Новости здоровья. Лучшие статьи о здоровье.

5 полезных привычек, которые восстанавливают клетки мозга

 
Загадочный орган.

Даже при невероятном развитии медицины, в теле человека остается орган, который до сих пор является загадкой для ученых.

 Мы говорим с вами о мозге – органе, который можно назвать центром управления организмом.

Именно он отдает команды органам тела, к нему стекается вся информация о состоянии здоровья, он отвечает за чувства, а значит, именно от мозга зависит качество жизни человека!

 

Что же известно об этом удивительном органе?

По сути, не так уж много. Ученые знают, что весит мозг приблизительно 1,5 килограмма, что при этом поглощает до 25% всей энергии человека, и самое важное, мы используем его потенциал лишь на 5%!

Почему это орган настолько сложен для изучения?

Дело в том, что человеческий мозг состоит из сотен миллиардов мозговых клеток – нейронов, которые образуют сложные нейронные связи.

Эти связи и являются настоящей загадкой для ученых.

 

Более того, до недавнего времени считалось, что, как и все органы в нашем теле, клетки мозга стареют без восстановления.

Не было сомнений и в том, что на фоне травм мозга или тяжелых заболеваний поврежденные нейроны погибают безвозвратно.

Однако сегодня ученые признали: нейрогенез, то есть процесс образования клеток мозга, действительно существует!

Мозг имеет способность к регенерации, а значит, пусть и не столь быстрыми темпами, но он способен восстанавливаться и возвращать так называемую «пластичность мозга», ответственную за память, обучаемость и аналитические способности.

Важно лишь понять, как стимулировать свой мозг на выработку новых нейронов и установление связей между ними.

Оказывается, все не так сложно.

Достаточно лишь привить себе 5 полезных привычек, чтобы замечательный процесс под названием нейрогенез заработал на полную мощность!

5 полезных привычек для восстановления нейронов.

1. Тренируйте мозг.

Не секрет, что мозг нужно тренировать. Когда вы думаете, анализируете, запоминаете и выстраиваете логические цепочки, ваш мозг тренируется, а значит, развивается так же, как мышцы.

Очевидно, что развивая «серое вещество», мы становимся умнее.

Но что еще важнее, умственная деятельность активирует процесс нейрогенеза, а значит, способствует восстановлению мозговых клеток и укреплению из связей, даже у лиц, перенесших травмы головы и страдающих от нейродегенеративных заболеваний.

Поэтому, чтобы предупредить развитие старческого слабоумия, важно развиваться в самых разных сферах.

Отличной зарядкой для ума, станет разгадывание кроссвордов и собирание пазлов, а также всевозможные логические игры (шахматы, шашки, нарды).

Кроме того, читайте научную и классическую литературу, занимайтесь конструированием и изучайте иностранные языки, учитесь играть на музыкальных инструментах и осваивайте новые профессии.

Не переставайте учиться и тянуться к знаниям даже в преклонном возрасте.

Это станет залогом ясного ума даже в глубокой старости.

2. Занимайтесь спортом.

Мы привыкли считать, что телу нужна физическая активность, а мозгу – зарядка для ума.

На самом деле мозгу также важно, чтобы организм испытывал регулярные физические нагрузки, ведь любая тренировка, или даже обычная прогулка на свежем воздухе, насыщает мозг кислородом.

Однако улучшение притока крови, насыщенной кислородом, не единственный плюс для мозга.

В процессе физической активности в организме начинают активно вырабатываться гормоны эндорфины, которые предупреждают развитие стресса.

А отсутствие стресса – лучшее, что можно сделать для восстановления нейронов!

Поэтому, невзирая на возраст, пол и физические данные, старайтесь приобщаться к спорту.

Спорт в возрасте

Занимайтесь тем, что вам нравится – играйте в футбол или волейбол с друзьями, занимайтесь фитнесом в тренажерном зале, начните бегать по утрам или катайтесь на велосипеде, плавайте или танцуйте.

Любые физические нагрузки, даже прогулки по лесу, пойдут вам на пользу мозгу.

3. Питайтесь правильно.

Здоровье мозга и его способность к регенерации во многом зависит от того, чем мы питаемся.

Очевидно, что употребляя фаст-фуд и прочую пищу, «напичканную» вредными добавками, мы наносим вред своему организму, и, в частности, мозгу.

Фастфуд

Опасность, таит в себе употребление слишком жирной пищи и всевозможных сладостей, которые в организме расщепляются на «простые» углеводы.

Увлечение такой едой приводит к засорению сосудов холестериновыми бляшками, а значит, к развитию атеросклероза.

А ведь именно это заболевание является первопричиной старческого слабоумия и болезни Альцгеймера.

Чтобы не допустить болезней мозга, и подтолкнуть организм к синтезу новых мозговых клеток, старайтесь придерживаться низкокалорийной диеты, следя за тем, чтобы в ваш рацион попадали разнообразные продукты.

В идеале 2/3 рациона должны составлять растительные продукты (овощи, фрукты, злаки и бобовые культуры), а 1/3 должна приходиться на мясо, рыбу и морепродукты.

Для восстановления мозга крайне полезно употреблять Омега-3 и Омега-6 жирные кислоты.

Омега 3 и Омега 6

Их много в морской рыбе и морепродуктах (креветки, устрицы, анчоусы, мидии), а также в печени трески и растительных маслах (особенно в оливковом и рапсовом масле).

Кроме того процессу восстановления мозговых клеток, способствует употребление имбиря, чеснока и цитрусовых фруктов.

Имбирь, чеснок, лимон

Наконец, не забывайте, что мозг активно потребляет энергию, а значит, чтобы «зарядить» его и придать ему импульс, утро можно начинать с дольки горького шоколада.

4. Занимайтесь любовью.

Ранее мы уже говорили, что мозгу не столько нужно помогать в восстановлении клеток, сколько уберегать его от разрушения существующих нейронных связей.

А для этого нужны естественные антидепрессанты, одним из которых является интимная близость.

Во время занятия сексом организм получает сильнейший заряд энергии, который активизирует все отделы головного мозга, особенно ответственные за память.

Но что еще важнее, в процессе интимной близости в организме активно вырабатываются сразу три важнейших гормона — дофамин, серотонин и окситоцин, которые еще называют гормонами радости, счастья удовольствия.

дофамин, серотонин и окситоцин

Неудивительно, что во время секса мы испытываем настоящую эйфорию, и на протяжении всего дня находимся в приподнятом настроении.

Но главное, выработка этих гормонов предупреждает стресс и депрессию, т.е. ограждает нас от состояний, убивающий клетки мозга.

Поэтому, чтобы ограждаться от негатива, старайтесь окружать себя аурой влюбленности.

Влюбленность

Признавайтесь любимому человеку в своих чувствах, делайте ему подарки и оказывайте знаки внимания, шлите любовные SMS и, конечно же, занимайтесь любовью!

Все это будет способствовать восстановлению нейронов.

5. Научитесь медитировать.

Медитация – это процесс успокоения, осознания, погружения в себя и самоанализа.

Такая практика позволяет понять происходящие вокруг процессы, осознать, что вам нужно и тем самым обрести успокоение.

Данный процесс очень важен для мозга, так как спокойный и уверенный в себе человек менее подвержен стрессу.

Медитация

Медитацию можно сравнить с молитвой. Когда человек верует в то, что у него есть незримая поддержка, он ощущает Божью благодать и испытывает умиротворение.

Говоря научным языком, он становится менее напряженным и больше верит в себя.

Уровень стресса в его организме заметно снижается, но, что еще важнее, возникают альфа и бета волны, благодаря которым мозг начинает синтезировать новые нейроны.

Поэтому, помочь мозгу восстановить нормальный уровень «серого вещества» можно двумя способами – выучить молитвы и начать общаться с Господом, или освоить технику медитации.

Молиться

И то и другое, пойдет вам на пользу!

Человеческий мозг – удивительное творение природы.

Он подобен скульптуре, которая изо дня в день формируется из наших привычек, поступков и мыслей.

Мозг скульптура

И если человек приучит себя жить активной, полноценной жизнью, если он научится мыслить позитивно, и будет заботиться о своих умственных способностях, мозг ответит ему долгожительством и ясным умом до глубокой старости!

Берегите себя!

 

Два эффективных упражнения для ясности в голове, легкости в ногах и хорошего самочувствия.

Часто бывает так, что чувствуется усталость, слабость в ногах и голова при этом теряет свою ясность. Вам знакомо?

Вот упражнение, позволяющее вам восстановить хорошие ощущения. Просто с великолепным эффектом.

Следует лечь на пол, на спину. Руки вдоль туловища. Потянуть носки ног на себя, затем от себя. Сделать подобные движения сто раз.

Вы еще не начали делать? Дочитаете чуть позже.

Почувствуйте новые ощущения. Легкость в ногах. Создавайте эти ощущения каждый день. Делайте упражнение несколько раз в день при появлении усталости в ногах. При минимуме времени хороший результат.

Упражнение Льва Толстого.

 
Два эффективных упражнения для ясности в голове, легкости в ногах и хорошего самочувствия.
Два эффективных упражнения для ясности в голове, легкости в ногах и хорошего самочувствия.

Лев Толстой сохранил ясность в мышлении и хорошее здоровье до старости. Простое упражнение имитирующее косьбу травы.

Стоя, тело расслаблено, руки опущены. Выполняется легко и свободно. Поворот вправо, правая рука движется за спину, левая рука- к правому боку.

Поворот влево. Левая рука совершает движение за спину, правая к левому боку. Движения рук без усилий, повороты- легкие скручивающие движения позвоночника.

Важно. Дыхание. Выдох резкий с надувание щек, с усилием через сомкнутые губы.

Помогает решить проблемы с легкими, нормализует давление, пульс.

Начинать с 3-5 минут, доводить до 15-20. При головокружении прекращать. Головокружение на первом этапе- нормально.

Вы еще сидите? В легкости и видимой простоте- высокая эффективность. Разработал доктор П. Павлов.

Некоторые люди стараются экономить на времени, но очень часто такая экономия ведет к существенным затратам в будущем.

Здоровья и хорошего самочувствия.

Эти простые действия усиливают ваш мозг

Как Вы знаете из курса школьной биологии, наш мозг состоит из двух полушарий – левого и правого. Каждое из них выполняет свои отдельные функции. Правое курирует логику и смысл. Если говорить о левом, то оно руководит нашим умением мыслить креативно. В зависимости от того, какое из полушарий работает более активно, таким и будет Ваше поведение.
 

(Чтобы прокачать свой мозг и научиться разбираться в людях, используйте тренажёр викиум)

Люди творческие и креативные эксплуатируют левое полушарие. Тем временем математики,учёные, инженеры используют весь потенциал своего правого полушария. В этом нет ничего странного. Каждый человек рождён для выполнения своей миссии.

Наверное, нет на белом свете человека, который не хотел бы улучшить работу своего мозга. Все мечтают быть интеллектуально развитыми. Причём, часто люди ленятся приложить для этого хоть какие-то усилия. Они думают, что однажды утром вдруг станут самыми умными.

Что ж, вездесущие психологи смогли специально для Вас придумать настоящую панацею от глупости. Итак, выполняйте данные несложные упражнения, чтобы разогнать свой мозг до космической скорости! Пристегнитесь, и погнали!

Для начала нужно определить, левша Вы или правша. Сделать это достаточно просто. Понаблюдайте, какой именно рукой Вам проще выполнять те или иные задания? Когда Вас просят написать что-нибудь левой рукой, то, как Вы справляетесь с этим заданием? Если Вам левой рукой писать проще, значит, Вы левша.

Психологи советуют в одинаковой степени развивать обе руки. В мире существуют люди, которые умело владеют не только правой, но также и левой рукой. По-научному их называют амбисинистрами. Если Вы не один из них, значит, Вам придётся немного потрудиться, чтобы достичь определённых результатов.

Можете начать с простых упражнений. К примеру, берите сдачу не только привычно правой, но и левой рукой. То же самое и с дверями – открывайте их по очереди обеими руками. Можете попробовать есть двумя руками одновременно. Конечно же, окружающие могут Вас неправильно понять. Однако кому есть до них какое-то дело?

Одним словом, старайтесь в равной мере нагружать оба полушария мозга. Изучайте себя и Вы увидите, что это может быть очень увлекательным занятием. Не стоит отчаиваться, если у Вас не сразу будет получаться. Со временем Вы увидите, как обе Ваши руки могут одинаково успешно справляться даже с самыми сложными задачами.

Спасибо всем за внимание! Не забываем ставить лайки и оставлять комментарии.

 

5 упражнений, которые вернут вам 10 лет молодости

Разбираем советы нейробиолога о том, как можно повернуть время вспять: сохранить ясность мышления, хорошее настроение, цепкую память
Нейробиолог поделился с читателями "Комсомолки" полезными советами.Нейробиолог поделился с читателями "Комсомолки" полезными советами.Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Американская нейробиолог Венди Сузуки, руководитель лаборатории в Нью-Йоркском Университете стала по-настоящему знаменитой, когда написала книгу о том, как можно повернуть время вспять: сохранить ясность мышления, хорошее настроение, цепкую память, как в молодости. На русском этот мировой бестселлер назвали «Странная девочка, которая влюбилась в мозг». Наш корреспондент прочитала книгу, чтобы понять, какие упражнения способны нас сделать моложе.

1. Даешь аэробику! Делай раз!

Долгое время считалось, что после достижения взрослого возраста нервные клетки у человека не образуются. Однако, исследования доказали, что физические упражнения приводили к обновлению нервных клеток в гиппокампе - структуре головного мозга, отвечающей за настроение и память.

Именно благодаря физической активности происходит большая часть положительных, омолаживающих изменений мозга. Кора увеличивается, растут кровеносные сосуды, а значит улучшается кровоснабжение, выделяются гормоны радости и нейротрасмиттеры - химические вещества, передающие нервные импульсы.

Анализируя данные пожилых пациентов, ученые получили данные, что физическая активность снижает риск развития старческого слабоумия, улучшает внимание и память.

Что делать: Венди Сузуки считает, что лучше всего омолаживают аэробные нагрузки. То есть отправляемся в зал на групповые занятия - ничего сверхестественного!

Физические упражнения способствуют обновлению нервных клеток. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Физические упражнения способствуют обновлению нервных клеток.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

2. Спасаемся от стресса

Стресс наносит большой ущерб гиппокампу и префронтальной зоне головного мозга (той, что отвечает за память, принятие решений). Он снижает объем этих структур, разрушает нервные клетки, замедляет образование новых.

Исследования на грызунах показали, что физическая активность защищает от самого стресса и его последствий. Крыс пугали, а потом некоторым из них давали побегать в колесе. В результате те из них, кто накручивал километры, демонстрировали меньшую тревожность, чем те, кто физнагрузки был лишен. Иными словами, физкультура защищала крыс от стрессовых ситуаций, в которые они попадали.

Почему так? Один из ответов связан с тем, что физические тренировки увеличивают в мозге уровень гормонов удовольствия - серотонина, норадреналина, дофамина и эндорфина, а также стимулируют образование нервных клеток.

 У человека физкультура также ослабляет симптомы депрессии. Более того, один из известных способов лечения клинической депрессии - регулярные спортивные тренировки. Правда, данные об улучшении памяти у людей в результате спортзанятий пока недостаточно.

Что делать: плаваем в бассейне или ходим со скандинавскими палками, или бегаем (лучше по радующему глаз и успокаивающему зеленью парку).

3. Улыбаемся

Кроме занятий физкультуры и массажа, которые вызывают в организме выброс эндорфинов, есть масса других способов получения удовольствия. Например, вкусная еда, холодный фруктовый сок в жару, сплав на плотах по бурным рекам, билеты в театр и многое другое. Оказывается, у всех этих действий есть общая черта. Они задействуют зону удовольствия в головном мозге.

Такое же воздействие оказывает на наш командный пункт, например, сладкое. Именно поэтому, находясь не в стрессе мы все больше налегаем на сладости.

Но есть сладости - не самый здоровый метод омоложения. Поэтому автор рекомендует другие приемы. Ряд исследований, например, показал, что добровольные пожертвования на благотворительность и любые другие альтруистические действия активируют центр удовольствия в мозге.

 
Хорошее настроение - залог вечной молодости. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Хорошее настроение - залог вечной молодости.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

И вот приемы, которые рекомендует американка для получения альтруистического удовольствия:

- Оплатите стоящему за вами человеку проезд в общественном транспорте;

- Помогите незнакомому человеку в общественном месте;

- Улыбнитесь и поздоровайтесь на улице с кем-нибудь незнакомым;

- Сделаете что-то доброе для человека, который вам неприятен (это, оказывается, особенно полезно!);

- Соберите мусор на улице или на пляже.

4. Займитесь рукоделием

В последнее десятилетие мир все больше говорит о креативности, ученые пытаются найти определение для этого качества. И все же большинство ученых сводятся к тому, что креативность – это разработка новых идей для решения старых проблем.

Кстати, вопреки расхожему мнению, что за творчество отвечает правое полушание (а за логику левое), вдохновение включает в работу оба полушария мозга. И у нейробиологов все больше доводов в пользу того, что творческое мышление - лишь разновидность обычного.

Мифом, согласно исследований, оказался постулат, что не все люди креативны.

Обычно, когда мы не в состоянии предложить новые идеи, ссылаемся на то, что не всем доступна радость и наслаждение творчества. Однако, выясняется, что творчество – это всего лишь вариант повседневного мышления. И развить его можно также, как и другие когнитивные функции: память, внимание.

Творческий процесс можно запустить, если задействовать одновременно несколько органов чувств. Если выйти из зоны комфорта и испытать свои способности, это тоже стимулирует творчество. Попробуйте изучить что-нибудь новое!

Что делать:

- Придумайте три новых способа спросить у своего ребенка (или у кого-то другого), чем он занимался сегодня в школе (или на работе).

- Придумайте три новых способа погулять с собакой или поиграть с кошкой.

- Найдите новое применение тем вещам, которые обычно выбрасываете - может, их можно доработать с помощью рукодельных приемов?

5. Медитируйте

Медитация активизирует особый вид электрической активности головного мозга. Это гамма-ритмы – наиболее быстрые электрические ритмы мозга. Они происходят с частотой около 40 колебаний в минуту. Гамма-ритмы прокатываются по закоулкам мозга и координируют деятельность на всем вверенном пространстве. Этот вид колебаний наиболее важен, поскольку активизируется при выполнении различных когнитивных функций (внимание, кратковременная память, обучение и восприятие). Таким образом, гамма ритмы «причесывают» различные активности и создают связи с отдельными частями мозга, что позволяют создать единую согласованную картинку мира.

Медитация во время массового занятия йогой. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Медитация во время массового занятия йогой.Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Это можно сравнить с тем, как дирижер управляет оркестром. Гамма-ритмы выступают в роли дирижера, который координирует восприятие, действия, эмоции, воспоминания и тд.

Человек, практикующий медитацию, чувствует себя более осознанно, способен лучше контролировать эмоции и преодолевать стресс.

Нейрофизиологи изучали влияние 8 недель медитации на объем головного мозга. К концу исследования у участников в различных участках мозга увеличился объем серого вещества.

Что делать: начните с малого - устройтесь поудобнее и попытайтесь отключиться от мыслей.

ИСТОЧНИК KP.RU

Как научить мозг выдавать свежие идеи: 16 техник для прокачки

Кем бы вы ни были, ваш мозг может измениться. Неважно, какого мнения о ваших творческих способностях вы сами или окружающие: способности можно развить. 

О том, как это сделать, в книге «Гибкий ум» (вышла на русском языке в издательстве МИФ) рассказывает Эстанислао Бахрах — молекулярный биолог, доктор наук, преподаватель и консультант по лидерству, развитию креативности и инновациям.

 Гены и мемы

Мозг может обучаться и меняться вплоть до самой смерти. Эта способность называется нейропластичностью. Неважно, что вы пережили и какие гены вам достались, — сознание, то есть способ мышления, может изменять структуру и анатомию мозга.

Когда вы открыли эту статью, ваш мозг обладал определенной структурой, некими нейронными связями. По окончании чтения появятся другие связи, и эта структура изменится. Мозг станет лучше, ведь вы узнаете о его возможностях и ограничениях. Если кроме этого вы будете регулярно применять описанные техники, творческий потенциал возрастет.

Как человечество пришло к своему нынешнему положению? Мы выжили в том числе благодаря двум непрерывным процессам: биологической эволюции и развитию культуры. Эволюция заключается в накоплении таких генетических мутаций, которые делают их носителей лучше приспособленными к среде обитания. Это накопление происходит в результате естественного отбора, неосознанного и не поддающегося контролю. В культуре, напротив, главную роль играют творческие силы человечества, кардинальным образом меняющие культурную парадигму. И это полностью осознанный процесс.

Можно провести параллель между творчеством и мутациями генов в ходе эволюции.

Нервная система устроена так, что открытие нового, столь важное в творчестве, стимулирует центры удовольствия. Впрочем, страсть к учебе и исследованиям зависит не только от генетики, но и от детского опыта. Если это действительно так, то наши предки признавали значимость изобретений, защищали новаторов и учились у них: от творческих возможностей таких людей зависело выживание общества в условиях непредвиденных обстоятельств и угроз.

Кроме того, в нашем выживании сыграла важную роль другая, намного более примитивная и действенная сила — покой. По большей части энергия сохраняется, когда не производится активных действий, когда тело и сознание находятся в покое.

Потребность в сохранении энергии настолько сильна, что свободное время мы ассоциируем с отдыхом. Погулять в парке, посмотреть фильм, почитать книгу или просто уставиться в потолок. Включить автопилот. Не тратить энергию. Таким образом, мы, люди, стремимся выполнить два взаимоисключающих приказа мозга: с одной стороны, прикладывать как можно меньше усилий (покой), а с другой — искать и исследовать новое (творчество).

Для большинства из нас, похоже, покой сильнее удовольствия от новых вызовов и идей. К счастью, некоторые гораздо охотнее поддаются радости открытий. Но даже если это не вы, творчество доставит невероятное удовольствие. Творя, мы чувствуем себя прекрасно.

Творческие способности трудно развивать самостоятельно. Во взрослой жизни не так много возможностей для любознательности и новых открытий, зато много препятствий, мешающих рисковать и исследовать. Поэтому мотивация, необходимая для более творческого подхода, быстро угасает, и в результате большинство не считает и не чувствует себя творческими личностями.

В то время как гены передаются от поколения к поколению автоматически, с изобретениями и идеями дело обстоит иначе. Каждый ребенок должен с самого начала учиться, как использовать огонь, колесо или атомную энергию. Единицы информации, которые приходится узнавать для продолжения культуры, называются «мемами» — это термин из книги Ричарда Докинза «Эгоистичный ген». Подпишись на Telegram-канал с мемами от Rusbase
Все мемы — от языка и цифр до теорий, песен и законов — должны быть переданы детям или будут утрачены. Поэтому мемы можно считать культурными эквивалентами генов.

Необыкновенно творческий человек может изменить мем. И если общество примет это, то мем войдет в культуру. Новые песни, идеи, технологии — вот что такое творчество. Впрочем, мемы не появляются спонтанно, как при биологической эволюции с мутировавшими генами. Для изменения традиции нужно приложить усилия, а также обучить последующие поколения. Все новое требует внимания, а это весьма ограниченный ресурс.

 Мы не в состоянии обрабатывать слишком много данных сразу, и постоянная занятость мешает придумывать что-то из ряда вон выходящее. Бóльшая часть времени тратится на повседневные дела на работе и дома.

Иными словами, чтобы стать более изобретательными в любой области, нужно «освободить» львиную долю внимания.

Если мы все время заняты, вряд ли нас посетят идеи, способные изменить или улучшить товар, песню или образ жизни.

Дадим определение: творчество — это умственная активность, посредством которой в определенный момент в мозге происходит озарение, влекущее за собой новую ценную идею или действие. Это разрушение привычных, устоявшихся моделей мышления, что случается со всеми, с одними чаще, с другими реже.

Новые пути

Представим на мгновение: мы на верхнем этаже небоскреба, перед нами раскинулся ночной город. Кое-где в окнах горит свет. По улицам снуют машины, освещая путь фарами, и мерцают фонари. Наш мозг похож на город в темноте, в котором всегда освещены отдельные проспекты, улицы и дома.

Продолжим эту метафору: мозг «освещается» самыми разными способами. Мы можем «зажечь» огромное количество «фонарей» — создать нейронные связи, но лишь некоторые «улицы» (нервные проводящие пути) будут освещены на всем их протяжении. Поэтому мы стремимся использовать одни и те же данные для решения разных проблем, как будто идем по освещенным улицам в поисках знакомой информации или ощущений. Тем не менее остаются и другие, непроторенные пути, на которых поджидают необычные идеи и решения.

Мы живем как будто в полуавтоматическом режиме, решаем большинство задач исходя из опыта, достоверных данных и культуры. Это три больших, всегда освещенных проспекта.

Мозг всегда бережет силы, чтобы выжить в случае непредвиденного бегства или сражения. Именно поэтому при решении интеллектуальной задачи мы в первую очередь обращаемся к имеющимся знаниям.

Наш опыт — постоянный источник информации. Но если нам нужны неизбитые формы или идеи, если мы жаждем вдохновения или откровения, придется приложить усилия и зажечь новые «фонари» (другими словами, образовать новые нейронные микросети). Усилие требует расхода энергии. В случае удачи мы находим разные ответы на один вопрос, разные решения одной проблемы. Назовем это творческой задачей.

Чем точнее формулировка творческой задачи, тем легче найдется ее решение. Представим: творческая задача — это рисунок на коробке, без которого сложно собрать пазл.

Какой путь на работу, в школу, университет или куда-то еще, куда приходится ходить каждый день, мы выбираем? Всегда или почти всегда — неизменный. Тот же проспект, те же улицы, то же метро или автобус. Зачем идти по другой улице или ехать на другом автобусе, если мы уверены (знание), что наш обычный путь приведет нас к цели (культура и опыт)? Мозг не хочет прилагать лишние усилия и тратить энергию на то, что уже устоялось. Проходит время, накапливается опыт, и в нейронных сетях образуются модели и структуры мышления — освещенные проспекты большого города. Как мы увидим далее, процесс творчества разрушит эти модели и структуры, открыв дорогу тому, что в них не укладывается.

Не мыслю, следовательно, существую

Игровые занятия в начальной школе не приняты. Наше образование строится на некритическом поглощении информации, добытой предыдущими поколениями. То есть львиная доля решений опирается на знакомую информацию, на воспоминания.

У слов «воспоминание» и «поминки» общий корень, поэтому с некоторой натяжкой можно сказать, что в основе большинства решений что-то мертвое. В результате мы перестаем думать. Учимся не думать. Когда в поиске ответа мы рассчитываем на образование и накопленный опыт, мышление умирает. И именно поэтому многим так трудно задействовать воображение и творческие способности. Творческое мышление требует умения создавать ассоциации и связи между двумя или несколькими разными темами, а значит, новые категории и понятия.








Разогрев для мозга — упражнение Эдварда Де Боно на создание ассоциаций и связей между разными темами
  • Выберите наугад четыре слова.
  • Придумайте критерий, по которому одно станет лишним. Например: собака, облако, вода и дверь.
  • Критерий 1: собака, вода и дверь могут находиться в доме, а облако — нет.
  • Критерий 2: в словах «собака», «вода» и «облако» есть буква «о», а в слове «дверь» ее нет.
И так далее…

 

Дополнительные техники
  1. Случайным образом выберите шесть слов и разделите их на две группы по три слова. Для каждой группы должен быть свой принцип выбора.

  2. Составьте два списка (А и Б) по четыре слова в каждом. Придумайте критерий, по которому слово из списка А ассоциируется со словом из списка Б.

  3. Составьте список из пяти слов, выбранных наугад. Выберите одно из пяти слов и найдите принципы, по которым его можно связать с остальными четырьмя.

  4. Выберите два любых слова. Свяжите их так, чтобы они представили собой идею для бизнеса. Добавьте третье слово, выбранное наугад. Подумайте, каким образом обозначенное им понятие поможет увеличить прибыль от этого бизнеса. Добавьте четвертое первое пришедшее на ум слово. Теперь подумайте, как соответствующее понятие поможет сделать бизнес экологичным и способствовать бережному отношению к окружающей среде.

  5. Выберите наугад пять слов. По любому принципу определите, какое из обозначенных ими понятий самое ценное, полезное, опасное, привлекательное, долговечное, дешевое и т. д.

  6. Выберите пять случайных слов. Два из них расположите в противоположных концах линии. Расставьте остальные слова так, чтобы каждое было каким-либо образом связано с расположенным справа.

  7. Выберите два любых слова. С помощью этих двух слов создайте сцену убийства. Добавьте еще три слова, выбранных наугад. Каждое из них должно стать уликой. С помощью этих доказательств придумайте обстоятельства убийства и подозреваемого.

  8. Возьмите четыре любых слова. Из них выберите два, которые по какому-либо критерию являются противоположностями.

  9. Выберите случайным образом четыре слова. Используя именно эти слова (не производные и не ассоциации), придумайте газетный заголовок. Напишите аннотацию статьи под него.

 

 Наше мышление можно назвать репродуктивным, поскольку при решении проблем мы опираемся на прошлый опыт, то, что случалось ранее или с чем мы когда-то имели дело. Неосознанно мы спрашиваем себя: чему я научился в жизни? После этого выбираем самый многообещающий подход и отвергаем остальные.

Мозг целенаправленно и неуклонно ищет решение на основе прошлого опыта. Это так называемые доминирующие модели мышления, которые упрощают жизнь. Мы можем работать, водить машину или кататься на велосипеде именно благодаря этим моделям, помогающим быстро усваивать сложные данные.

Мыслить творчески означает мыслить продуктивно. Следовательно, при творческом подходе мы не бросаемся на проблему, вооружившись прошлым опытом, а задаемся вопросом: сколько есть точек зрения на нее, способов ее переосмысления и решения? Цель — придумать как можно больше ответов, в том числе нешаблонных. Репродуктивное мышление лишено гибкости, что становится причиной неудач: решения, найденные с его помощью, в точности повторяют наш прошлый опыт или — по меньшей мере — внешне похожи на него. Привычное мышление порождает стандартные и неоригинальные идеи.

 

Техника шести слов В чем суть творческой задачи? Ты можешь описать ее одной фразой из шести слов? «Сделать то, что никому не удавалось», «Клиенты, с радостью использующие мой товар», «Сдать в эту сессию все экзамены», «Оставаться довольным холостяком как можно дольше» и т. д. Формулируя сложную проблему одной фразой из шести слов, вы стимулируете свое воображение.

 

 

Пабло Пикассо говорил: «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

Одна из форм творческого мышления — концептуальное смешение — позволяет проводить ассоциации и создавать связи между разными темами. Для новых возможностей нужно «освободить» мысли. Дети в этом — настоящие эксперты, они творят спонтанно. Уже в школе нас учат определять, проводить различия, разделять и распределять по категориям. В дальнейшей жизни эти категории остаются разделенными и не соприкасаются. «Жидкое» мышление ребенка как будто застывает в формочке для льда, где каждая ячейка — это категория. Другими словами, наши мысли замерзают.

Один плюс один равно один

Давайте рассмотрим модели логического мышления в действии. Предположим, что передо мной стоит творческая задача сделать бассейны более удобными. Я совершенно точно знаю из прошлого опыта, что такое бассейн, поэтому в поисках решения доминирующие модели мышления растопят кубик льда под названием «бассейн». Неважно, сколько раз я растоплю этот кубик, все, что я смогу, будет лишь незначительным улучшением. Мои ресурсы ограничиваются знаниями о бассейнах и пловцах.

Теперь представьте, что я растопил другой кубик льда — категорию подъемных кранов — и поместил его в одну емкость с кубиком «бассейн». Если растопить их и смешать, получится однородная жидкость. Один плюс один равно один, не два. Соединив понятия «бассейн» и «подъемный кран», я получаю куда больше возможностей для ассоциации и установления связей и в итоге для творчества. В моем воображении возникнут бассейн, который поднимается, как строительный кран; бассейн, сделанный из стали; и даже бассейн с грузоподъемным блоком, чтобы перемещать его с места на место. Более того, творчество в любой области — искусстве, науке, технологиях и даже повседневной жизни — предполагает способность разума смешивать очень разные понятия и темы. Наиболее успешные творческие идеи человечества представляют собой новое сочетание давно известных вещей.

Концептуальное смешение может привести к невероятным последствиям, в частности к возникновению абсолютно новых и нестандартных идей.

Нас учат логическому и аналитическому мышлению, поэтому у большинства способность находить ассоциации между несвязанными категориями не слишком развита. Нам сложно сочетать вещи, которые на первый взгляд не имеют ничего общего, как бассейн и строительный кран. Это неумение сильно ограничивает творческие способности. Мы воздвигаем мысленные стены между разными понятиями — кубиками льда, каждый из которых лежит в своей ячейке формы.

 

Техника «Один плюс один равно один» Когда одна капля воды соединяется с другой, образуется одна новая капля, а не две. Когда к одному понятию добавляется другое, вместе они составляют новую категорию, а не две отдельные. Один плюс один равно один. Вот небольшая тренировка воображения. Запишите имена десяти самых близких человек, затем обратите внимание на первые буквы их имен. Например, «Мария» — «М», «Александр» — «А» и т. д. Запишите слова, которые ассоциируются у вас с этими буквами, например «м» — мартышка, «а» — автомобиль. Сочетайте соответствующие понятия парами, выдумывая что-то новое. Например, «мартышка» плюс «автомобиль» равно автомобиль в форме банана.

 Кроме концептуального смешения, есть другой способ освободиться от доминирующих моделей мышления — исходить из сущности и назначения вещи. Попробуйте отказаться от названий, обозначений и категорий и взглянуть на предметы с позиции наших далеких африканских предков.

Назначение автомобиля — перевозить людей, назначение зубной щетки — чистить зубы. Причина, по которой мы пользуемся одноразовым бритвенным станком, — острое лезвие. Получив задание «улучшить систему банковских вкладов», я задумаюсь о сути вклада. Допустим, это «безопасное сбережение денег на будущее». Что связано с хранением? Белки прячут еду на зиму, парковщики следят за машинами гостей ресторана, в портовых контейнерах хранится товар, в ангарах стоят самолеты и т. д. Попробуем связать эти явления в поисках новых идей для улучшения системы банковских вкладов. Например, зимой (по ассоциации с белкой) банк может выплачивать бóльшие проценты, чтобы побудить людей в холодное время года чаще делать вклады.

Другая похожая техника — стать частью проблемы. Если продолжить пример с банком, представим, что мы — сейфы в банке, то место, где хранятся деньги. Что бы вы сказали банкиру? А клиенту? Каким бы вам хотелось быть: маленьким или большим? Разноцветным или однотонным? Стоять в помещении или снаружи? Представляя себя сейфом и отвечая на вопросы, можно придумать что-то новое и необычное.

 

Техника «Я — задача» Представьте себя проблемой или ее частью. Посмотрите на ситуацию с этой точки зрения. Как бы я почувствовал себя на месте моей задачи? Что бы я сказал себе? Что бы я почувствовал, если бы стал идеей, которую развиваю? Что бы я самому себе посоветовал? Все три техники — концептуальное смешение, поиск сути или причин задачи и постановка себя на место проблемы — вводят элемент случайности для преодоления логической модели мышления.

  

Техника «Суть задачи» Если ваша творческая задача — жить более спокойной, расслабленной жизнью, спросите себя: какие предметы излучают спокойствие? Кто ведет неспешную жизнь? Черепахи? А что представляют собой черепахи? И, исходя из этого, начните работать с ассоциациями и придумывайте идеи для решения вашей задачи. Выявление сути и причин освобождает воображение от оков, которые иногда могут накладываться словами, категориями и обозначениями.

  

Техника взаимосвязи Если ваша задача — нововведения в мойке машин, составьте список всего, что моют (волосы, одежда, улицы, ногти, собаки и т. д.). Ключевые слова: «мойка», «мыть», «чистка». Найдите связи и ассоциации, которые можно будет применить к мойке машин.

  Первым о роли случайности в создании моделей мышления, отличных от установленных образованием и опытом, заговорил Леонардо да Винчи. Он приходил к удивительным идеям, вдохновляясь предметами, не имевшими между собой ничего общего. Перед ним стояла задача применения этих идей. Он мог рассматривать пятна на стене, пепел от костра, облака или следы в грязи.

Особенно интересны эти методики тем, что, обратив внимание на два разных предмета, понятия или идеи, вне зависимости от того, насколько они далеки друг от друга, мозг установит между ними связь.

 

Техника Леонардно Да Винчи Леонардо говорил: нельзя что-то по-настоящему узнать, не рассмотрев это с трех-четырех разных точек зрения. Настоящее понимание приходит из слияния всех этих точек зрения воедино. Например, при разработке первого велосипеда он подошел к задаче с точки зрения транспорта (лучший дизайн), инвесторов (кто может профинансировать создание прототипа и производство), конечного потребителя (кто будет им пользоваться) и города (где на нем будут ездить). Все это нашло отражение в финальном проекте велосипеда. Согласно исследованиям в области педагогической психологии разнообразие перспектив способствует развитию творческих способностей и лучшему пониманию вещей.

 

 

С техникой концептуального смешения можно подступиться к нескольким задачам одновременно. Иногда одна проблема «заражает» другую, благодаря чему можно использовать идеи, связанные с первой, для решения второй, и наоборот. Как правило, мы занимаемся сначала одной проблемой и только затем переходим к следующей. Полезный совет: попробуйте заняться двумя проблемами одновременно.

Представьте, что вы строите карточный домик, как в детстве. Он поднимается и растет совершенно предсказуемым образом и вдруг достигает критической точки и падает. Так же происходит, когда мы представляем себе случайный предмет, понятие или идею и мысленно пробуем совместить с нашей задачей.

Возможно, в какой-то момент случайно и неожиданно работа воображения повлечет за собой новую мысль. Нейроны «загорятся», как лампочки, и образуют связи, от них «зажгутся» соседние, и начнется цепная реакция. Лавина мозговой активности накроет и другие меньшие нейронные сети, подобно тому как карта за картой рушится карточный домик. До падения домика карты расставлены одним образом, а после лежат по-другому.

Так же и мысли выстраиваются в определенном порядке, пока не достигнут критической точки и не перегруппируются в новые идеи.


 
 

Мы создали полку на Bookmate, куда складываем книги, которые рекомендуют герои наших интервью и колумнисты
 
 
Туда же попадает полезный non-fiction, который упоминался на Rusbase по тегу#Books.

 Нашим читателям — месяц на Bookmate бесплатно: введите промокод RUSBASE по ссылке http://bookmate.com/code.

 
 
 

 

 


Материалы по теме:

Как заставить свой мозг добиваться поставленных целей?

Как научить свой мозг запоминать все, что угодно

Что такое поглотители времени и как с ними бороться

Как развить эмоциональный интеллект? 4 практических шага

Вреден ли полный рабочий день для нашего мозга?

 

Фото на обложке: IconicBestiary/Depositphotos.

Как развить креативное мышление.

Я очень часто сталкиваюсь с людьми, которые не считают себя творческими, но ищут способы как развить креативное мышление. Они не реализуют свой творческий потенциал и энергию ни в одну из созидательных форм: пусть то на лист бумаги, полотно или холст, музыку и т.д.

Они — никак не выражают свою индивидуальность.

Конечно некоторых, кто привык взаимодействовать с миром на уровне потребления (поел, посмеялся, поспал, покакал – будем выражаться корректнее) этот вопрос вообще не интересует.

Однако, гораздо больше тех, кто все же ищет способы самовыражения, развития своего творческого мышления и своего внутреннего мира. Ищет ответ на вопрос как развить креативное мышление.

 

как развить креативное мышление

 

Именно им и посвящена эта статья. Отвечаем на вопрос:

 

Как развить креативное мышление.

Креативное мышление – это процесс создания нового, путем объединения и переплетения различных участков знаний. Это отличное качество способствует достижению успеха едва ли не во всех сферах жизни. Поэтому, совершенно логично, что сегодня многие люди во всем ищут креативность.

 - Но как же его прокачать?

 Существуют следующие советы по увеличению вашей креативности. Вот они:

  • Избавиться от неуверенности в своем творческом потенциале и своих способностях
  • Внести разнообразие в свою жизнь: изменить привычки, поменять режим, поменять привычную программу
  • Больше читать, смотреть фильмов, слушать музыку – и ко всему придумывать продолжение
  • Попробовать свои силы в каком либо творчестве
  • Больше фантазировать. «Запад» — советует начать с разглядывания облаков, выискивая там очертания знакомых (или давно забытых :) ) предметов

 И, конечно, они способствуют его совершенствавнию, НО!

Кроме первого пункта, которого вообще не должно быть в вашей жизни в любом его проявлении – эти методы неэффективны. Если вы хотите форсировано развить свою креативность, я не советую использовать их по трем причинам:

  1. Они занимают слишком много времени, а это непозволительно дорогой ресурс в современном мире.
  2. Выполняя предложенные действия, вы не креативность тренируете, а тренируете только сами эти действия. Находить в облаках дядю Васю, конечно, важный навык, но врядле он поможет найти вам новых клиентов для своей фирмы.
  3. Без конкретных результатов (а их не будет, т.к. советы не заточены на конкретику) Вы не увидите своего роста. А без наглядных результатов ваше подсознание продолжает работать в старом режиме. Режиме НЕ-креативности.

 креативное мышление

 Поэтому, если до этого момента вы мыслили «по рельсам», я предлагаю начать развивать свою креативность в первую очередь – в нужной вам сфере деятельности.

Не стоит развивать «общую креативность» — результаты будут скромными. Вы – взрослый человек, а время на то, что нужно было развивать с детства – сейчас не наверстать. Поэтому, тратьте свое время сегодня только на то, что дает результат, развивает Вас быстрее в конкретном направлении. А уже после достижения результатов – переходите в другие направления своей деятельности и творчества.

Это разовьет ваше креативное мышление гораздо быстрее поп-психологии западных «гуру».

Итак,

Учимся генерировать идеи в конкретном виде деятельности.

1. Четкая постановка задачи и ориентация своего мышления

Для решения многих проблем зачастую бывает достаточно четко сформулировать задачу. Это – практическое решение любых вопросов. Ставя четкую задачу, вы ориентируете свой мозг работать в поиске любых решений. Нестандартных в том числе.

Ориентируйте ваше мышление на четкое решение задачи – дайте себе указание «нужны идеи только – тут и тут». В нашей голове проносятся множество мыслей, и по большей части – они бесполезны. Сделайте их полезными. Увеличивайте полезность своих мыслей, определяя для себя четкую задачу. И если подметили, что думаете о другом – возвращайте себя в русло.

Думая в выбранном направлении, вы задаете программу своему сознанию и подсознанию на поиск нужного решения – идеи.

 Рекомендация:

 если вам кажется что идеи «не идут» и возник ступор – переключитесь на другое занятие или вовсе отдохните (не думая при этом о своей задаче) минут 20-30.

Наш мозг генерирует идеи из имеющихся у нас знаний, они не берутся «из ниоткуда». Причем, чем больше знаний из разных областей, тем креативнее идея на выходе. Переключаясь на другое действие, сознательно или  подсознательно вы ищите решение дальше, а значит, используете новые каналы знаний.

При отдыхе же – вы убираете «зацикленность» мыслей на одних и тех же каналах. И, возвращаясь к процессу поиска идей вновь, вы также используете новые каналы информации.

 

2. Сохраняем и развиваем свои идеи.

Очень часто мы забываем о том, о чем думали. Чтобы это не распространилось и на наши идеи — заведите себе блокнот и записывайте туда все возникающие идеи. При этом возьмите следующие правило на вооружение:

 

на идеи не распространяется критика.

 

А значит, любая идея – пусть даже самая креативностьбредовая, должна отправляться в Ваш

блокнот.

Во первых, так Вы не убиваете идею в зародыше.

Во вторых, бредовая идея может оказаться ключом к развитию другой.

В третьих, когда Вы записываете любую идею, Вы ее формулируете более четко, а значит, рассматриваете с разных сторон, а значит – возникают предпосылки к ее развитию

В четвертых, вы постоянно работаете со своей «базой идей», а значит – будут постоянно возникать новые!

Более подробно об этом написано в блоке статей «майндмэппинг и майндменеджмент — руководство к применению»)

 Рекомендация:

 в блокнот записывать не всегда удобно, поэтому рекомендую использовать следующую схему:

Все идеи записываете «в заметки» мобильного телефона – т.к. мобильник часто  рядом, и один раз в день (два), в спокойной обстановке переносите заметки в блокнот.

Если мобильника рядом нет (в ванне, например) используйте следующую технику чтобы не забыть идею:

Придумайте себе визуальную ассоциацию на свой «банк идей» в голове. Например, Ваша спальная комната. Закройте глаза и воспроизведите в вашем воображении все, что там расположено до мелочей– походите по ней в вашем воображении, посидите на кровати, потрогайте стол, откройте и загляните в шкаф – что там лежит?

Это место в Вашей голове и будет вашим «банком идей»

Теперь, когда у Вас возникла новая идея, например «статья о развитии креативности» Вы визуализируете ее, прикрепляя ассоциацивный образ – например, «обезьяна в розово-с-голубым галстуке с ручкой и листком» и помещаете ее в свой «банк идей в голове». Например – в шкаф.

Теперь проверяем: закрываем глаза и отправляемся в «банк». Осмотревшись, мы открываем шкаф, а оттуда на нас выпрыгивает обезьяна. Что это было?

Наша идея «статья о развитии креативности».

После переносим ее в мобильник или блокнот – когда это возможно.

Схема работает на 100%. Главное, выбирайте яркие образы-ассоциации с темой идеи.

 

Как видите все довольно просто. Всего два пункта, позволяющих достичь желаемого:

  1. Четкая постановка цели и ориентация своего мышления на задачу
  2. Сохранять и развивать свои идеи

 

креативно мыслить

 

(…и они неплохо развивают в выбраннойсфере деятельности :))
…и они более чем эффективны, для развития креативности. Тем более, если считаете, что у вас с этим проблемы.

Вот и весь ответ на вопрос: как развить свою креативность 

Используя эти правила, вы без больших временных затрат, но существенно накачаете креативность своего мышления, приучите себя мыслить подобным образом и постепенно увеличите свой творческий потенциал.

А значит, возникнет желание искать пути его реализации. Что вы при этом выберете: писать, рисовать, играть – уже не важно.
Тренируйтесь! Свежих вам идей и успехов!

 

С уважением, Вадим Берлин.

Как использовать мозг для генерации идей на 100%

Что сдерживает креативность?
 

Самая популярная теория всей истории.

Теория утверждает, что левое полушарие отвечает за аналитику, логику и докучливость. Оно ассоциируется с музыкальным интеллектом и образом восприятия жизни. Люди с доминирующим левым полушарием мозга хорошо учатся в школе, но обладают ограниченной творческой способностью.

Правая гемисфера более креативна, наполнена фантазиями и неорганизованностью. Однако полушарие управляет всеми видами интеллекта за исключением музыкального, из-за чего ему не отдают должного внимания. Поэтому доминирование правого полушария накладывает на людей комплекс вины за свое мышление и на них часто вешают ярлык «труднообучаемый».Теория разделения мозга
 Давайте вспомним известных личностей.

Учитель Эдисона говорил, что научить его чему-то было сложно. Преподаватель музыки Людвига ван Бетховена предупреждал родителей ученика: «он достаточно глуп для композиции». А Эйнштейна считали умственно отсталым – он не читал до семи лет.

А знаете ли вы, что Эйнштейн получил признание еще в школе и великолепно знал математику? А ещё он с 6 лет он стал вожаком коллектива.

 Эйнштейн получил признание еще в школе и великолепно знал математику

А если углубиться в поиск, то окажется что большинство историй об изобретателях частично фальсифицированы. Подозреваю что подобные сюжеты рассказывали студенты-двоечники.

Роджер Сперри и его теория разделенного мозга

Теорию разделенного мозга обосновал профессор Роджер Сперри. Она удостоилась Нобелевской премии 1981 года и быстро завоевала поклонников в корпоративном мире. Теория доступно объясняла способность генерировать идеи у одних людей и трудности у других. Креативщики заряжали свое правое полушарие с помощью игрушек, подушек-думок и специальных комнат. Их учтивое отношение признавалось частью креативной эксцентричности.

Организации стали проводить тренинги, стремясь выключить левое полушарие у людей.

Но можем ли мы убрать одно полушарие? Правда ли, что креативность – результат правостороннего доминирования?

Нет. Развенчаем этот миф.

Глубокое понимание мышления

В 1998 году Бренда Миллер, Ларри Сквайр и Эрик Кандел опубликовали статью с описанием «интеллектуальной модели». Она давала более четкое определение креативности. В пользу новой теории высказываются и неврологи.

Согласно предложенной модели, анализ и интуиция задействованы во всех режимах. Не левое и правое полушарие, а цельный мозг. Исследования подтверждают данную гипотезу.

Концепцию одновременного использования обоих полушарий мозга обосновали доктор Барри Гордон и Лиза Бергер в статье «Интеллект: Улучшайте память для развития». Краткое содержание отражено ниже.

Концепция одновременного использования обоих полушарий

 

Концепция одновременного использования обоих полушарий

С момента рождения человеческий мозг получает сведения о вещах, сортирует их и раскладывает по полочкам. По мере поступления информации мозг проводит внутренний поиск среди хранящихся данных. Когда находится соответствие, предыдущие воспоминания соединяются с новыми, что приводит к возникновению мысли.

Процесс сортировки и хранения называется анализ. Поиск и объединение – это интуиция. Оба процесса необходимы для полноценного мышления и генерации новых идей.

Интуиция задействуется даже в математических расчетах. Мы вспоминаем ранее усвоенные формулы и символы для применения их к задаче.

Умственная память объединяет анализ и интуицию в форме обучения и воспоминания даже в обычной ситуации.

Бытовые проблемы вовсе не вызов. Креативный подход к ним – уже прорыв. А разработка потенциальных сравнимо с открытием банки с червями.

Что сдерживает креативность?

Почему идеи даются с трудом? Что тормозит нестандартное мышление?

Что сдерживает креативность?

Из-за двух факторов.

Первый – стремление превратить муху в слона.

Мы заставляем мозг думать о том, чего не было. Шансы придумать нечто на пустом месте призрачны подобно встрече с пришельцами.

Креативные люди используют идеи из разных источников, развивающих их мышление.

Второй – подсознательная одержимость порядком.

Замыслы не рождаются в лабораторных кристальных условиях. Подобно дорогам и водопроводам в городе, они взаимосвязаны между собой. Когда вы работаете в зоне комфорта, мозг фокусируется на чистоте. Все судорожные попытки создать нечто новое терпят поражение.

Предположим, вы нашли точку 1. Через 20 минут мозгового штурма переходите к пункту 2 и так далее. В каждой главной категории присутствуют подпункты (а, б, в…). Внезапно вариант 3б кажется лучше способа 2в. Это отражается стрелочкой в нужном направлении. Подобное повторяется многократно.

Пространство становится засоренным. Мышление пытается удержать его в чистоте, а воображение стремится проявить себя. Вы грезите и машинально рисуете, прибавляя мусора на поле. В итоге вы комкаете бумагу или стираете предыдущее со смартфона и начинаете снова.

Прием очень полезен, если конечная цель четко обоснована. А вдруг таковая отсутствует? Что делать, если результат неизвестен?

Ментальная картография

Внедрите ментальные карты. Техника, созданная Тони Бузаном настраивает на креативный процесс мозг полностью.

Доминируют ли мышлением слова или предопределенные схемы? Или через него проплывают впечатления, ключевые слова и образы, соприкасаясь друг с другом в виде ассоциаций.

 И последнее.

Вот 5 шагов создания визуальной схемы мышления:

1. Начните со символа или картинки, отражающей тему головоломки. Расположение изображения в центре откроет мышлению все 360 градусов ассоциативного поля. Иконки запоминаются легче слов. Они поднимают вашу способность креативно осмыслить тему.

2. Выписывайте связующие нити. Это самородки ассоциаций и вызова, обогащенные информацией. Запишите по одному ключевому слову на каждый путь, освобождая мозг от необходимости делать многочисленные креативные связи. Прием дисциплинирует сосредоточиться на самом подходящем слове, повышая точность и минимизируя засоренность.

3. Связывайте ключи с главной картинкой линиями. Формируя смысловые ветки, вы отразите взаимодействие с основной темой или другими элементами

4. Рисуйте узлы поменьше, дополняющие мысль при необходимости. Дендриты содержат конкретный текст с пояснением каждого слова.

5. Для лучших ассоциаций и активизации мыслительной деятельности используйте картинки, цвета, масштаб и коды.

Для четкости диаграмм применяйте тонкие маркеры или (в случае использования специальных программ) разные размеры шрифта и толщину линий. Визуальные ментальные карты помогают собрать несовместимые идеи и сбалансировать мозговую деятельность.

Как генерировать идеи

Итак, мы уяснили важность глубокого мышления для повышения продуктивности. Многие привыкли поверхностно изучать проблему и получать итог на пределе возможностей. Однако чтобы добыть поистине хорошую идею, иногда приходится приложить большие усилия. Они дают возможность развить потенциал вспышек подобно успешным людям.

Уильям Дагган считал, что молниеносному решению способствуют два шага – примеры из истории, когда вы изучаете опыт предшественников, и присутствие замысла, открывающее мозг открытиям. Только достойные примеры и подходящие варианты остаются в поле зрения. Озарение подскажет верный путь в зависимости от обстоятельств.

Переходите от теории разделенного мозга до использования полного потенциала управляющего центра человека. Сплоченная работа обоих полушарий принесет больше пользы, чем функционирование одного из них. Привычка задействовать мозг полностью даст больше преимуществ, а способность генерировать победоносные идеи со скоростью ракеты повысит авторитет.

Креативность улучшает настроение. Она подталкивает к открытию прелести малозаметных аспектов жизни. Чувство нужности удовлетворяет и засасывает. Создавайте визуальные ментальные карты и наблюдайте рост интеллектуальных способностей в реальном времени.

Поиск по сайту


Реклама



Сайт о здоровье

 www.wekzdorov.ru 

 

 Фруктовые букеты в Новотроицке. www.frubuk.ru 


 

Домашний текстиль в Новотроицке.

Бортики в кроватку. Коконы на выписку.

Подушки для беременных в Новотроицке.

  www.vk.com/tekstil56rus