
Ученые: занятия зарядкой делают мозг более открытым для перемен мнений
В последние годы сразу несколько групп исследователей выяснили, что интенсивные занятия спортом и зарядка заметно улучшают работу мозга. К примеру, в 2008 году австралийские ученые обнаружили, что 50-минутные прогулки заметно улучшили память и концентрацию у пожилых людей, а в 2015 году их итальянские коллеги показали, что физические упражнения помогают нервным клеткам формировать новые связи с другими нейронами при травмах или освоении новых навыков. 

 Как рассказывает Джонсон, все попытки "нащупать" причину подобных ощущений заканчивались провалом. К примеру, ученые неоднократно находили связь между увеличением размеров гиппокампа во время тренировок и улучшением памяти у детей и пожилых людей, но не у взрослых, чья память так же сильно улучшалась после зарядки или занятий на велотренажерах.

Джонсон и его коллеги предположили, что причина этого кроется не в изменении объема или массы гиппокампа, а в том, как трансформируется его структура под действием физических нагрузок. Для проверки этой теории исследователи использовали относительно новый научный прибор — магнитно-резонансный эластограф, устройство, измеряющее эластичность и вязкость живых тканей, наблюдая за тем, как через них проходят акустические волны.

Газированный напиток
Ученые связали употребление газировки и газированного пива и атрофию мозга

 Ученые проанализировали структуру мозга пяти дюжин добровольцев, часть из которых были любителями спорта, регулярно тренировавшимися в зале, а другие — типичными лежебоками. Во время этих тестов добровольцы должны были решить ряд простых задач на память: на экран компьютера выводили несколько линий, а испытуемые должны были запомнить и воспроизвести их положение.

Как показали наблюдения, крепость памяти добровольцев действительно зависела от внутренней структуры гиппокампа и того, как часто они занимались спортом, а не от объема этой части мозга и его массы. Подобная зависимость наблюдалась как среди молодых участников опытов, так и среди пожилых людей, и она ярче проявлялась у тех людей, которые чаще и больше занимались спортом, чем у добровольцев, занимавшихся зарядкой лишь эпизодически.

С чем это связано, ученые пока не знают, однако полагают, что эластичная структура гиппокампа говорит о том, что в нем содержится мало источников воспалений, участков с плохим кровоснабжением, других нарушений в работе кровеносной системы, приводящих к развитию хронических проблем со снабжением нервных клеток питательными веществами и кислородом.

Как считают исследователи, пониженная эластичность гиппокампа может быть к тому же связана с развитием нейродегенеративных болезней и исчезновением способности мозга порождать новые нервные клетки и формировать связи между ними.

Метод Макато Шичида Автор: Анна Пушкарева

Феноменальная память, скорочтение, абсолютный музыкальный слух, мгновенное решение сложнейших задач, легкая обучаемость – все это доступно любому малышу. Но для этого очень важно развивать правое полушарие мозга, — так утверждает японский профессор Макато Шичида.

В своих книгах он пишет о том, что в возрасте от рождения до трех лет ребенок быстро поглощает информацию и очень хочет учиться. Дети растут и созревают быстрее, чем родители думают.Человеческий мозг начинает развиваться вскоре после рождения, а к десяти годам мозг ребенка развит уже почти на 90%. В первые три года жизни у человека действует преимущественно правое полушарие мозга. Поэтому в этот период важно регулярно стимулировать развитие всех пяти чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Развить эти чувства позднее окажется невероятно трудной задачей.

Важно в первые годы жизни ребенка развивать правое полушарие мозга, потому, что к трем годам левое полушарие станет доминирующим. Шичида считал, что именно так в будущем можно добиться синхронной работы полушарий мозга: это когда одновременно действуют и правое, и левое полушарие. Считается, что таким мозгом обладают гениальные люди. И, по словам Шичиды, каждый родитель должен верить в потенциал своего ребенка. В учебных учреждениях Шичида дети быстро и без зубрежки запоминают огромные объемы информации, улучшают свои спортивные и музыкальные способности и даже предсказывают будущие события. И все благодаря развитию правого полушария мозга. Профессор считал, что целью образования не должны быть знания, которые «вталкиваются» в ребенка. Не надо форсировать развитие левого полушария мозга, давая задачки на логику и энциклопедические знания малышам до 3 лет. Главное — создать такие условия, при которых мозг ребенка мог бы развиваться максимально, чтобы полушария мозга работали синхронно. Человеку с таким мозгом очень легко учиться, соответственно никогда не приходится зубрить. Но достигнуть этого можно только первоначальным интенсивным развитием правого полушария мозга.

Немного о Макато Шичида Профессор Макото Шичида родился в 1929 году. Он является членом Международной академии образования и советником японской математической ассоциации по сертификации. Шичида получил докторскую степень в области образования. Профессор является известным общественным деятелем в Японии и очень уважаем за свой большой вклад в исследование мозга. За его плечами сорок лет исследований и еще двадцать лет успешной практики. Шичида изменил взгляды людей на возможности ребенка: он доказал, что дети с рождения наделены уникальными способностями, которые можно развивать. Сегодня существует более 450 Шичида-учреждений в Японии, а также открыты филиалы в Сингапуре и Малайзии.

Что такое метод Шичида? Это комплексные занятия, нацеленные на развитие у ребенка правого полушария мозга. Эффективнее всего это делать, когда данное полушарие является доминирующим – в возрасте с рождения до 3 лет. Но заниматься этим полезно и подросткам, и даже взрослым. Дети в школах Шичида сначала расслабляются под музыку с альфа-волнами, делают дыхательную гимнастику и упражнения на развитие воображения, что позволяет активизировать правое полушарие мозга. А сразу после этого приступают к играм на развитие экстрасенсорных способностей (телепатии, ясновидения, интуиции), показу флэш-карточек и упражнениям на фотографическую память. Также в школах Шичида дети слушают сказки или рассказы, которые звучат в ускоренном темпе (так быстро, что сначала совершенно непонятно, о чем говорят): это тоже развивает правое полушарие мозга. Кроме того, на этом занятии тренируют и скорочтение, потому что коротенький рассказ сначала звучит в нормальном темпе, а потом все быстрее и быстрее. Во время такого занятия родители листают перед ребенком специальную книгу с крупными шрифтом. Как правило, мини-блоком идет иностранный язык – читают книгу сначала на родном, а потом на английском (или другом) языке. Далее, в зависимости от школы, могут следовать пазлы, танграмы и творческое занятие – рисование, лепка, аппликация.

Как можно заниматься по методу Шичида дома? Для начала определитесь, когда вы будете заниматься с малышом. Лучше, чтобы постоянно в одно и то же время дня. Хорошо, если занятие начинается с любимой песенки. Поете с малышом, а потом можете сказать, какой сегодня день недели и какая погода.

Далее выполняем пункт за пунктом:

1.Релаксация под музыку с «альфа» волнами. Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

2.Дыхательное упражнение: ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

3.Упражнение «шар энергии»: в ладони берем шар энергии, катаем как ком снега и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичида. Лучше посмотреть, как это делается на видео, выложенном на youtube.

4.«Внушение»: улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы «Ты – особенный», «Ты любим», «Ты можешь все» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное, донести до ребенка, как вы его любите

5.Тренировка воображения (Image training ). С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что мы сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла? С морковкой?.. Вкусный, наверное! И так далее.

6.Тренировка экстрасенсорики(ExtraSensoryPerception): Упражнение на телепатию – (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко) – маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?». Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы. Упражнение на интуицию – начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым листочком спрятался жучок? Потом усложняем: предлагаем три киндер-яйца и спрашиваем, в котором сидит мишка и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

7.Гимнастика для глаз – для самых маленьких берем колокольчик и водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше гимнастику можно скачать в интернете.

8.Флэш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные). Шичида советует начинать со 100 штук. Каждую карточку показываем не больше 1 секунды. Оптимальный вариант — 0.5 секунд, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для истовременного подключения и левого полушария — так происходит синхронизация полушарий мозга. Необходимо помнить, что целью флэш-карточек не являются энциклопедические знания. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее, чем через полгода и не больше трех раз. В школах Шичида карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флэш-карточки делают в виде компьютерных презентаций. Стоит отдельно упомянуть математику по Шичида. Она сделана по аналогии с пособием Гленна Домана, но есть некоторые важные отличия. Например, Шичида советует показывать карточку не более 0.5 секунды, а в примерах показывать только карточку-ответ. Так, учитель говорит: «два плюс два равно (быстро показывает карточку с четырьмя точками) четыре». А еще Шичида считает, что можно показывать в качестве точек что угодно – бабочек, слонов и т.п. В общем, делать все, чтобы поддержать интерес ребенка.

9.Игры на развитие фотографической памяти. Похожие картинки (Photo memory). Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше А4 формата), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел. Размести правильно(Spacememory). Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более 1 секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Для самых маленьких: покажи мишке его домик и т.п. Найди новую картинку(Flashmemory). Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее. Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает. Мандала.Это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной – например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры. Ребенок в данном случае 1-5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале, отмечает карандашами, как она была окрашена. Абсурдная история или память «цепочкой» (Linkingmemory).Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала 3 штук) сочиняет сюжет типа: ворона прыгнула в речку, которая пахла как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки – ворона, река и роза. Сначала мама 1-2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

10.Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия. Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

11.«Внушение», описанное выше, завершает занятие. В конце можно снова спеть вместе любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30-40 минут в день. А остальное время позволить ребенку играть. Профессор Шичида считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с 1 по 6 включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности. Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому, что перед занятием очень важно расслабиться.

Метод Шичида только начинает обретать популярность в России. Еще сложно судить, насколько он подходит детям с нашим менталитетом. Например, не каждый родитель захочет развивать у своего малыша телепатию и ясновидение. Но это не повод совсем отказаться от метода, ведь правое полушарие можно развить и без экстрасенсорики.

Оставьте на более зрелый возраст (3-4 года) изучение цифр и букв и другие подобные занятия, стимулирующие преждевременное развитие левого полушария мозга. Научите ребенка играть в ролевые игры с игрушками-заменителями (например, кубик может на время стать паровозиком, а карандаш — ложкой) – это развивает воображение, что очень полезно. Чаще мечтайте с ребенком, представляя, как вы поедите на море или пойдете в зоопарк. Используйте простые предложения, описывая, что вы будете делать и что увидите. Ребенок будет представлять, а это ни что иное, как – тренировка воображения или image training. Также очень полезно с рождения давать ребенку предметы, как в правую, так и в левую руку. Учите малыша есть и рисовать и левой, и правой рукой. Для синхронизации полушарий мозга можно рисовать сразу обеими руками. Например, в этом плане очень полезна игра на фортепиано. Слушайте музыку, пойте, танцуйте, играйте с тактильными мешочками, вдыхайте разные запахи, пробуйте разные вкусы, изучайте оттенки цветов, занимайтесь творчеством – это позволит хорошо развить правое полушарие мозга.

И еще раз то же самое только другими словами)))

Рубрика — Дошкольное образование

Макото Шичида – японский профессор, член Международной Академии образования, разработавший уникальную методику раннего развития детей. В 1998 году он был удостоен Всемирной премии мира за вклад в исследования головного мозга. Его методика пользуется огромным спросом за границей (открыто более 460 центров в Японии, Тайланде, Сингапуре, США), и напротив, у нас в России совсем не популяризирована.

В Интернете вы не найдете ни одной мало-мальски полной статьи, посвященной его методике, или хотя бы печатного перевода книги. В распоряжении есть лишь книги на японском, английском и испанском языках. Одну из книг группа активных мамочек перевела буквально по отрывкам и это все, на что может опираться российский родитель.

Попробуем вкратце рассказать про профессора Макото Шичида и описать его методику. Тем более, однажды узнав ее, вы либо полностью включите ее в дошкольное образование своего ребенка, либо позаимствуете какие-то упражнения и занятия из нее – но безразличным она никого не оставит, это точно.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Основные принципы методики Макото Шичида Нынешнее дошкольное образование имеет один существенный недостаток – оно основано исключительно на активации левого полушария мозга, ответственного за логику и анализ. Правое полушарие, ответственное за все бессознательное, интуитивное, эзотерическое, не удостаивается должного внимания. Существует ряд учебников по правополушарному развитию, но в классических детских садах или школах вы их не найдете.

Вразрез с общепринятой доктриной Макото Шичида утверждает, что у детей до 6 лет доминирует правое полушарие. В этом есть существенные плюсы. Если левое полушарие постоянно избавляется от старой информации, попросту говоря – удаляет ее, то в правом полушарии ничего не исчезает бесследно. Оно как архив, которым всегда можно воспользоваться. Более того, заимствуя термины из музыковедения, темп работы левого полушария можно определить как adagio (медленно), темп правого полушария – как prestissimo (очень быстро). Соответственно последнее намного эффективнее усваивает информацию.

Макото Шичида однако говорит, «когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятной». Это подтверждают исследования ученых Гарвардского университета, обнаруживших, что у выдающихся деятелей оба полушария развиты одинаково.

Кроме этого, все дети, по мнению Макадо Шичида, от рождения гении и в них скрыт глубокий потенциал. Занимаясь обучением детей до шести лет и развивая у них правое полушарие головного мозга, можно способствовать их развитию в творческом направлении, развить интуицию, быстрое чтение, математические способности, фотографическую память, способность к изучению нескольких языков.

То, что подвластно детям, не подвластно взрослым. Как известно, все в мире имеет свои сигналы. Даже вещи испускают сигналы с определенной частотой. Дети могут ловить «другие», альфа сигналы, на которых основана телепатия, ясновидение и другие паранормальные явления. Макото Шичида приводит простой пример.

Девочка после болезни собирается идти в детский сад. При этом сообщает родителям, что ее лучшей подруги в саду не будет, а придет новенькая воспитанница. Все так и вышло.

Условно говоря, событие, заключающее в себе эти действия, уже сложилось в мире и подавало сигнал. Девочка лишь уловила нужный сигнал.

Помимо известных нам пяти органов чувств левого полушария (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание), есть еще и шестое чувство, относящееся к правому полушарию. Оно включает в себя:

телепатию (возможность передавать мысли или чувства на расстоянии другим существам, без использования технических средств); ясновидение (получение информации о событии, объекте без участия традиционно известных органов чувств); психометрию (предполагаемая способность сообщать сведения о предмете или его владельце через контакт с ним); предвидение (способность, уменье предвидеть будущее, предугадать то, что должно произойти, наступить); духовную силу (энергия). Если у ребенка развито в полной мере правое полушарие, то ему подвластны:

запоминание информации посредством образов, скорочтение, уникальные вычислительные способоности, способность точного определения высоты звуков без соотнесения их с другими звуками известной высоты (музыкальная особенность правого полушария) способность к овладению языком (языковая способность правого полушария) Сыграть музыкальный отрывок по памяти, лишь однажды услышав его! Прочитать том «Войны и мира» менее, чем за час! Освоить к 6 годам пару-тройку иностранных языков! Это все становится понятно и легко объяснимо с помощью методики Макото Шичида.

Развитие правого полушария направлено не только на учебные успехи. Главное заключается в том, что дети развивают спокойный, восприимчивый ко всему новому ум.

Задача родителей по Шичида — запустить в работу правое полушарие, с помощью которого ребенок в дальшейшей жизни сможет учиться чему угодно быстро и легко, практически не прилагая усилий.

Как пишет Шичида,

— Ребенок младше пяти лет может легко впитать огромное количество информации.

— Ребенок младше четырех лет сделает это легче и эффективней.

— Ребенок младше трех лет сделает это намного легче и гораздо эффективней.

— Ребенок младше двух лет сделает это самым эффективным способом и ему будет легче всего.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Как строится урок в школе Макото Шичида

Обычный урок в школе Макото Шичида длится около 50 минут. Группа состоит из 4-6 детей.

Каждое занятие включает в себя подготовительный этап, направленный на активизацию правого полушария. Эти приемы хорошо знакомы тем, кто занимается йогой. Они помогают снять доминанту левого полушария.

Подготовительный этап состоит из работы с:

созерцанием – дети должны расслабиться, успокоиться, закрыв глаза; дыханием – дети должны настроить дыхание на глубокое и медленное; внушением и позитивным настроем. Активности быстро, менее чем за 5 минут, сменяют друг друга. На занятиях обязательно присутствует один из родителей.

Ученики принимают участие более чем в десяти различных играх за занятие, а именно, приветствие, различные игры, пение и танцы, загадки, изучение алфавита и чисел и т.д. Детям помогают мамы.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Упражнения на налаживание гармоничных отношений с ребенком Ввести элементы методики Макото Шичида в дошкольное образование могут абсолютно все. Но при этом важно помнить, что без любви ничего не получится. Сам Шичида признает, что «любовь – самый главный элемент в воспитании и развитии детей». Мы все об этом знаем, но порой забываем.

Макото Шичида предлагает простые упражнения для родителей и детей, которые помогут первым – правильно выражать свою любовь, а вторым – чувствовать ее в полном объеме.

Крепкие 8-секундные объятия

Попросите ребенка помочь вам, например, помыть посуду. После того, как малыш справится с этим заданием, крепко обнимите его и похвалите: «Спасибо за то, что помог! Ты мне действительно помог! Я тебя очень сильно люблю!» И держите в своих объятиях 8 секунд. Как только вы это сделаете, ваша любовь дойдет до сердца ребенка. Вот увидите, от былых капризов не останется и следа. Правда, упражнение на 8-секундные объятия является одним из множества на развитие гармоничных взаимоотношений между вами, родителем, и ребенком.

Внимательно слушать, что вам говорит ребенок

Вслушайтесь в ваш разговор с ребенком, кто в нем доминирует? Макото Шичида подчеркивает, разговор не должен быть односторонним. В противном случае ребенок может почувствовать себя ненужным и замкнуться. Умейте не только слушать, но и слышать. Детям важно быть понятыми. Примените тактику «метода эха», основанного на том, что взрослый пытается поставить себя на место ребенка, пытается почувствовать его переживания.

Возьмем для иллюстрации простой разговор:

— Мама, Катя плохая. — Да, Катя плохая. Что она тебе сделала? — Она ударила меня. — Она тебя ударила. Почему она тебя ударила?

Таким образом, родитель повторяет за ребенком слова как эхо. Назидательных слов и нравоучений в разговоре быть не должно.

Метод настроя «5 минут»

Метод настроя под названием «5 минут» поистине палочка-выручалочка для родителей, которые хотят скорректировать поведение ребенка, избавиться от каких-то негативных моментов: нежелание ходить в детский сад, сосание пальца, лень и т.д.

5 минут – это время после того, как ребенок заснул и заснул его сознательный разум. Но подсознание-то бодрствует и работает. Поэтому, очень эффективно воспользоваться этим временем и работать на подсознательном уровне.

Например, ребенок не хочет ходить в детский сад. Тогда мама только что заснувшему дошколенку начинает нашептывать следующие слова: «….(имя ребёнка), ты теперь большая девочка, тебе уже целых 2 года. Тебе 2 годика и поэтому ты больше не будешь плакать, когда идешь в детский сад. Ты послушная и жизнерадостная, ты слушаешь маму и мама тебя очень сильно любит. Сейчас спи крепко-крепко. Ты чувствуешь себя прекрасно. Спи здоровым сном до завтрашнего утра, проснись в хорошем настроении, завтра будет хороший день. Вот видишь, ты можешь крепко спать, ты можешь спать таким сладким сном.»

В своей книги Макото Шичида отмечает успехи этого упражнения. Все мамы, обращавшиеся к нему с теми или иными проблемами, которые их тревожили, вскоре сообщали о положительной динамике. Один ребенок в течение недели прекратил сосать палец, другой – через три дня с удовольствием пошел в детский сад

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Практические занятия по методике Макото Шичида Показ картинок

Каждый день вы показываете ребенку порядка 100-150 картинок/слайдов с разными изображениями. На одну картинку отводится не более полсекунды. Мама должна озвучить, что изображено на картинке. Существует три вида изображений:

изображение без подписи, изображение с подписью, изображение только со словом – им отводится не более 10% от общей презентации. Надо сказать, что это упражнение требует больших физических затрат — карточки изо дня в день не должны повторяться! Минимум, через который можно возобновить показ уже знакомых карточек составляет 4 месяца. Макото Шичида обнаружил, что быстрое мелькание карточек/слайдов помогает отключиться от обычного восприятия информации и перейти на другой уровень – интуитивный. Чуть замешкались, и мозг перебрасывает информацию в левое полушарие, которое начинает анализировать поступившую информацию.

Игра в телепатию

Маленькие дети имеют телепатические способности. Макото Шичида предлагает ряд упражнений на поддерживание этих уникальных возможностей ребенка.

Прижмите ребенка крепко к себе и скажите: «Я тебя люблю. Ты и я одно целое».

Затем представьте у себя в уме красный квадрат и мысленно пошлите его ребенку, прокомментировав: «Мама представила цвет у себя в голове и посылает его тебе. Ты можешь его увидеть. Теперь закрой глазки, поймай этот цвет и назови его мне». Ребенок с легкостью угадывает задуманный цвет.

В следующий раз играйте в телепатию не соприкасаясь с ребенком. Результат будет такой же.

Игры на память

Вам понадобятся карточки с разными картинками. Можно использовать элементы из лото. Начните с двух карточек – придумайте какую-нибудь абсурдную историю. Например, «собака ехала на велосипеде». Затем перемешайте карточки и предложите ребенку восстановить цепочку событий. То есть нужно первой положить карточку с изображением собаки, вторую — с изображением велосипеда. Постепенно вы можете увеличить количество карточек до 50. В этот момент ребенок сможет запоминать последовательность как единый образ – с первого взгляда, без слов.

Другое упражнение называется «мандара» (мгновенная память). Ребенок смотрит на карточку мандара около 5 секунд, закрывает глаза на 5 секунд. Снова смотрит на карточку – снова закрывает глаза.

Далее мы убираем карточку и даем ребенку листок с шаблоном узора, который был на демонстрационной карточке.

Ребенок должен схематически отметить, какие цвета присутствовали на картинке.

Этот метод строится на том, что сетчатка глаза некоторое время сохраняет увиденный образ.

Упражнения на то, чтобы видеть образы

Один из способов, который поможет ребенку ВИДЕТЬ образы, называется «напряжение — расслабление». Этот метод используется широко в театральных студиях. Ребенка просят представить себя тем или иным предметом. Например, стать твердым, как бревно. Затем стать мягким, как перышко.

Как отмечает Макото Шичида, ребенок через некоторое время показывает удивительные результаты: он может визуализировать и слышать различные образы, такие как цвет, звук и т.д.

Развивать способность видеть образы можно также с помощью оранжевых карточек. Для этого нам понадобится оранжевый лист бумаги. В центре листа наклеиваем синий круг диаметром 2 сантиметра. Пусть ребенок закроет глаза и успокоится. Сначала пусть дышит медленно и глубоко. Затем сделает глубокий вдох на восемь секунд, задержит дыхание на восемь секунд и сделает глубокий выдох в течение восьми секунд. Эти дыхательные упражнения следует повторить три раза. После этого ребенок дышит спокойно – он расслаблен.

Расположите оранжевый лист на расстоянии 30 сантиметров от глаз ребенка. Скажите ему, чтобы он пристально смотрел на лист в течение 30 секунд.

После того, как он закроет глаза, он увидит послеобраз. 4 вида послеобразов которые он увидит:

синий цвет в центре будет выглядеть как оранжевый; увидит только синий цвет; увидит вместо синего цвета в центре другой цвет, другую форму (например, квадрат); увидит синий цвет в центре и сможет менять его произвольным образом. Цель обучения — увидеть себя в образе. Ребенок добьется этой цели, если сможет представить сам себя. Игры на обучение скорочтению

Небольшой рассказ необходимо прочитать несколько раз в течение минуты. Для обучения скорочтению подойдут басни Эзопа. Затем попросите ребенка книжку закрыть и написать по памяти, что он только что прочитал.

Пример рассказа. Северный ветер и солнце.

Однажды северный ветер и солнце поссорились. И они договорились: кто заставит путешественника снять одежду, тот и победил. Задул северный ветер, но напрасно. Солнце светило изо всех сил. «Так жарко, я не выдержу», — сказал путешественник. Снял с себя одежду и прыгнул в воду.

Когда ребенок закончит писать, проверьте, правильно ли он написал, проверяя также пунктуацию.

Возможно, что он запомнит не все сразу. Тогда пусть прочитает еще раз в течение одной минуты и запишет то, что прочитал.

Автор — Мария Даниленко

 

Пища для ума: что поможет сконцентрироваться?

Печать

Что лучше: женьшень, рыба, ягоды или кофеин? Что поможет сконцентрироваться, усилить память, внимание и функции мозга?  Есть ли такие продукты и правда ли они работают? Не секрет, что наше тело подвержено старению. Хорошие новости в том, что вы можете увеличить шанс на сохранение здорового мозга с возрастом, если добавите "умные" продукты и напитки в ваш рацион.

Что лучше: женьшень, рыба, ягоды или кофеин? Что поможет сконцентрироваться, усилить память, внимание и функции мозга? Есть ли такие продукты и правда ли они работают? Не секрет, что наше тело подвержено старению. Хорошие новости в том, что вы можете увеличить шанс на сохранение здорового мозга с возрастом, если добавите  

 

 

 

Кофеин может привести вас в боевую готовность

Нет такого волшебного средства, которое поможет повысить IQ или быть умнее, но кофеин может добавить энергию и помочь сфокусироваться и сконцентрироваться. Кофеин содержится в кофе, шоколаде, энергетических напитках  и некоторых лекарствах. То что кофеин безошибочно гарантирует - это ощущение пробуждения, хотя и на короткий период времени. Однако чрезмерное потребление кофеина может дать чувство тревоги и некомфортности. 

Нет такого волшебного средства, которое поможет повысить IQ или быть умнее, но кофеин может добавить энергию и помочь сфокусироваться и сконцентрироваться. Кофеин содержится в кофе, шоколаде, энергетических напитках и некоторых лекарствах. То что кофеин безошибочно гарантирует - это ощущуние пробуждения, хотя и на короткий период времени. Однако чрезмерное потребление кофеина может дать чувство тревоги и некомфортности.  

 

Сахар может увеличить бдительность 

Сахар - это источник энергии для вашего мозга. Конечно, не столовый сахар, а глюкоза, которую наше тело вырабатывает из сахаров и углеводов, которые мы съедаем в течение дня. Вот почему стакан сладкого напитка дает краткосрочное улучшение функций памяти, мыслительных процессов и умственных способностей. Однако если вы потребляете слишком много сахара, память может ухудшиться, так же, как и других функций тела.  Употребляйте сладкое умеренно, и вы улучшите свою память без добавления лишних килограммов.

 

Связь между белками и функционированием мозга

Одно из самых больших преимуществ белков в том, что они дают более длительное чувство сытости, чем углеводы или жиры. Диета с большим содержанием белка полезна для потери веса и общего здоровья организма - хотя и тяжело это связать с функционированием мозга...

белки 

 

Жирная рыба - настоящая еда для мозга 

Рыба - это не только источник белков, но и отличная пища для ума: жирная рыба  богата незаменимыми жирными кислотами omega-3, необходимых для работы и развития мозга. Здоровые жиры имеют удивительную силу для мозга: диета, богатая жирными кислотами omega-3, способствует меньшему риску развития слабоумия и инсультов, замедляет ухудшение умственной способности, играет важную роль в улучшении памяти, особенно с возрастом. Для ума и для здорового сердца ешьте рыбу 2 раза в неделю. 

Рыба - это не только источник белков, но и отличная пища для ума: жирная рыба богата незаменимыми жирными кислотами omega-3, необходимых для работы и развития мозга. Здоровые жиры имеют удивительную силу для мозга: диета, богатая жирными кислотами omega-3, способствует меньшему риску развития слабоумия и инсультов, замедляет ухудшение умственной способности, играет важную роль в улучшении памяти, особенно с возрастом. Для ума и для здорового сердца ешьте рыбу 2 раза в неделю. 

 

Ежедневно ешьте орехи и шоколад 

Орехи и семечки - отличный источник антиоксидантного витамина Е, который связывают с меньшим спадом мыслительных способностей с возрастом. Темный горький шоколад - также отличный источник антиоксидантов, а также включает натуральный стимулятор кофеин, который помогает улучшить концентрацию и сфокусированность. Наслаждайтесь орехами и шоколадом каждый день, но помните, что они содержат дополнительные калории!

польза горького шоколада и орехов для ума 

 

Добавьте в рацион авокадо и цельные зерна

Каждый орган в нашем организме зависит от потока крови, особенно сердце и мозг. Употребление  в пищу цельных зерен и таких фруктов, как авокадо, может уменьшить риск сердечно-сосудистых заболеваний. Цельные зерна содержат клетчатку и витамин Е, а авокадо содержит полезные мононенасыщенные жиры, которые связывают со здоровым потоком крови.

 

Черника - это суперпродукт

Исследования на животных показали, что черника помогает защитить мозг от окислительного стресса, а также может уменьшит эффект от возрастных болезней мозга, таких как болезнь Альцгеймера и слабоумие. Согласно исследованиям, диеты, богатые черникой, улучшают способность к запоминанию и моторных навыков стареющих крыс, приближая их к таким же навыкам у молодых крыс. 

черника - суперпродукт для мозга и тела 

Будь готов к важному дню 

Как усилить способность к концентрации? Начните день с завтрака: 100% фруктовый сок (лучше свежевыжатый), булка из цельных зерен с семгой и чашка кофе. Эксперты также советуют хорошо выспаться за ночь, заниматься физической активностью для улучшения работы мозга, а также медитировать для того, чтобы расслабиться и очистить разум.

СЛОЖНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ КООРДИНАЦИИ ПОЛУШАРИЙ :

  • Сядьте на кресло и положите ногу на ногу
  • Ногой, которая находится сверху, рисуйте в воздухе круги по часовой стрелке
  • После этого начертите пальцем правой руки круг против часовой стрелки — нога продолжает двигаться по часовой стрелке

УПРАЖНЕНИЕ «ЦВЕТ»:

  • Возьмите чистый лист бумаги и красками, фломастером или карандашом разукрасьте его полностью одним цветом
  • Перечислите все ассоциации, которые возникают у вас с этим цветом. Например, красный — вишня, арбуз, флаг и так далее

УПРАЖНЕНИЕ «СЧЕТ»:

  • Сосчитайте до 20 и обратно, но пропуская цифру, в которое есть, например, 3 или которое делится на 3

УПРАЖНЕНИЕ «СЛОВО»:

  • Возьмите в руки газету и прочитайте любое первое попавшееся слово
  • Составьте с этим словом десять разных предложений, быстро и не раздумывая

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ МОЗГА:

  • Положите обе ладони на живот — левая рука на правой
  • Сделайте выдох, как будто задуваете свечу
  • Выполнять такое упражнение нужно в течение одной минуты

УПРАЖНЕНИЕ «ПОДЪЕМ БЕЗ ПОМОЩИ РУК»:

  • Сядьте на пол и разведите широко ноги
  • Теперь резко поднимитесь, не используя руки
  • Во время этого упражнения согласованно начинают работать оба полушария мозга. Важно чувство равновесия. ОСТОРОЖНО: Во время выполнения этого упражнения можно упасть

Развитие мозга с закрытыми глазамиРазвитие мозга с закрытыми глазами

УПРАЖНЕНИЕ «БУКВА»:

  • Закройте глаза и представьте в голове любую букву
  • Назовите в слух до двадцати предметов на эту букву, например: один — танк, два — трактор, три — трон, четыре — толокно и так далее. Чем быстрее вы будете называть слова, тем лучше

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ:

  • Вытяните одну руку вперед, распрямите большой палец и начертите в воздухе 8
  • Сделайте 4 таких повторений. Смените руку
  • В конце сделайте гимнастику с обеими руками

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ МОЗГА:

  • Поднимите обе руки вверх
  • Рисуйте в воздухе — одной рукой квадрат, а другой звезду
  • Как только упражнение начнет получаться, поменяйте руки. Для его усложнения, придумайте рисунки других форм

Теперь научимся делать физические упражнения на синхронизацию мозга. После выполнения такой гимнастики, оба полушария мозга научатся работать одновременно.

УПРАЖНЕНИЕ «СВЕДЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК И НОГ»:

  • Сядьте на высокий стол, чтобы ноги свободно качались
  • Растопырьте пальцы рук и приложите кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой
  • Выполняйте маховые движения руками. Кончики пальцев должны встретиться друг с другом

Важно: Если хотите усложнить это упражнение, соедините пальцы ног. Совершайте махи руками и сведя кончики пальцев, разведите ноги. Разведя руки, соедините ноги вместе.

Синхронизация мозга - скрещивание рук и ногСинхронизация мозга — скрещивание рук и ног

УПРАЖНЕНИЕ «СКРЕЩИВАНИЕ РУК И НОГ»:

  • Сначала выполняйте маховые движения руками впереди туловища на уровне плеч. Ладони должны быть обращены к полу
  • Через время, начинайте делать махи и перекрещивания позади туловища — на уровне ягодиц
  • Продолжайте выполнять упражнение, присоединяя движение ног
  • При движении вправо, ведите левую ногу перед правой, и правую ногу перед левой при движении влево

Еще одно подобное упражнение:

  • Сделайте скрещивание ногами во время движения
  • Шаг в сторону — заведите левую ногу за правую
  • Еще один шаг правой и приставьте левую ногу
  • Повторите движение в обратную сторону

УПРАЖНЕНИЕ «МАРИОНЕТКА НАОБОРОТ»:

  • Встаньте прямо, ноги вместе. Руки сложите над головой. Сделайте прыжок и мах руками в стороны назад, расставляя ноги. Прыжком вернитесь в исходное положение
  • Ногами выполните предыдущие движения, а руки вытяните перед туловищем, двигая ими вверх-вниз
  • Руками выполняйте движения в стороны, ногами — прыжки вперед-назад с ноги на ногу, как во время ходьбы

УПРАЖНЕНИЕ «ВЕЛИКИЙ ДИРИЖЕР»:

  • Включите любую классическую музыку
  • Встаньте в позицию, как дирижер стоит перед оркестрантами
  • Поднимите руки на высоте плеч, при этом одна рука должна быть выше другой
  • Рисуйте в воздухе лежащие восьмерки: левая рука выписывает влево, правая — вправо
  • После этого рисуйте внутреннюю дугу и повторите все упражнения в противоположную сторону

УПРАЖНЕНИЕ «ПУТАНИЦА»:

  • Правая рука на голове, левая — на животе. Похлопывайте себе по макушке и поглаживайте живот по кругу одновременно
  • Поглаживайте левой рукой живот по часовой стрелке, а правой рукой делать поглаживания в области левой ключицы в другую сторону

УПРАЖНЕНИЕ «РИСУНОК НОСОМ»:

  • Представьте на кончике своего носа карандаш
  • Нарисуйте в воздухе восьмерки
  • Когда это упражнение будет получаться, пишите в воздухе имена и фамилии

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕКАТ С ЛИМОНОМ»:

  • Приготовьте лимон и стул
  • Лягте на спину, стул поставьте за головой. Лимон зажмите между ступней
  • Поднимите ноги так, чтобы можно было положить лимон на стул
  • Опустите ноги, потом поднимите, и возьмите лимон со стула, возвращаясь в исходное положение

Совет: Молодые люди в хорошей физической форме могут класть лимон не на стул, а на пол за головой.

Важно: Хорошо вместе с этим упражнением выполнять «березку» и стойку на голове. Такая гимнастика поможет стимулировать мозговое кровообращение.

УПРАЖНЕНИЕ «ДЫХАНИЕ ЙОГОВ»:

  • Сядьте на стул и расслабьтесь, спина прямая. Положите указательный и средний пальцы правой руки на область переносицы
  • Безымянным пальцем слегка закройте левую ноздрю и медленно вдыхайте через правую ноздрю, считая до 8
  • Задержите дыхание на 4 секунды. Затем надавите большим пальцем и закройте правую ноздрю, медленно выдыхая через левую ноздрю, считая до 8
  • Задержите дыхание на 4 секунды, и снова сделайте вдох, считая до 8, но теперь через левую ноздрю

УПРАЖНЕНИЕ «РАССЛАБЛЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ»:

  • Сядьте на пол по-турецки и закройте глаза
  • Сделайте несколько вдохов, направляя поток воздуха глубоко вниз живота. Должна работать диафрагма
  • Сконцентрируйте внимание на своем дыхании. На вдохе вслух произносите «ОМ», а на выдохе — «АХ»

Укрепляем память - зеваем широкоУкрепляем память — зеваем широко

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПАМЯТИ:

  • Закройте глаза и широко зевните
  • Одновременно массируйте напряженные зоны в области нижней и верхней челюсти
  • Зевок должен быть долгим и звучным. Повторите упражнение 3-6 раз

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ:

  • Лягте на пол, согните ноги в коленях, ступни на полу. Руки положите под голову и сплетите пальцы. Не разжимая руки, поднимитесь и одновременно повернитесь, опираясь локтем на пол
  • Левый локоть — к правому колену, правый локоть — к левому колену. Повторите это упражнение по 5 раз в каждую сторону

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ СПОСОБНОСТИ (помогает повысить точность движений):

  • Найдите впадинки на лбу, над бровями
  • Слегка надавливайте кончиками пальцев в течение одной минуты. Повторите упражнение 3-4 раза

Будьте здоровы, и не забывайте делиться полезной информацией со своими знакомыми и родственниками. Ведь, возможно, это поможет им продлить жизнь, и прожить ее счастливо и успешно!

РИТМЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА РАЗДЕЛЯЮТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПЯТЬ КАТЕГОРИЙ:

                                                                      ДЕЛЬТА-ритмы (1-4 Гц)
Дельта-ритмы самые медленные ритмы нашего головного мозга. Они доминируют в момент погружения человека в состояние глубокого сна. Ученые, однако, выяснили, что стимуляция дельта-активности мозга в момент бодрствования оказывает благоприятное воздействие на сознание, снижает стресс и, например, помогает избавляться от некоторых видов хронической боли.

Самое первое исследование было проведено в 1985 году, в ходе которого была клинически подтверждена способность дельта-ритмов снимать различные виды боли, особенно головную боль. В ходе этого исследования 15 пациентов подвергались воздействию дельта-волн частотой от 1 до 3 Гц в течение 15 минут. Все пациенты, кроме одного, отметили снижение или полное исчезновение того или иного вида боли, которую они испытывали до начала сеанса. Для того, чтобы исключить эффект плацебо, контрольной группе было предложено прослушать дельта-ритмы, но вместо дельта-ритмов они слушали обычные звуки. В результате снижение боли было отмечено только у одного пациента из 8.


В 2005 году было проведено исследование, задачей которого стало изучение воздействия дельта-ритмов на снижение тревожности и беспокойства у пациентов, которым предстояла хирургическая операция. Группа из 108 пациентов была разделена на три подгруппы. Каждому из них примерно за час до операции было предложено пройти психологический тест, в ходе которого давалась оценка состоянию тревожности пациента. Затем пациенты были разделены на три группы. Первой группе было предложено прослушать аудиозапись, которая содержала бинауральные ритмы дельта-диапазона. Вторая группа прослушала точно такую же запись, но без бинауральных ритмов. Третья группа не прослушивала никаких аудиозаписей. После 30 минут пациентам было предложено пройти психологический тест на оценку тревожности во второй раз. Первая группа показала снижение тревожности на 26,3%. Вторая группа (которая просто прослушивала музыку без дельта-ритмов) показала снижение тревожности на 11.1%, а у контрольной группы, которая не слушала никаких аудиозаписей тревожность снизилась всего на 3,8% .Это клиническое исследование доказало: воздействие дельта-волн на сознание не является следствием эффекта плацебо.


В ходе клинических исследований группа из 49 испытуемых была разделена на три подгруппы. Первая подгруппа регулярно прослушивала дельта-ритмы. Вторая группа принимала лекарственные препараты для улучшения сна. Третья группа принимала биологически активные добавки, аминокислоты, минералы, витамины. Первая подгруппа прослушивала дельта-ритмы при помощи стереонаушников за 30 минут перед отходом ко сну. Для стимуляции дельта-активности мозга использовались записи, содержащие изохронные тональности. Каждое утро в течение месяца все пациенты заполняли опросник, в котором оценивали качество сна. Результаты потрясли ученых: качество сна первой группы по сравнению со второй и третьей улучшилось на 58%.
Picture
Иллюстрация: m.pikabu.ru
                                                                                   ТЕТА-ритмы
Тета-ритмы (3-8 Гц) являлись предметом многочисленных исследований, таких как исследование памяти, эмоциональной сферы, сна, гипноза - все эти виды деятельности так или иначе вызывали повышенную тета-активность мозга. Исследования показали: тета-состояние мозга в естественных условиях возникает во время перехода от сна к бодрствованию. Связь между медитативными состояниями и тета-активностью была тщательным образом документирована, исследователи снимали ЭЭГ у известных монахов, целителей, людей, практикующих медитацию в течение длительного времени и пришли к однозначному выводу, подтвержденному сотнями исследований: во время нахождения в медитативном состоянии тета-активность мозга значительно возрастает.

Воздействие тета-волн на мозг приводит к улучшению памяти, большим контролем над эмоциональной сферой, медитативные практики при воздействии тета-волн приносят более яркие впечатления, облегчается вхождение в состояние самогипноза, сны становятся яркими и более разнообразными. Дальнейшие исследования воздействия тета-частот показали улучшение интуиции, способности к творчеству и раскрытию способностей человеческого мозга.


В 2001 году было проведено клиническое исследование, целью которого стало изучение воздействия тета-волн на людей, страдающих от повышенного уровня тревожности. Группе из 15 пациентов было предложено в течение одного месяца прослушивать аудиозаписи, в которых использовались тета-ритмы. Испытуемым предлагалось вести дневник, в котором они описывали свое состояние, давать оценку состоянию тревожности и беспокойства. Наиболее часто встречались записи, в которых пациенты отмечали вхождение в состояние спокойствия, они также часто засыпали во время сессии. Снижение тревожности было отмечено практически у всех пациентов. Участникам было предложено дать оценку своему состоянию тревожности от 1 до 100. До начала прослушивания записей с бинауральными ритмами средняя оценка тревожности группы составляла 43.1. После месяца прослушивания средняя оценка тревожности группы значительно снизилась и стала равной 24.3.


В ходе этого клинического исследования было доказано: прослушивание тета-ритмов приводит к снижению тревожности. 

В клиническом исследовании около 2.500 пациентов подвергались воздействию тета-ритмов для введения в гипнотическое состояние. В результате исследования выяснилось, что после 5 минут воздействия тета-ритмами около 80% пациентов входили в легкое гипнотическое состояние, что примерно на 50% больше, чем при использовании других методов введения в гипнотическое состояние. Для обеспечения чистоты эксперимента участников не предупреждали о том, что их будут вводить в гипнотическое состояние. Тем не менее в некоторых группах положительный результат показали до 90% испытуемых.

Исследования связи тета-активности мозга с дзен-состоянием (состояние глубокой медитации) начались еще в 1966 году. За тридцать лет было проведено около 29 таких исследований, в ходе которых записывалась ЭЭГ у людей, находящихся в глубоком медитативном состоянии. Профессор Такахаши записывал в течение длительного времени записывал ЭЭГ людей, занимающихся практиками Дзен. 
В результате этого и других исследований было доказано: при нахождении в состоянии глубокой медитации в передних лобовых долях головного мозга начинают доминировать тета-ритмы. Исследователи также отметили повышение уровня серотонина при воздействии тета-частот.
Picture
Иллюстрация: http://www.liveinternet.ru
                                                                     АЛЬФА-ритмы 7-13 Гц.

Альфа-ритмы мозга обычно возникают, когда мы находимся в состоянии покоя, расслабления, иногда они сопровождаются состоянием "полета" - приятного потока, в котором находится наше сознание.

Альфа-ритмы возникают в мозге при занятии творческой деятельностью. Перед отходом ко сну, в момент когда мы закрываем глаза, альфа-волны распространяются по коре головного мозга, что приводит к погружению в сон.

В ходе исследований также была отмечена повышенная альфа-активность мозга во время занятий медитацией, особенно у людей, которые испытывали состояние покоя и концентрации на дыхании. В эти моменты в коре головного мозга доминировали альфа-ритмы. В 2006 году был поставлен эксперимент, целью которого было изучение воздействия альфа-ритмов на людей, которым предстояло пройти процедуру эндоскопии.

В исследовании приняли участие 40 человек (25 мужчин и 15 женщин). Двадцать пациентов в течение 25 минут подвергались воздействию альфа-ритмов. Другие двадцать пациентов никакому воздействию не подвергались. И первая, и вторая группа прошли процедуру эндоскопии, после чего им было предложено оценить степень дискомфорта при проведении процедуры. В группе, которая была подвергнута воздействию альфа-ритмов 18 из 20 пациентов отметили низкий уровень дискомфорта при проведении процедуры, а в контрольной группе только три пациента из 20 отметили невысокий уровень дискомфорта. Все пациенты перед процедурой эндоскопии проходили обследование (снималась ЭЭГ). У всех пациентов, прошедших через процедуру стимуляции, была отмечена повышенная альфа-активность мозга. 

В результате этого клинического исследования выяснилось: повышенная альфа-активность коры головного мозга снижает болевой порог.

В 2000 году датскими учеными было проведено исследование, целью которого являлось выяснение положительного воздействия альфа-ритмов на состояние тревоги и беспокойства. Группа испытуемых в течение 5 минут повергалась воздействию частоты 30Гц,  после чего в течение 35 минут испытуемые подвергались воздействию частоты 10 Гц. До и после сессии испытуемые проходили тест на оценку тревожности. Контрольная группа никакому частотному воздействию не подвергалась. По сравнению с контрольной группой, которая не подвергалась воздействию альфа-волн, группа, которая прослушивала запись с бинауральными ритмами, содержащими альфа-волны, показала снижение уровня тревоги и беспокойства в 4 (!) раза.

В марте 2006 в журнале BMC Neuroscience была опубликована статья, в которой на основании многочисленных клинических исследований утверждалось, что стимуляция мозга альфа-ритмами приводит к значительному улучшению памяти .В ходе исследований, о которых рассказывалось в этой статье, ученые выяснили: воздействие альфа-ритмами на частоте 10Гц приводит к улучшению памяти. Они также выяснили, что с возрастом альфа-активность мозга снижается. В ходе эксперимента перед испытуемыми на экране вспыхивали короткие слова, которые им предлагалось запомнить и затем повторить.

Во время этого эксперимента на испытуемых были надеты наушники, через которые транслировалась запись, содержащая альфа-ритмы. На следующий день той же самой группе было предложено то же самое задание, которое они выполняли без какой-либо стимуляции альфа-ритмами. В результате исследования было выяснено, что стимуляция на частоте 10.2 Гц значительно улучшила память. Люди в группе, средний возраст участника которой был 52 года, смогли показать такие же результаты, как и группа, средний возраст которой составлял 25 лет. Это позволило прийти к выводу, что стимуляция мозга частотой 10.2 Гц способствует улучшению памяти.

В ходе многочисленных исследований, проведенных японскими и корейскими учеными у людей, занимающихся различными духовными практиками и медитацией, снималась ЭЭГ. Таких исследований было проведено около 19, в каждом из которых участвовали десятки практикующих. Ученые отметили повышенную альфа-активность мозга практически у всех испытуемых, у людей, которые занимались такими практиками как трансцендентальная медитация, дзен-медитация, буддизм и другими была отмечена повышенная альфа-активность мозга.
Picture
Иллюстрация: https://multiresonance.by/
                                                                          БЕТА-ритмы (13-30 Гц)

В течение дня мозг большинства из нас находится в бета-состоянии. Бета-активность мозга - это нормальное состояние, в котором мы находимся каждый день. Тем не менее бета-активность критически важна для процесса мышления, недостаточная бета активность может привести к эмоциональным расстройствам, депрессии, стать причиной синдрома рассеянного внимания.

Когда мы испытываем сильные эмоции, наш мозг также находится в бета-состоянии. За последние двадцать пять лет было проведено множество исследований, целью которых стало изучение бета-ритмов мозга. Результаты этих исследований представлены ниже.


Один из многих примеров, связывающих бета-ритмы мозга с когнитивной и вербальной активностью является исследование, которое проводилось на школьниках начальных классов в Миннесоте. Перед и после стимуляции бета-ритмами школьникам предлагалось пройти стандартный тест, с помощью которого проверялись их умственные способности. Испытуемым в течение 7 недель предлагалось прослушать 31 сессию, содержащую альфа и бета-ритмы. В течение первых 8 сессий использовалась альфа-стимуляция на частоте 7-9 Гц. Затем использовалась запись, содержащая изохронные тональности, в которой в правое ухо подавались альфа-ритмы, а в левое - бета-ритмы. После 7 недель стимуляции школьники прошли тестирование, в результате которого выяснилось, что их вербальные и когнитивные способности увеличились на 0.6 балла. Тесты, проведенные с контрольной группой, где не использовалась аудиостимуляция показали улучшение только на 0.2 балла. Помимо улучшения обучаемости родители и учителя отметили общие улучшение коммуникативности, улучшение взаимопонимания среди детей, которые прошли курс аудиостимуляции, у них улучшилось внимание, они стали более усидчивыми.

                                                       Улучшение способности к обучению

Другим интересным опытом стало исследование, проведенное Томасом Булзинским. Его основой стало предположение о том, что стимуляция бета-активности мозга приведет к улучшению способности к обучению. Испытуемыми стали студенты института, которых разделили на две группы по 8 человек в каждой. Первая группа прослушала 30 сессий, в ходе которых испытуемые прослушивали 30-минутные сессии бета-стимуляции на частоте 14-22Гц. Контрольная группа никакой стимуляции не получила.  Длина сессий равнялась 15 минутам, студенты работали с ними 5 раз в неделю на протяжении 6 недель. Для доказательства улучшения обучаемости использовался средний экзаменационный балл. По сравнению с контрольной группой средний экзаменационный был у группы, которая использовала бета-стимуляцию был гораздо выше.

У первой группы он возрос примерно в три раза по сравнению с контрольной группой 62 балла у первой группы и 22 балла у контрольной.


Результаты исследований показали: после стимуляции мозга частотами 12-15 Гц значительно усиливается способность к проведению арифметических операций. После стимуляции студентам предлагали выполнить ряд простых арифметических действий, скорость и точность которых после стимуляции бета-частотами значительно возросли.


Доктор Ховард провел исследование, в ходе которого студенты стоматологического факультета подвергались бета-стимуляции. Исследовалась способность бета-ритмов снимать усталость. На протяжении 7 недель группа из 12 студентов подвергалась воздействию бета-ритмов. Контрольная группа такому воздействию не подвергалась. После 7 недель первая группа после окончания занятий демонстрировала гораздо меньшую усталость, чем контрольная группа. Помимо этого первая группа отметила улучшение и качество сна.


Одной из самых хорошо исследованных областей является использование бета-стимуляции при лечении синдрома рассеянного внимания. Автором одного из наиболее серьезных исследований в этой области является доктор Грехэм Патрик. В ходе исследования испытуемые стимулировались частотами 12-14 Гц по 30-40 минут на протяжении 6 недель. После курса стимуляции группа показала значительное увеличение внимания, улучшение успеваемости, а их способность к концентрации увеличилась на 81%. В ходе исследований было научно доказано, что стимуляция бета-ритмами приводит к значительным улучшениям концентрации внимания. Контрольная группа, которая не подвергалась стимуляции, никаких улучшений не показала. 

Другим интересным исследованием стало сравнение двух групп студентов, первая из которых подвергалась бета-стимуляции, а вторая принимала препарат, способствующий развитию умственных способностей. В течение 8 недель одна группа подвергалась бета-стимуляции, а вторая принимала препарат. Через 8 недель обе группы прошли тесты IQ. Первая группа показала значительно более высокие результаты, чем вторая.
Picture
Иллюстрация: https://cont.ws/
                                                                        ГАММА-ритмы (30-120 Гц)
Гамма-ритмы являются самыми высокочастотными ритмами мозга. В ходе многочисленных исследований гамма-ритмы наблюдались при активном мыслительном процессе, они неразрывно связаны с когнитивными процессами, протекающими в нашем мозге. Чем выше частота этих ритмов, тем быстрее мы можем вспомнить ту или иную информацию. Во время глубокого сна гамма-ритмы мозга полностью исчезают и возвращаются в тот момент, когда мы просыпаемся ото сна.

В одной статье, опубликованной в журнале "Сайнтифик Амэрикен" приводится интересное исследование: при прослушивании музыки у профессиональных музыкантов наблюдается сильная гамма-активность мозга, в то время как у обычных людей ее не возникает.

Доктор Ольмстед подверг группу из 30 студентов воздействию гамма-ритмов. В течение 6 недель два раза в неделю они прослушивали 30-минутную сессию, содержащую гамма-ритмы. После 6 недель студентам было предложено пройти ряд тестов. В ходе тестирования было отмечено значительное усиление скорости обработки информации. Если до гамма-стимуляции студенты в среднем показывали результат 6.9 балла, то после стимуляции средний балл возрос до 10.6 балла. Также было отмечено значительное улучшение краткосрочной памяти: до стимуляции средний балл составлял 6.0 балла, после стимуляции - 8.2 балла.


В исследовании, проведенном доктором Дэвидом Нотоном изучалось воздействие гамма-ритмов на сильную головную боль - мигрень. В исследовании приняли участи 55 человек, страдающих от хронической мигрени. После 30 дней гамма-стимуляций испытуемые заполнили вопросник, показав следующие результаты: из 55 человек 44% отметили снижение частоты приступов и значительное снижение их интенсивности. В другой группе из 28 человек 53% отметили снижение частоты и интенсивности приступов мигрени.

Гимнастика мозга для детей.

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не только тело нуждается в «разогреве», но мозг нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе. Существует так называемая «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.

Программа «Гимнастика мозга» была разработана в 1970-х гг. американским ученым Полом Денисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым в преодолении трудностей обучения.

Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, рассмотрим, как работает наш мозг, для этого условно разделим его на 4 части: левую и правую, переднюю и заднюю. Не вдаваясь в теоретический обзор, отметим только то, что нас будет интересовать. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой, то есть, когда мы действуем правой рукой активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. Так же левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно правое полушарие (Рис.1).

 

mozg

Рис.1. Функции левого и правого полушарий

Распределение активности между полушариями постоянно чередуется. Максимальная же эффективность работы мозга (творчество, интуитивные прозрения) достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий.

Подводя итог выше сказанному, главными задачами для настройки и подготовки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушарием мозга (в большинстве случаев активизация правого полушария); восстановление связи и баланса активности между передней и задней частями мозга.

Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. А сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст.

Главная идея гимнастики мозга – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Физическое и двигательное развитие ребенка идет параллельно с психическим и умственным развитием. На каждой ступени сенсомоторного развития происходит скачек в развитии мозга. В движении ребенок получает информацию об окружающем мире через органы чувств, получает жизненный опыт, что дает толчок в развитии внимания, памяти, мышления и других высших психических функций, а также речи и интеллекта.

Так как временной промежуток формирования сенсомоторного интеллекта достаточно мал, то существует вероятность его недостаточно полного и сбалансированного формирования. Одна из задач, на которые направлены упражнения гимнастики мозга - это восполнение навыков равновесия, движения или сенсомоторной координации.

Гимнастика мозга состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на высшие когнитивные способности (способности к обучению).

Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:

Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.

Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга, эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

Третья группа – растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга, эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.

Приведем несколько упражнений из комплекса «Гимнастика мозга», которые можно выполнять с детьми 4 – 7 лет.

 

Упражнения движения, пересекающие среднюю линию тела

Данные упражнения помогают использовать оба полушария гармонично, что способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил. Они так же улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.

 

1. Упражнение «Перекрестные шаги»

Встаньте прямо, голова находится по средней лини тела. Одновременно поднимите вашу правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем верните руку и ногу в исходную позицию и поднимите левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяйте эти движения в течение примерно минуты, как будто вы ритмично идете. Голова остается на месте (Рис. 2).

Перекрестные шаги

Рис.2 Упражнение «Перекрестные шаги»

 

2. Упражнение «Ленивая восьмерка»

Нарисуйте большим пальцем вытянутой руки знак бесконечности на уровне глаз. Движение начинайте влево вверх, против часовой стрелки. Сделайте это 3 раза, затем сделайте то же самое другой рукой. Затем повторите всё упражнение правой и левой рукой ещё 3 раза. После этого соедините ладони «в замок» (при этом большие пальцы окажутся перекрещенными) и выполните упражнение ещё 3 раза (Рис.3).

Ленивая восьмерка

Рис.3 Упражнение «Ленивая восьмерка»

 

3. Упражнение «Двойной рисунок»

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой – вниз, и наоборот; разводя в разные стороны (Рис.4).

Двойной рисунок

Рис.4 Упражнение «Двойной рисунок».

 

Упражнения, повышающие энергию тела

Данные упражнения улучшает внимание, способность к самовыражению, спокойное думанье в процессе работы, восприятию информации.

 

1. Упражнение «Энергетическая зевота»

Изображая зевание, плотно закройте глаза и массируйте зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов). Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания. Делайте в течении 1 -2 минут (Рис.5).

 

Энергетическая зевота

Рис.5 Упражнение «Энергетическая зевота».

 

2. Упражнение «Кнопки мозга»

Положите правую руку на пупок, левую на нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки (Рис.6).

Кнопки мозга

Рис.6 Упражнение «Кнопки мозга»

 

3. Упражнение «Кнопки Земли»

Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох (Рис.7).

Кнопки Земли

Рис. 7 Упражнение «Кнопки Земли»

 

Упражнения, растягивающие мышцы тела

Данные упражнения направлены на улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.

 

1. Упражнение «Активизация рук»

Вытяните левую руку вверх над головой, чувствуя, как рука тянется от вашей грудной клетки. Правую руку положите на левую ниже локтя. Левая рука совершает последовательные движения в каждую из четырех сторон, относительно головы: вперед, назад, в сторону и по направлению к уху, а правая рука препятствует этому движению в течение восьми секунд, не давая левой руке двигаться. Теперь встаньте и позвольте левой руке свободно повиснуть вдоль тела. Можете теперь сравнить длину рук, вытянув их вперед перед собой. Если вы правильно делали упражнение, то ваша левая рука станет чуть длиннее правой за счет того, что расслабились мышцы. Повторите упражнение со второй рукой (Рис.8).

Активация рук

Рис.8 Упражнение «Активизация рук»

 

2. Упражнение «Сова»

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой (Рис.9).

Сова1.jpg

Рис.9 Упражнение «Сова»

 

3. Упражнение «Заземлитель»

Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох – выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге (Рис.10).

Заземлитель

Рис.10 Упражнение «Заземлитель»

 

Упражнения, углубляющие позитивное отношение, поднимающие настроение

Данные упражнения повышают способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимают стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогает при чтении вслух.

 

1. Упражнение «Позитивные точки»

Прикоснитесь легко кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Используйте достаточно легкое давление, чтобы немного натянуть кожу. Держите примерно минуту до легкой пульсации под пальцами (Рис.11).


2. Упражнение «Шляпа мышления»

Большими и указательными пальцами обеих рук оттяните уши немного назад, расправляя их. Начните с верхнего края уха и, массируя их, спускайтесь постепенно вниз, до кончиков мочки уха. Повторяйте упражнение не менее трёх раз (Рис 11).

Позитивные точки, Шляпа мышления.jpg

Рис.11 Упражнения «Позитивные точки», «Шляпа мышления»

 

3. Упражнение «Крюки»

Упражнение состоит из двух частей. Первая часть: крестите лодыжки. Вытяните вперёд руки, поверните ладони тыльной стороной друг к другу, и скрестите запястья, ладони при этом соединяются. Теперь переплетите пальцы обеих рук и притяните «замок» к грудине (при этом вы делаете движение, когда сплетённые кисти описывают полукруг через низ и переворачиваются костяшками пальцев вверх, когда приближаются к грудине). Оставайтесь в этом положении около минуты, дышите медленно и глубоко, глаза можно закрыть. Когда делаете вдох, касайтесь твёрдого нёба кончиком языка, и расслабляйте язык на выдохе.

Вторая часть: когда вы закончили первую часть упражнения и готовы приступить ко второй, расплетите «замок» и соедините их кончики пальцев снова перед грудиной. Продолжайте глубоко дышать и поднимать кончик языка к твёрдому нёбу при вдохе. (Рис.12).

Крюки.jpg

Рис.12 Упражнение «Крюки»

В работе с детьми рекомендуется системно применять упражнения «Гимнастики мозга» для тренинга определенных функций. Ее можно применять как пятиминутку между занятиями в детском саду или как физкультурные занятие все будет зависеть, какой конечный результат планируете получить.

 

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, и решить проблему неуспешности ребенка. Высшим достижением педагога, работающего по данной методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, чтобы он мог выполнять их самостоятельно дома. Но поскольку речь идет о детях дошкольного возраста, то необходимо научить родителей применять эту методику дома вместе с ребенком.

Полезные советы для развития мозга.

Советы дает кандидат медицинских наук, координатор Ассоциации междисциплинарной медицины, эксперт проекта «Экология мозга» Елена Анисимова.

Голова должна трудиться

Наш мозг подобен мышцам: если ему не давать ежедневную работу, он дряхлеет, становится ленивым, команду «думай!» не распознает. А вот если нагрузки есть – серые клеточки растут в буквальном смысле этого слова. Ученые описывают этот процесс так: образуются новые синапсы между нейронами, кора головного мозга становится толще и более извилистой, в вещество мозга врастают новые капилляры, аксоны быстрее проводят нервные сигналы, усложняются функциональные связи между отдельными структурами мозга.

Но между тем мозг не так примитивен, как мышцы. Обычной «качалки» (типа ежедневно писать в компьютере по 10 тысяч знаков) ему недостаточно: заскучает и рано или поздно отметет рутину как ненужную. Придется его удивить и даже обмануть необычной гимнастикой.

14 полезных упражнений для мозга

Инфографика АиФ

Нейробика

Эту методику тренировки для наших извилин придумали американцы – нейробиолог Лоренс Кац и писатель Мэннинг Рубин. И вот уже 15 лет мир занимается по книге «Фитнес для ума», выбирая самые подходящие из 83 упражнений для улучшения памяти и развития интеллектуальных способностей.

Для выполнения забавных упражнений вам придется немного «почудить», делать ежедневные дела несколько сумасбродным путем, используя все 5 органов чувств в непривычной комбинации. Выполняя одну и ту же рутинную работу, нам трудно сосредоточиться на новом: память ослабевает, концентрация внимания падает. А вот если делать привычные дела неожиданным способом, мозгу приходится выстраивать свежие связи между нервными клетками и восстанавливать их, если они были утеряны.

Постарайтесь запустить в себе тягу ко всему необычному при каждой свободной минутке, выполняя домашние повинности, по дороге на работу и в магазин, сидя перед телевизором или у компьютера. Делайте упражнения весело, иронично, с хорошим настроением – мозгу очень нравятся эмоции.

6 полезных упражнений

1. Включите в работу левую руку (или правую, если вы левша). Пробуйте ею чистить зубы, застегивать пуговицы на блузке, есть суп, печатать на клавиатуре компьютера и писать письма.

Зачем это делать? Активация моторной коры переносится с левого полушария мозга в правое, что благотворно влияет на творческие способности и нестандартное мышление.

2. Испытывайте новые ощущения, развивайте новые способности. Передвигайтесь по собственной квартире, которую вы хорошо знаете, принимайте душ с закрытыми глазами. Пытайтесь на ощупь определить достоинство монетки, лежащей в кармане. Попробуйте освоить шрифт Брайля – систему чтения и письма для слепых. Договоритесь с домашними общаться целый день лишь на языке жестов.

Зачем это делать? «Накаляются» до предела новые сенсорные области мозга, которые обычно мало задействованы или совсем не трудятся, что также является хорошей гимнастикой для нейронов во всем мозге.

3. Не бойтесь менять привычный имидж. Носите новую необычную одежду, пробуйте новый грим, экспериментируйте с цветом волос и прической.

Зачем это делать? Человек по-разному ощущает себя, примерив новый имидж (вспомните хотя бы «эффект пиджака» для мужчины или «шпилек» для женщины!), и у него меняется образ мысли.

4. Ходите и ездите на работу новыми маршрутами (даже если непривычная дорога будет дольше!), чаще путешествуйте, каждый отпуск старайтесь проводить в новом месте, ходите по музеям и выставкам.

Зачем это делать? Развивается пространственная память и даже увеличивается размер гиппокампа, как утверждают последние исследования физиологов.

5. Почаще меняйте интерьер дома и на работе, еженедельно переставляйте вещи в квартире, меняйте местами кухонную утварь, пробуйте готовить по заморским рецептам, купите новые духи. Несколько минут ходите по квартире, надев на правую ногу туфлю на каблуке, а на ле­вую – тапочку.

Зачем это делать? Привычки утомляют мозг, а новизна стимулирует сенсорные входы мозга, делает жизнь более яркой, запоминающейся.

6. Научитесь нетривиально отвечать на поднадоевшие вопросы типа «как дела?», «что нового?», придумайте каждый раз новые фразы – откажитесь от стереотипов, запоминайте анекдоты, придумывайте сами новые шутки, занимательные истории – и обязательно блесните ими в разговоре.

Зачем это делать? Если вы подходите ко всему произнесенному творчески, с разных сторон, то тем самым стимулируете память и центр речи в мозге – левую височную область зон Вернике и Брока.

150 минут движения – каждую неделю

Помните, что на активность мозга оказывают влияние и традиционные физические нагрузки.

Исследователи из Иллинойского университета США под руководством Артура Крамера обнаружили, что умеренная гимнастика, всего 150 минут в неделю (или 75 минут высокой физической нагрузки), плюс ежедневное хождение пешком не менее 500 метров увеличивают объем коры головного мозга человека во фронтальной и париетальных областях. Они ответственны за рабочую память, внимание и переключение с одного задания на другое. В качестве подтверждения ученые предоставили картинку, полученную компьютерным томографом.


Реклама



Сайт о здоровье

 www.wekzdorov.ru 

 

 Фруктовые букеты в Новотроицке. www.frubuk.ru 


 

Домашний текстиль в Новотроицке.

Бортики в кроватку. Коконы на выписку.

Подушки для беременных в Новотроицке.

  www.vk.com/tekstil56rus